Статьи

Хозяйка сцены и кулис

В конце апреля нашему театру исполняется 75, и сорок лет из них неразрывно связаны с именем Елены Витальевны Баханович — заведующей труппой и помощника режиссера. В конце марта она отметила юбилей. Очаровательная женщина, прекрасный профессионал, которого актеры считают «второй» мамой, потрясающая жена, мама и бабушка… Сегодня мы поговорим, какие сложности таит в себе ее профессия, каково это — быть женой актера и какие спектакли больше всего запомнились ей за четыре десятилетия служения театру?

«ГЕНЕРАЛ» ТЕАТРАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ
В юности Елена о театре и не мечтала — она училась на вечернем отделении Горьковского института инженеров водного транспорта на кораблестроителя и работала в центральном конструкторском бюро им. Р.Алексеева на заводе «Красное Сормово», где служил ее отец. И неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если бы не встреча с будущим супругом Александром.

Когда в 1983 году чета Бахановичей приехала в наш город, встал вопрос, где Елене работать. И тут в дело вмешался счастливый случай: театру срочно требовался помощник режиссера. И Елена Витальевна, хоть и не без сомнений, решила попробовать. 25 мая ее приняли на службу, а уже на следующий день вместе с труппой она выехала на гастроли в Воркуту.

В те годы театр успешно гастролировал, объездив практически весь Союз — от Крайнего Севера до Крыма, от Прибалтики до Казахстана. Гастроли длились по 2−3 месяца. И тогда, в 1983-м, в ходе трехмесячных гастролей по городам севера нашей героине пришлось «с колес» вникать в премудрости работы помощника режиссера — «хозяина» сцены и кулис.

Елена Баханович: «Мое боевое крещение было суровым. На кораблях молодых моряков заставляют якорь точить — а со мной один актер по-другому пошутил, по-театральному (смеется). Как-то мы стояли во время антракта на улице, вдруг он прибегает и кричит: „Лена! Там портал упал!“ У меня сразу сердце упало, и я метнулась на сцену».

Это потом Елена Витальевна узнала, что портал так запросто свалиться не может, потому что он каменный — это часть стены. И упасть он может, только если здание, не дай Бог, начнет рушиться. Но в тот день она пережила шок, который запомнила на всю жизнь.

Постепенно она вникла в премудрости театрального производства. Когда в октябре 83-го из театра ушла заведующая труппой Нелли Родикова, Елене Витальевне предложили занять эту должность. И опять пришлось погружаться в тонкости профессии, которых было немало. А ответственности — гораздо больше.

Елена Баханович: «И слезы были, меня всегда Борис Смбатович (Меликджанов, — авт.) утешал». Но она ни разу не пожалела о том, как сложилась ее судьба.

Если зайти в кабинет к Елене Витальевне в пятницу — в день, когда вывешивается расписание занятости актеров на следующую неделю, — можно подумать, что это генерал разрабатывает тактику предстоящей битвы. Перед ней на столе — лист с будущим расписанием — и еще множество листов с пометками и пожеланиями режиссера и балетмейстера, эпизодников спектаклей, тетрадь с пометками… И она пытается свести воедино все эти линии, идеально сложить мозаичную картину занятости актеров, чтобы все репетиции состоялись, все вокальные партии были выучены, а танцы поставлены. Елена Витальевна настолько ловко научилась это делать, что у режиссеров, актеров, балетмейстера и концертмейстера никогда не возникает проблем, как «поделить» артистов, занятых сразу в нескольких постановках…

А еще к сложностям работы завтруппой можно отнести момент распределения: кого с кем поселить в грим-уборной, или в поезде-автобусе-гостинице, когда театр отправляется в поездки.

Елена Баханович: «В начале работы мне это давалось с трудом: я же не знала, у кого с кем отношения дружеские, а с кем — напряженные, кого категорически нельзя рядом селить. Артисты — живые люди, со своими симпатиями и антипатиями, не хотелось никого обижать. На гастроли мы ездили большим коллективом — актеры, техника, оркестр. Зато сейчас всех могу распределить, как говорится, с закрытыми глазами».

СБЕЖАВШИЙ РЕЖИССЕР И ЧУДЕСА ДИПЛОМАТИИ
Каких только ситуаций — подчас, курьезных, — за 40 лет в театре не случалось!

Елена Баханович: «В 1990-м поехали мы на гастроли в Черкассы. Старшим должен был быть главный режиссер В. В. Баронов. Наш поезд приходил в Москву очень рано, так что целый день до вечернего поезда пришлось провести в столице. И вот, наконец, все погрузились в вагоны, а режиссера нет… Я до последнего стояла на перроне, выглядывала. Но он так и не появился. Пришлось на время поездки стать старшей. Кстати, режиссер этот в театр больше не вернулся.

Еще один забавный случай. На гастроли мы всегда брали художников-декораторов: вдруг что-то надо будет подписать в оформлении. Так было и в ту поездку. Приходим на спектакль «Любовь и голуби», а на меня летит режиссер постановки Виктор Тимофеевич Арсеньев и кричит: «Что это?!» Смотрю, а голубятня в зеленый цвет выкрашена, потому как художник-декоратор решил, что так лучше будет смотреться!"

Самым сложным для Елены Витальевны, как помощника режиссера, был спектакль «Сцены из Московской жизни».

Елена Баханович: «Там в антракте надо было передвинуть назад огромную двухэтажную декорацию. В день спектакля прихожу в театр, и меня от волнения колотит: как получится в перерыве все сдвинуть, перезагрузить, опустить?

Еще один из самых сложных спектаклей, которые играли в старом здании театра, был «Женитьба Фигаро» — там в финале проходило большое шествие актеров в карнавальных костюмах. Мне приходилось тоже переодевать артистов, потому что костюмеры не успевали. Хотя, конечно, спектакль был очень красивым".

Вообще, в театре уже привыкли, что во время работы могут быть конфликты и недопонимания: актеры — люди творческие, импульсивные, если не сказать — взрывные. Так что искусством дипломатии помощнику режиссера и завтруппой надо владеть виртуозно.

Елена Баханович: «Служил у нас в театре несколько сезонов Мустафа Джабраилович Беков. Прихожу однажды на репетицию, а одной молодой артистки нет: невнимательно посмотрела расписание. Режиссер ко мне: „Где?“. А тогда ведь как дозвонишься? Сотовых телефонов не было, а к городскому вахтеры в общежитиях не сразу побегут звать. А режиссер — человек темпераментный, требует актрису немедленно „достать“. До слез тогда меня довел…»

Но Елена Витальевна зла на творческих людей не держит — понимает: все хотят, чтобы результат получился. За сорок лет служения Мельпомене ей пришлось работать со многими режиссерами, и для каждого она находит добрые слова…

Но самым любимым своим режиссером наша героиня считает Александра Ивановича Кладько. И не только потому, что тот был очень дисциплинированным и приходил со своим «дневником», где четко планировал: кто из актеров, когда и во сколько нужен на репетиции. Но и, конечно, за его талант.

Елена Баханович: «Когда в конце „Дяди Вани“ зажигались звезды и звучал знаменитый монолог Сони, у нас с реквизитором Аленой Поповой текли слезы. Сколько раз играли этот спектакль, столько раз и плакала. Я уже не говорю об атмосфере спектакля и силе воздействия актерской игры на малой сцене, где все эмоции до малейших нюансов видны. „Старые дома“ мне тоже очень нравились».

А больше всего на свете наша героиня боится… звонка от артистов в день спектакля. В голову мгновенно лезут нехорошие мысли о несчастье или тяжелой болезни, из-за которых актер на работу прийти не сможет…

44 ГОДА ВМЕСТЕ
Без надежного тыла творческим работникам непросто. Обрести его — большая удача. Полвека назад такой счастливый случай выпал двадцатилетним Александру и Елене. Будущие супруги Бахановичи познакомились в гостях. Однако в тот вечер красивая и строгая Елена на парня, недавно вернувшегося из армии, внимания не обратила. Зато буквально на следующий день, возвращаясь из института, обнаружила его… у собственного подъезда. С этого момента Александр стал практически тенью девушки, в которую, как сам потом признался, влюбился в первый же вечер. Частенько, проводив Лену, домой возвращался пешком уже ночью: жили они в разных концах Сормова. Встречи продолжались два года…

Елена Баханович: «Как-то Саша с однокурсником приехали ко мне и говорят: собирайся и бери паспорт. И повезли в ЗАГС. Потом уже я родителям сказала».

44 года прожили супруги вместе вплоть до скоропостижного ухода Александра Анатольевича. Они практически никогда не расставались: на работе, на гастролях, на отдыхе — везде вместе. Было только одно исключение, когда Александр Анатольевич после операции поехал в санаторий. Но уже через несколько дней порывался оттуда сбежать, так сильно скучал по семье.

В последние несколько лет летом Бахановичи отправлялись в круиз по Волге.

Елена Баханович: «Когда мы поженились, родители Саши подарили нам путевки на теплоход до Астрахани. Он был стареньким, с огромным колесом, скрипучим… Но нам эти десять дней запомнились на всю жизнь. И муж все время мечтал повторить путешествие. Ему очень нравились круизы. Перед тем, как отправиться в путь, мы на три дня разъезжались: я — к подругам в Нижний, он — к друзьям в Заволжье. Но для Саши и эта короткая разлука была тяжела, он буквально на следующий же день начинал звонить, потому что сильно скучал».

Как Елене Витальевне удалось прожить такую долгую и счастливую жизнь с супругом-актером?

Елена Баханович: «Самое главное было не тревожить Сашу, когда он готовился к спектаклям — особенно, если это были серьезные роли, как Чичиков или Дядя Ваня. Он тогда текст повторял, смотрел видеозаписи показов. Вся семья, включая детей и внуков, это понимала».

Дочери Елены Витальевны и Александра Анатольевича по актерской стезе не пошли, внуки занимаются спортом. Правда, младший, которому сейчас четыре года, по словам нашей героини — прирожденный артист. Так что, быть может, когда-нибудь и его поманят театральные подмостки…

Редакция присоединяется к поздравлениям коллег с юбилеем и желает Елене Витальевне Баханович многая благая лета.

Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2024, № 15 от 17 апреля