Речь идет про драму «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, которую театр готовил к 75-летию Великой Победы. Спектакль начали репетировать перед самой пандемией в 2020 году. «Сначала московский режиссер Петр Норец, застрявший в Сарове на время самоизоляции, никак не мог начать работу с артистами, — рассказывает завлит. — Работа шла долго и неровно. Практически сразу после начала актеров закрыли на локдаун, репетиции прекратились. Долгое время их не было вовсе, потом постепенно начали „выпускать“ актеров: сначала молодых, потом, со всеми предосторожностями, 65+. Работу завершили, спектакль сдали. Долго ждали открытия сезона, и когда в декабре театр все-таки открылся, пожилым актерам работать так и не разрешили. Премьеру пришлось отложить. И состоялась она только 30 апреля 2021 года…».
Но на этом «приключения» спектакля не закончились. Его отыграли всего несколько раз в апреле-мае прошлого года, однако в следующем сезоне Людмила Афанасьевна Романова (в спектакле она в роли Варвары Капитоновны) уже практически не играла, а 30 декабря скончалась…
Ольга Логинова: «Но нам не хотелось терять этот спектакль — постановка получилась интересная, а показали мы ее всего несколько раз. Поэтому мы фактически восстановили спектакль — ввели в него троих актеров: Валентину Юрину на роль Варвары Капитоновны, Юлию Петрушину на роль Ирины и Алину Порхачеву на роль Танечки.
Мы не отходим от текста пьесы В. Розова, как и фильм «Летят журавли», поставленный по тому же произведению. Но десятилетия, которые пролегли между временем создания кинематографической версии и нашего спектакля, наложили свой отпечаток — мы по-другому смотрим на события. Спектакль получился чуть более современный, но не потому, что мы пытались специально его осовременить, просто мы ставили его в 2020 году и, соответственно, переживаем те события, смотрим на них взглядом человека XXI века".
ИСТОРИЯ О ВОЙНЕ И ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ
Огромный, трехчасовой спектакль прошел на одном дыхании — потому что артисты играли — как дышали, жили в пространстве спектакля, как в родном доме.
Да и пьеса по глубине чувств и мыслей неисчерпаема, бездонна. Это история не о самой войне, а о том, какой люди, попавшие под ее каток, выбирают образ жизни. Жить для других, умереть за Родину и остаться «вечно живым» или — для себя, любимого, скрываться от войны по тылам, жиреть и сгребать под себя все, что плохо лежит. И при этом — умереть еще заживо, потому что это не жизнь. «Кому война, а кому мать родна» — народная мудрость, применимая ко всем войнам в мире.
Есть в этой истории и личный аспект. Главная героиня постановки Вероника (Белка) застряла между двумя мирами — трусов-эгоистов-хапуг и патриотов-альтруистов. Судьбоносный выбор ей помогает сделать любимый человек Борис, погибший на войне. И помогает именно фактом своей гибели — и своей любовью, которая со смертью не кончается…
Это нечастый в последнее время пример спектакля, возвышающего чувства, побуждающего задать себе главные вопросы — зачем я живу? правильно ли я это делаю? что останется после меня? Если хотите, этот спектакль воспитывает — и это именно то, с помощью чего постановка протягивает нить от великого русского, советского театра к театру современному.
Валерия Александрова
МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ: СПЕКТАКЛЬ ЗАБРАЛ ВСЕ МОЕ ВНИМАНИЕ
«В школьные годы нас сгоняли в театр на спектакли, заставляли организовывать концерты и читать стихи. Безусловно, это все очень полезно, вот только одно «но» — тематика в большинстве случаев была одна — война. И как любое мероприятие в подростковом возрасте, на которое тащат силком, встречало отторжение.
И вот близились выходные. Нужно было заполнить эти долгожданные дни каким-нибудь увлекательным мероприятием, а театр мне в этом всегда помогал. Я открыла афишу, и «О боже!» все билеты раскуплены, остались только на «Вечно живые», где основной темой выступает война. Да еще и последние ряды! Потом выяснилось, что спектакль идет три часа… Это было конечно, немного не то, что я ожидала, и, заранее разочаровавшись, отправилась в театр…
Но вот прошла первая половина спектакля, настало время антракта. Выхожу в недоумении — неужели прошло 1,5 часа? Я ни разу не достала телефон, чтобы посмотреть время, ни разу не зевнула! Более того, в самом начале спектакль вызвал бурю эмоций и удерживал все оставшееся время. После завершения антракта мне стало не по себе, осталась всего половина, а так много еще нужно узнать. Вдруг история не получит соответствующего завершения и останутся вопросы, судьбы персонажей не будут до конца сыграны!
Восхитила игра актеров старшего поколения, а именно Максим Солнцев и Ирина Аввакумова, они забрали 100-процентное внимание. Перед каждой фразой у меня замирало дыхание и мелькала мысль: «А что сейчас скажет?». Из молодых актеров запомнилась Елизавета Лашманова, сыгравшая Веронику — главную роль молодой девушки с тонкой душевной организацией, пострадавшей от потери возлюбленного. Она прекрасно вжилась в роль и держала всю картину. Даже показалось, что это ее лучшая роль. А может, я ошибаюсь и все еще впереди!
Не уставая воспевать дифирамбы нашему драматическому театру, скажу, что ни одна постановка не остается без руки художника. Под художником я имею в виду команду театра: режиссера, художника по постановкам, актеров. Каждый спектакль трансформируется под время, вкусы и обстоятельства, которые отвечают настроениям общества и индивидуальным желаниям зрителя".
Ирина Кочеткова
г. «Новый город», 2022 г., № 19 от 18 мая