Статьи

Театральный обмен

В прошлом месяце Саровский драмтеатр принял участие в масштабном проекте «Большие гастроли».
«Большие гастроли. Межрегиональная программа» — это театральный проект, который проводится при поддержке Министерства культуры России. Его цель — вовлечь в гастрольный процесс разные по величине и удалённости от «центра» театры городов России. Он помогает актёрам расширить сценический опыт и получить новый. В рамках проекта участники ездят как в культурные центры страны, так и в ёё отдалённые регионы.
В 2019 году Саровский драмтеатр уже принимал участие в этом проекте. Тогда саровские актёры ездили в Йошкар-Олу. В этом году наш театр посетил с гастролями город Чебоксары и Чувашскую Республику. За 3 дня артисты успели показать 5 спектаклей: «Охота жить», «Мимолётом», «Игроки», и дважды «Пудинг на завтрак — Том на обед».

Ольга Логинова, заведующая литературной частью саровского драмтеатра, поделилась общими впечатлениями от недавней поездки:
 — Впечатления самые приятные, несмотря на то, что работа была очень плотная и все сильно устали. Публика прекрасная. Нас так замечательно принимали, что мы вернулись домой «на подъёме». Все спектакли прошли на аншлагах, собирали полные залы. Люди аплодировали, вставали, кричали «браво!» и дарили цветы. Я давно не видела такого невероятно тёплого приёма. Очень трогательно.
С 28 по 30 апреля Русский драматический театр города Чебоксары посетил Саров с ответным визитом. Кстати, в этом году он отпразднует свой 100-летний юбилей. В программе были вечерние спектакли «Венецианские близнецы» (К.Гольдони), «Музыка для толстых» (П.Гладилин), «Женитьба» (Н.Гоголь) и детский спектакль «Царевна-Лягушка». В свободное время актёры смогли посетить экскурсию по музею ядерного оружия, где узнали о Сарове много нового.
Я побывала на первом гастрольном спектакле труппы, «Венецианских близнецах». Он поставлен по одноимённой пьесе итальянского драматурга Карло Гольдони. Возможно, многим из вас это имя ни о чём не говорит. Попробуем зайти с другой стороны. Вы наверняка смотрели советский фильм «Труффальдино из Бергамо». Так вот, автор пьесы, по которой он снят — Гольдони. Если вдруг захотите ознакомиться с первоисточником, произведение называется «Слуга двух господ».
Стоит отметить, что в официальной группе чебоксарского театра спектакль «Венецианские близнецы» обозначен как комедия дель арте, иначе говоря — комедия масок. Термин знаком со школьной скамьи, но значение никак не припомните? Не беспокойтесь, сейчас помогу. Комедия дель арте — это вид итальянского площадного и уличного театра. Такие спектакли создавались методом импровизации на основе сценария, содержащего лишь краткую сюжетную схему представления. Актёры были одеты в маски.
В чём отличие этой пьесы от сотни похожих? Карло Гольдони шёл по следам Мольера. Он заменил шаблонные четыре маски реальными характерами, которые брал из жизни, а грубую импровизированную «арлекиниаду» — тонкой и серьёзной игрой актёров.
Сюжет «Венецианских близнецов» довольно прост и распространён — в Верону попадают два брата-близнеца, не знающие о существовании друг друга. Дальше, как говориться, извращения понеслись галопом…
Чебоксарские актёры отыграли отлично, зал принял гостей очень тепло. Единственное, чисто для меня визгливых нот в голосах «итальянцев» было многовато. Но это уже придирки. Качественные декорации, яркие костюмы, очаровательные актрисы и актёры — Русский драматический театр города Чебоксары произвёл на зрителей хорошее впечатление. Вот несколько отзывов, подсмотренных нами в официальной группе саровского драмтеатра.
Ольга, 34 года. Была на дневном спектакле «Царевна-лягушка» с дочкой:
 — Огромное спасибо за такой замечательный спектакль! Не знаю, кому больше понравилось, мне или дочке. Посмеялись, зарядились позитивом перед выходными. Супер! Приезжайте ещё!

Наталья Романова, посетившая «Женитьбу», пишет:
 — Как чудесно, когда есть такой гастрольный обмен. Уважаемые гости, на спектакле «Женитьба» я сегодня получила несказанное удовольствие! Среди актёров-мужчин фаворита даже не могу назвать. У девушек всё же выделю исполнительницу роли тётушки Агафьи Тихоновны. Спасибо! Теперь я горячая поклонница ещё и Русского драматического театра с родины моих предков.

Анастасия 46 лет. Сходила на спектакль «Венецианские близнецы»:
 — Шикарный спектакль. Прошёл на одном дыхании. Спасибо!!!
В основном зрители делились общими впечатлениями от просмотренного: хвалили лёгкость и атмосферу спектакля, игру актёров. Между тем уже при личной беседе мне встречались довольно интересные мнения, основанные на вдумчивом анализе и пристальном внимании к деталям.

Олег, 38 лет:
 — «Близнецы» отдают лёгкой безуминкой, но именно в этом крутость спектакля! Настоящая мешанина из цвета, голосов и жизней. Лёгкий забавный спектакль. Мне такого рода вещи нравятся. Я бы чаще ходил на что-то похожее.

Мария, 25 лет:
 — Декорации красивые, по-настоящему итальянские, сцена пропитана духом Италии того времени, прелестные актёры. Добротный спектакль, но мне чего-то не хватило. Глубины какой-то, что ли… Ещё до премьеры я читала разного рода рецензии на столичные постановки и заранее сформировала для себя определённую проблематику спектакля и его образ в целом. Ну, что тут скажешь — горе от ума!
Мария Епифанова
г. «Городской курьер», 2022 г., № 19 от 11 мая