Своим опытом работы в кино с нами поделилась актриса Дарья Усачёва
Актриса Дарья Усачева, которую саровский зритель успел увидеть уже в нескольких спектаклях, с детства знала, что будет сниматься в кино.
Дарья Усачева: «Мы с родителями были на отдыхе, и однажды режиссер, который в то время там находился, попросил меня поучаствовать в съемках. Мне тогда лет 6−7 было. Не помню, как звали режиссера, зато очень хорошо помню свои ощущения — как мне нравилось идти по лесу в костюме Красной Шапочки и быть в центре внимания взрослых. Не знаю, правда, для чего режиссеру этот маленький фильм понадобился, но тогда мне очень захотелось сниматься в кино.
Практически с самого детства свою артистичную натуру Дарья стала проявлять в домашних представлениях и играх с сестрами и братьями. Она сама была в них сценаристом, режиссером и исполнительницей ролей… Нет, не принцесс и прочей знати, а служанки! Ей казалось, что только у слуг может быть интересная, наполненная драматическими переживаниями судьба. А принцессы в ее понимании жили скучной жизнью — от бала до бала, от одного шикарного наряда до другого. Кстати, сестре такое распределение ролей нравилось, а наша героиня считала именно свою роль главной. Иногда дети, одевшись в разные наряды, талантливо выступали… перед огромным зеркалом в комнате родителей, чем приводили в шок маму, которая видела своих чад, прыгающими в странных костюмах у нее по кровати. А еще Даша периодически читала вслух папины книги, представляя себя в роли диктора…
НЕМНОГО РАЯ
Мечта стать актрисой начала осуществляться, когда она поступила в Российскую академию театрального искусства. И тут неожиданно — как, впрочем, это часто бывает — последовало приглашение сняться в кино — точнее, в курсовой работе, что, конечно, ничуть не умаляет достоинств этой короткометражной картины студентки ВГИКа Анастасии Бородиной. И для Дарьи приоткрылся мир кино, где существовать надо было совсем не по театральным законам.
Дарья Усачева: «Я ходила в храм, где у настоятеля дочь училась на кинорежиссера. Однажды она предложила мне сняться в ее фильме «Раю мой, Раю». Это история о девушке, которая работала при храме, но при этом сама в храм даже не заходила. А человек, с которым она встречалась, был женат — что, конечно, никак не сочетается с православной верой. В душе героини, потерявшей связь с Богом, постоянно боролись два начала — ее Рай и Ад…
Я согласилась. У меня была небольшая, но значимая для смысла фильма роль подруги главной героини, которая пыталась вытащить ее из болота греха, подбодрить. Можно сказать, что моя героиня была лучом света в жизни этой девушки, надеждой, что Бог примет ее. Это очень символичная картина, в ней много христианских образов: платок (символ Покрывала Богородицы, — авт.), голуби, «случайно» принесенные не молодоженам, а главной героине и сторожу храма (символ Святого Духа, — авт.), закрытие ворот храма перед женатым другом девушки и другие. Мне было очень интересно сниматься, но сложно! Например, сцена за свечным ящиком. Если бы я играла этот эпизод в театре, то достала бы из рюкзака платок, развернула, накрыла героиню. А тут было ужасно мало места и приходилось себя все время «ужимать», чтобы попасть в кадр. Совсем не было возможности импровизации. К тому же, я работала с воображаемым партнером, ведь две актрисы в этом пространстве просто не помещались. Еще кино — это «тихая» игра, в нем все, как в жизни. А в театре мы всегда «подаем» голос, эмоции, утрируем. Если на сцене ты можешь сыграть в любом состоянии «на технике» и зрители ничего не заметят, то в кадре «пустой» глаз, обман сразу виден. Кино — это большая домашняя работа. Долгих репетиций в нем нет — впрыгиваешь в образ сразу. Причем часто ты партнера, с которым надо сыграть близкую дружбу или любовь, впервые видишь. Как у меня, например, и получилось. Для психики это сложно. Так что пришлось мне заново учиться актерской профессии (смеется)".
Надо отметить, что фильм получился очень достойным, его выдвинули для участия в кинофестивале «Лучезарный Ангел». Картина прошла строгий конкурсный отбор, ее показали на «большом экране» на полный зал зрителей, а после показа пригласили на сцену все съемочную группу. «Было так волнительно стоять на сцене фестиваля, как настоящим „киношным“ актерам!» — вспоминает Дарья.
БАЛАЛАЙКА, АРХИПОВСКИЙ И НОЧНАЯ СЪЕМКА
После «первой пробы» у Дарьи был опыт работы над «Станционным смотрителем», где студент операторского факультета ВГИКа делал фотоработы — как кадры из кино, а участники создавали образ героя и играли. На этой съемке Дарья познакомилась с режиссером, который также учился во ВГИКе, и он позвал актрису в свою картину «Акведук», которая снималась одним, что называется, кадром.
Дарья Усачева: «Мне такая съемка даже больше понравилось — я не была скована рамками кадра, ведь не я шла за камерой, а она „подхватывала“ меня. Не приходилось думать о крупном плане, поскольку камера сама приближалась и отдалялась».
А потом актрису вновь пригласила Анастасия Бородина в картину «Порок сердца» — история о детском кардиохирурге, о верности своему призванию, о сострадании и вере. По сюжету фильма молодой и талантливый детский кардиохирург Илья сталкивался со смертью пациента. Это стало для него серьезным испытанием, так что герой даже думал уйти из хирургии. Но, вопреки всему, в его жизни появился нуждающийся в нем мальчик со сложным пороком сердца. И Илье предстояло решить: следовать своему призванию или пойти по пути, в котором не будет такой ответственности и боли…"
Роль у Дарьи также была эпизодической, но значимой для фильма, ведь девушка-уличный музыкант меняла, по сути, ход всей истории. Для своего персонажа Дарье даже пришлось освоить азы языка немых и научиться играть на балалайке! Инструмент с «нуля» и его возможности наша героиня освоила. А чтобы музыка в фильме звучала ярко и профессионально, режиссер обратилась к виртуозу-балалаечнику и тот, прочитав сценарий, дал согласие на использование своих записей. То есть в кадре были руки Дарьи, а музыка звучала в исполнении Алексея Архиповского. И чтобы все это сочеталось идеально, актрисе и пришлось самой научиться играть…
С языком немых было легче — его не надо было изучать досконально. Дарья Усачева: «Я просто пыталась понять, как у них ведут себя руки. Они же для них, по сути, язык, орган чувств».
Но самой сложной стала ночная сцена, когда девочка-уличный музыкант и бомж грелись у костра в лесу и к ним на огонек забрел тот самый врач. Это центральная сцена фильма — сердце истории, она вдохновлялась рассказом Чехова «Студент», где герой обрел единение с совершено посторонними людьми, которые поняли его горе и сказали ему верные слова. Тот момент, когда Илья начинает выходить из глубокого кризиса, находя внутреннюю опору, утверждается в профессии и пути, который выбрал. Это библейский образ: «Где двое, трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Так и у героев случилось единение и произошло маленькое чудо, которое исцелило главного героя.
Дарья Усачева: «Снимали ранней весной, в лесу, у костра. Снимали всю ночь, но я тогда еще не знала все тонкости кинопроизводства и не подумала надеть термобелье. Снимали нас одной камерой, поэтому переносили ее то на дальние планы, то на крупные планы каждого героя. Все это по нескольку дублей… По замыслу режиссера моя героиня должна была плакать, услышав рассказ главного героя. Когда снимали крупный план других персонажей, я вживалась в роль и при каждом дубле сцены плакала. Я человек чувствительный и импульсивный, если чувствую партнеров и ситуацию, мне легко заплакать. Но пока дошла очередь до моего крупного плана — а было уже раннее утро, — у меня не то что слез — не было никакой внутренней наполненности, никаких чувств вообще! Я была измученной и замершей до самых костей. И было только одно желание — оказаться в тепле, снять ужасно пахнущую одежду и грохнуться спать.
Я сказала режиссеру: «Насть, не знаю, смогу ли заплакать». Она дала команду остановиться перед самым моментом и закапать мне в глаза капли, чтобы полились слезы. Начинается съемка сцены, я подключила свои оставшиеся силенки и начала проживать сцену. Все пошло хорошо, и слезы сами подступили… Но тут останавливается кадр, ко мне подбегает девочка и капает в глаза. Эта «неправда» и «ложь» меня выбили. И первый дубль не удался. Вся группа устала от бессонной холодной ночи, меня подгоняли, а я в таком состоянии вообще работать не могла. Режиссер увидела мое состояние и попросила всех продолжить работать «столько, сколько надо». Тогда я успокоилась и все, что нужно, сыграла. Ну и заплакала конечно по-настоящему…".
Фильм «Порог сердца» находится в монтаже, а после завершения работы имеет все шансы стать фестивальным, ведь в нем заложены сильные Евангельские образы и символы…
Сейчас Дарья работает в нашем театре, однако мечту о кино не оставляет. Кто знает, быть может, она и осуществится в не таком уж далеком будущем?..
Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2023 г., № 49
Актриса Дарья Усачева, которую саровский зритель успел увидеть уже в нескольких спектаклях, с детства знала, что будет сниматься в кино.
Дарья Усачева: «Мы с родителями были на отдыхе, и однажды режиссер, который в то время там находился, попросил меня поучаствовать в съемках. Мне тогда лет 6−7 было. Не помню, как звали режиссера, зато очень хорошо помню свои ощущения — как мне нравилось идти по лесу в костюме Красной Шапочки и быть в центре внимания взрослых. Не знаю, правда, для чего режиссеру этот маленький фильм понадобился, но тогда мне очень захотелось сниматься в кино.
Практически с самого детства свою артистичную натуру Дарья стала проявлять в домашних представлениях и играх с сестрами и братьями. Она сама была в них сценаристом, режиссером и исполнительницей ролей… Нет, не принцесс и прочей знати, а служанки! Ей казалось, что только у слуг может быть интересная, наполненная драматическими переживаниями судьба. А принцессы в ее понимании жили скучной жизнью — от бала до бала, от одного шикарного наряда до другого. Кстати, сестре такое распределение ролей нравилось, а наша героиня считала именно свою роль главной. Иногда дети, одевшись в разные наряды, талантливо выступали… перед огромным зеркалом в комнате родителей, чем приводили в шок маму, которая видела своих чад, прыгающими в странных костюмах у нее по кровати. А еще Даша периодически читала вслух папины книги, представляя себя в роли диктора…
НЕМНОГО РАЯ
Мечта стать актрисой начала осуществляться, когда она поступила в Российскую академию театрального искусства. И тут неожиданно — как, впрочем, это часто бывает — последовало приглашение сняться в кино — точнее, в курсовой работе, что, конечно, ничуть не умаляет достоинств этой короткометражной картины студентки ВГИКа Анастасии Бородиной. И для Дарьи приоткрылся мир кино, где существовать надо было совсем не по театральным законам.
Дарья Усачева: «Я ходила в храм, где у настоятеля дочь училась на кинорежиссера. Однажды она предложила мне сняться в ее фильме «Раю мой, Раю». Это история о девушке, которая работала при храме, но при этом сама в храм даже не заходила. А человек, с которым она встречалась, был женат — что, конечно, никак не сочетается с православной верой. В душе героини, потерявшей связь с Богом, постоянно боролись два начала — ее Рай и Ад…
Я согласилась. У меня была небольшая, но значимая для смысла фильма роль подруги главной героини, которая пыталась вытащить ее из болота греха, подбодрить. Можно сказать, что моя героиня была лучом света в жизни этой девушки, надеждой, что Бог примет ее. Это очень символичная картина, в ней много христианских образов: платок (символ Покрывала Богородицы, — авт.), голуби, «случайно» принесенные не молодоженам, а главной героине и сторожу храма (символ Святого Духа, — авт.), закрытие ворот храма перед женатым другом девушки и другие. Мне было очень интересно сниматься, но сложно! Например, сцена за свечным ящиком. Если бы я играла этот эпизод в театре, то достала бы из рюкзака платок, развернула, накрыла героиню. А тут было ужасно мало места и приходилось себя все время «ужимать», чтобы попасть в кадр. Совсем не было возможности импровизации. К тому же, я работала с воображаемым партнером, ведь две актрисы в этом пространстве просто не помещались. Еще кино — это «тихая» игра, в нем все, как в жизни. А в театре мы всегда «подаем» голос, эмоции, утрируем. Если на сцене ты можешь сыграть в любом состоянии «на технике» и зрители ничего не заметят, то в кадре «пустой» глаз, обман сразу виден. Кино — это большая домашняя работа. Долгих репетиций в нем нет — впрыгиваешь в образ сразу. Причем часто ты партнера, с которым надо сыграть близкую дружбу или любовь, впервые видишь. Как у меня, например, и получилось. Для психики это сложно. Так что пришлось мне заново учиться актерской профессии (смеется)".
Надо отметить, что фильм получился очень достойным, его выдвинули для участия в кинофестивале «Лучезарный Ангел». Картина прошла строгий конкурсный отбор, ее показали на «большом экране» на полный зал зрителей, а после показа пригласили на сцену все съемочную группу. «Было так волнительно стоять на сцене фестиваля, как настоящим „киношным“ актерам!» — вспоминает Дарья.
БАЛАЛАЙКА, АРХИПОВСКИЙ И НОЧНАЯ СЪЕМКА
После «первой пробы» у Дарьи был опыт работы над «Станционным смотрителем», где студент операторского факультета ВГИКа делал фотоработы — как кадры из кино, а участники создавали образ героя и играли. На этой съемке Дарья познакомилась с режиссером, который также учился во ВГИКе, и он позвал актрису в свою картину «Акведук», которая снималась одним, что называется, кадром.
Дарья Усачева: «Мне такая съемка даже больше понравилось — я не была скована рамками кадра, ведь не я шла за камерой, а она „подхватывала“ меня. Не приходилось думать о крупном плане, поскольку камера сама приближалась и отдалялась».
А потом актрису вновь пригласила Анастасия Бородина в картину «Порок сердца» — история о детском кардиохирурге, о верности своему призванию, о сострадании и вере. По сюжету фильма молодой и талантливый детский кардиохирург Илья сталкивался со смертью пациента. Это стало для него серьезным испытанием, так что герой даже думал уйти из хирургии. Но, вопреки всему, в его жизни появился нуждающийся в нем мальчик со сложным пороком сердца. И Илье предстояло решить: следовать своему призванию или пойти по пути, в котором не будет такой ответственности и боли…"
Роль у Дарьи также была эпизодической, но значимой для фильма, ведь девушка-уличный музыкант меняла, по сути, ход всей истории. Для своего персонажа Дарье даже пришлось освоить азы языка немых и научиться играть на балалайке! Инструмент с «нуля» и его возможности наша героиня освоила. А чтобы музыка в фильме звучала ярко и профессионально, режиссер обратилась к виртуозу-балалаечнику и тот, прочитав сценарий, дал согласие на использование своих записей. То есть в кадре были руки Дарьи, а музыка звучала в исполнении Алексея Архиповского. И чтобы все это сочеталось идеально, актрисе и пришлось самой научиться играть…
С языком немых было легче — его не надо было изучать досконально. Дарья Усачева: «Я просто пыталась понять, как у них ведут себя руки. Они же для них, по сути, язык, орган чувств».
Но самой сложной стала ночная сцена, когда девочка-уличный музыкант и бомж грелись у костра в лесу и к ним на огонек забрел тот самый врач. Это центральная сцена фильма — сердце истории, она вдохновлялась рассказом Чехова «Студент», где герой обрел единение с совершено посторонними людьми, которые поняли его горе и сказали ему верные слова. Тот момент, когда Илья начинает выходить из глубокого кризиса, находя внутреннюю опору, утверждается в профессии и пути, который выбрал. Это библейский образ: «Где двое, трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Так и у героев случилось единение и произошло маленькое чудо, которое исцелило главного героя.
Дарья Усачева: «Снимали ранней весной, в лесу, у костра. Снимали всю ночь, но я тогда еще не знала все тонкости кинопроизводства и не подумала надеть термобелье. Снимали нас одной камерой, поэтому переносили ее то на дальние планы, то на крупные планы каждого героя. Все это по нескольку дублей… По замыслу режиссера моя героиня должна была плакать, услышав рассказ главного героя. Когда снимали крупный план других персонажей, я вживалась в роль и при каждом дубле сцены плакала. Я человек чувствительный и импульсивный, если чувствую партнеров и ситуацию, мне легко заплакать. Но пока дошла очередь до моего крупного плана — а было уже раннее утро, — у меня не то что слез — не было никакой внутренней наполненности, никаких чувств вообще! Я была измученной и замершей до самых костей. И было только одно желание — оказаться в тепле, снять ужасно пахнущую одежду и грохнуться спать.
Я сказала режиссеру: «Насть, не знаю, смогу ли заплакать». Она дала команду остановиться перед самым моментом и закапать мне в глаза капли, чтобы полились слезы. Начинается съемка сцены, я подключила свои оставшиеся силенки и начала проживать сцену. Все пошло хорошо, и слезы сами подступили… Но тут останавливается кадр, ко мне подбегает девочка и капает в глаза. Эта «неправда» и «ложь» меня выбили. И первый дубль не удался. Вся группа устала от бессонной холодной ночи, меня подгоняли, а я в таком состоянии вообще работать не могла. Режиссер увидела мое состояние и попросила всех продолжить работать «столько, сколько надо». Тогда я успокоилась и все, что нужно, сыграла. Ну и заплакала конечно по-настоящему…".
Фильм «Порог сердца» находится в монтаже, а после завершения работы имеет все шансы стать фестивальным, ведь в нем заложены сильные Евангельские образы и символы…
Сейчас Дарья работает в нашем театре, однако мечту о кино не оставляет. Кто знает, быть может, она и осуществится в не таком уж далеком будущем?..
Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2023 г., № 49