Статьи
2023-12-13 14:12

Красная Шапочка, балалайка и фестивальное кино

Своим опытом работы в#nbsp;кино с#nbsp;нами поделилась актриса Дарья Усачёва

Актриса Дарья Усачева, которую саровский зритель успел увидеть уже в#nbsp;нескольких спектаклях, с#nbsp;детства знала, что будет сниматься в#nbsp;кино.
Дарья Усачева: «Мы#nbsp;с#nbsp;родителями были на#nbsp;отдыхе, и#nbsp;однажды режиссер, который в#nbsp;то#nbsp;время там находился, попросил меня поучаствовать в#nbsp;съемках. Мне тогда лет 6−7 было. Не#nbsp;помню, как звали режиссера, зато очень хорошо помню свои ощущения#nbsp;— как мне нравилось идти по#nbsp;лесу в#nbsp;костюме Красной Шапочки и#nbsp;быть в#nbsp;центре внимания взрослых. Не#nbsp;знаю, правда, для чего режиссеру этот маленький фильм понадобился, но#nbsp;тогда мне очень захотелось сниматься в#nbsp;кино.
Практически с#nbsp;самого детства свою артистичную натуру Дарья стала проявлять в#nbsp;домашних представлениях и#nbsp;играх с#nbsp;сестрами и#nbsp;братьями. Она сама была в#nbsp;них сценаристом, режиссером и#nbsp;исполнительницей ролей… Нет, не#nbsp;принцесс и#nbsp;прочей знати, а#nbsp;служанки! Ей#nbsp;казалось, что только у#nbsp;слуг может быть интересная, наполненная драматическими переживаниями судьба. А#nbsp;принцессы в#nbsp;ее#nbsp;понимании жили скучной жизнью#nbsp;— от#nbsp;бала до#nbsp;бала, от#nbsp;одного шикарного наряда до#nbsp;другого. Кстати, сестре такое распределение ролей нравилось, а#nbsp;наша героиня считала именно свою роль главной. Иногда дети, одевшись в#nbsp;разные наряды, талантливо выступали… перед огромным зеркалом в#nbsp;комнате родителей, чем приводили в#nbsp;шок маму, которая видела своих чад, прыгающими в#nbsp;странных костюмах у#nbsp;нее по#nbsp;кровати. А#nbsp;еще Даша периодически читала вслух папины книги, представляя себя в#nbsp;роли диктора…

НЕМНОГО РАЯ
Мечта стать актрисой начала осуществляться, когда она поступила в#nbsp;Российскую академию театрального искусства. И#nbsp;тут неожиданно#nbsp;— как, впрочем, это часто бывает#nbsp;— последовало приглашение сняться в#nbsp;кино#nbsp;— точнее, в#nbsp;курсовой работе, что, конечно, ничуть не#nbsp;умаляет достоинств этой короткометражной картины студентки ВГИКа Анастасии Бородиной. И#nbsp;для Дарьи приоткрылся мир кино, где существовать надо было совсем не#nbsp;по#nbsp;театральным законам.
Дарья Усачева: «Я#nbsp;ходила в#nbsp;храм, где у#nbsp;настоятеля дочь училась на#nbsp;кинорежиссера. Однажды она предложила мне сняться в#nbsp;ее#nbsp;фильме «Раю мой, Раю». Это история о#nbsp;девушке, которая работала при храме, но#nbsp;при этом сама в#nbsp;храм даже не#nbsp;заходила. А#nbsp;человек, с#nbsp;которым она встречалась, был женат#nbsp;— что, конечно, никак не#nbsp;сочетается с#nbsp;православной верой. В#nbsp;душе героини, потерявшей связь с#nbsp;Богом, постоянно боролись два начала#nbsp;— ее#nbsp;Рай и#nbsp;Ад…
Я#nbsp;согласилась. У#nbsp;меня была небольшая, но#nbsp;значимая для смысла фильма роль подруги главной героини, которая пыталась вытащить ее#nbsp;из#nbsp;болота греха, подбодрить. Можно сказать, что моя героиня была лучом света в#nbsp;жизни этой девушки, надеждой, что Бог примет#nbsp;ее. Это очень символичная картина, в#nbsp;ней много христианских образов: платок (символ Покрывала Богородицы,#nbsp;— авт.), голуби, «случайно» принесенные не#nbsp;молодоженам, а#nbsp;главной героине и#nbsp;сторожу храма (символ Святого Духа,#nbsp;— авт.), закрытие ворот храма перед женатым другом девушки и#nbsp;другие. Мне было очень интересно сниматься, но#nbsp;сложно! Например, сцена за#nbsp;свечным ящиком. Если#nbsp;бы я#nbsp;играла этот эпизод в#nbsp;театре, то#nbsp;достала#nbsp;бы из#nbsp;рюкзака платок, развернула, накрыла героиню. А#nbsp;тут было ужасно мало места и#nbsp;приходилось себя все время «ужимать», чтобы попасть в#nbsp;кадр. Совсем не#nbsp;было возможности импровизации. К#nbsp;тому#nbsp;же, я#nbsp;работала с#nbsp;воображаемым партнером, ведь две актрисы в#nbsp;этом пространстве просто не#nbsp;помещались. Еще кино#nbsp;— это «тихая» игра, в#nbsp;нем все, как в#nbsp;жизни. А#nbsp;в#nbsp;театре мы#nbsp;всегда «подаем» голос, эмоции, утрируем. Если на#nbsp;сцене ты#nbsp;можешь сыграть в#nbsp;любом состоянии «на#nbsp;технике» и#nbsp;зрители ничего не#nbsp;заметят, то#nbsp;в#nbsp;кадре «пустой» глаз, обман сразу виден. Кино#nbsp;— это большая домашняя работа. Долгих репетиций в#nbsp;нем нет#nbsp;— впрыгиваешь в#nbsp;образ сразу. Причем часто ты#nbsp;партнера, с#nbsp;которым надо сыграть близкую дружбу или любовь, впервые видишь. Как у#nbsp;меня, например, и#nbsp;получилось. Для психики это сложно. Так что пришлось мне заново учиться актерской профессии (смеется)".
Надо отметить, что фильм получился очень достойным, его выдвинули для участия в#nbsp;кинофестивале «Лучезарный Ангел». Картина прошла строгий конкурсный отбор, ее#nbsp;показали на#nbsp;«большом экране» на#nbsp;полный зал зрителей, а#nbsp;после показа пригласили на#nbsp;сцену все съемочную группу. «Было так волнительно стоять на#nbsp;сцене фестиваля, как настоящим „киношным“ актерам!»#nbsp;— вспоминает Дарья.

БАЛАЛАЙКА, АРХИПОВСКИЙ И#nbsp;НОЧНАЯ СЪЕМКА
После «первой пробы» у#nbsp;Дарьи был опыт работы над «Станционным смотрителем», где студент операторского факультета ВГИКа делал фотоработы#nbsp;— как кадры из#nbsp;кино, а#nbsp;участники создавали образ героя и#nbsp;играли. На#nbsp;этой съемке Дарья познакомилась с#nbsp;режиссером, который также учился во#nbsp;ВГИКе, и#nbsp;он#nbsp;позвал актрису в#nbsp;свою картину «Акведук», которая снималась одним, что называется, кадром.
Дарья Усачева: «Мне такая съемка даже больше понравилось#nbsp;— я#nbsp;не#nbsp;была скована рамками кадра, ведь не#nbsp;я#nbsp;шла за#nbsp;камерой, а#nbsp;она „подхватывала“ меня. Не#nbsp;приходилось думать о#nbsp;крупном плане, поскольку камера сама приближалась и#nbsp;отдалялась».
А#nbsp;потом актрису вновь пригласила Анастасия Бородина в#nbsp;картину «Порок сердца»#nbsp;— история о#nbsp;детском кардиохирурге, о#nbsp;верности своему призванию, о#nbsp;сострадании и#nbsp;вере. По#nbsp;сюжету фильма молодой и#nbsp;талантливый детский кардиохирург Илья сталкивался со#nbsp;смертью пациента. Это стало для него серьезным испытанием, так что герой даже думал уйти из#nbsp;хирургии. Но, вопреки всему, в#nbsp;его жизни появился нуждающийся в#nbsp;нем мальчик со#nbsp;сложным пороком сердца. И#nbsp;Илье предстояло решить: следовать своему призванию или пойти по#nbsp;пути, в#nbsp;котором не#nbsp;будет такой ответственности и#nbsp;боли…"
Роль у#nbsp;Дарьи также была эпизодической, но#nbsp;значимой для фильма, ведь девушка-уличный музыкант меняла, по#nbsp;сути, ход всей истории. Для своего персонажа Дарье даже пришлось освоить азы языка немых и#nbsp;научиться играть на#nbsp;балалайке! Инструмент с#nbsp;«нуля» и#nbsp;его возможности наша героиня освоила. А#nbsp;чтобы музыка в#nbsp;фильме звучала ярко и#nbsp;профессионально, режиссер обратилась к#nbsp;виртуозу-балалаечнику и#nbsp;тот, прочитав сценарий, дал согласие на#nbsp;использование своих записей. То#nbsp;есть в#nbsp;кадре были руки Дарьи, а#nbsp;музыка звучала в#nbsp;исполнении Алексея Архиповского. И#nbsp;чтобы все это сочеталось идеально, актрисе и#nbsp;пришлось самой научиться играть…
С#nbsp;языком немых было легче#nbsp;— его не#nbsp;надо было изучать досконально. Дарья Усачева: «Я#nbsp;просто пыталась понять, как у#nbsp;них ведут себя руки. Они#nbsp;же для них, по#nbsp;сути, язык, орган чувств».
Но#nbsp;самой сложной стала ночная сцена, когда девочка-уличный музыкант и#nbsp;бомж грелись у#nbsp;костра в#nbsp;лесу и#nbsp;к#nbsp;ним на#nbsp;огонек забрел тот самый врач. Это центральная сцена фильма#nbsp;— сердце истории, она вдохновлялась рассказом Чехова «Студент», где герой обрел единение с#nbsp;совершено посторонними людьми, которые поняли его горе и#nbsp;сказали ему верные слова. Тот момент, когда Илья начинает выходить из#nbsp;глубокого кризиса, находя внутреннюю опору, утверждается в#nbsp;профессии и#nbsp;пути, который выбрал. Это библейский образ: «Где двое, трое собраны во#nbsp;имя Моё, там Я#nbsp;посреди них». Так и#nbsp;у#nbsp;героев случилось единение и#nbsp;произошло маленькое чудо, которое исцелило главного героя.
Дарья Усачева: «Снимали ранней весной, в#nbsp;лесу, у#nbsp;костра. Снимали всю ночь, но#nbsp;я#nbsp;тогда еще не#nbsp;знала все тонкости кинопроизводства и#nbsp;не#nbsp;подумала надеть термобелье. Снимали нас одной камерой, поэтому переносили ее#nbsp;то#nbsp;на дальние планы, то#nbsp;на#nbsp;крупные планы каждого героя. Все это по#nbsp;нескольку дублей… По#nbsp;замыслу режиссера моя героиня должна была плакать, услышав рассказ главного героя. Когда снимали крупный план других персонажей, я#nbsp;вживалась в#nbsp;роль и#nbsp;при каждом дубле сцены плакала. Я#nbsp;человек чувствительный и#nbsp;импульсивный, если чувствую партнеров и#nbsp;ситуацию, мне легко заплакать. Но#nbsp;пока дошла очередь до#nbsp;моего крупного плана#nbsp;— а#nbsp;было уже раннее утро,#nbsp;— у#nbsp;меня не#nbsp;то#nbsp;что слез#nbsp;— не#nbsp;было никакой внутренней наполненности, никаких чувств вообще! Я#nbsp;была измученной и#nbsp;замершей до#nbsp;самых костей. И#nbsp;было только одно желание#nbsp;— оказаться в#nbsp;тепле, снять ужасно пахнущую одежду и#nbsp;грохнуться спать.
Я#nbsp;сказала режиссеру: «Насть, не#nbsp;знаю, смогу#nbsp;ли заплакать». Она дала команду остановиться перед самым моментом и#nbsp;закапать мне в#nbsp;глаза капли, чтобы полились слезы. Начинается съемка сцены, я#nbsp;подключила свои оставшиеся силенки и#nbsp;начала проживать сцену. Все пошло хорошо, и#nbsp;слезы сами подступили… Но#nbsp;тут останавливается кадр, ко#nbsp;мне подбегает девочка и#nbsp;капает в#nbsp;глаза. Эта «неправда» и#nbsp;«ложь» меня выбили. И#nbsp;первый дубль не#nbsp;удался. Вся группа устала от#nbsp;бессонной холодной ночи, меня подгоняли, а я#nbsp;в#nbsp;таком состоянии вообще работать не#nbsp;могла. Режиссер увидела мое состояние и#nbsp;попросила всех продолжить работать «столько, сколько надо». Тогда я#nbsp;успокоилась и#nbsp;все, что нужно, сыграла. Ну#nbsp;и#nbsp;заплакала конечно по-настоящему…".
Фильм «Порог сердца» находится в#nbsp;монтаже, а#nbsp;после завершения работы имеет все шансы стать фестивальным, ведь в#nbsp;нем заложены сильные Евангельские образы и#nbsp;символы…
Сейчас Дарья работает в#nbsp;нашем театре, однако мечту о#nbsp;кино не#nbsp;оставляет. Кто знает, быть может, она и#nbsp;осуществится в#nbsp;не#nbsp;таком уж#nbsp;далеком будущем?..

Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2023#nbsp;г., № 49