С 15 по 21 февраля в Саровском драматическом театре при поддержке проекта «Территория культуры Росатома» московский Театр Наций провел творческую лабораторию в рамках проекта «Театр наций — театрам атомных городов». В течение недели режиссеры Алексей Золотовицкий, Антон Морозов и Алексей Кузмин-Тарасов вместе с саровскими актерами создавали эскизы трех спектаклей, которые и продемонстрировали зрителям: один — в театральном подвале, два — на большой сцене.
А 20 февраля член экспертного совета национальной премии «Золотая маска» театровед Анна Ильдатова прочитала открытую лекцию «Театральные компании 80−90-х: принципы коллективности». Мы встретились с Анной перед лекцией и поговорили о том, какие процессы сейчас происходят в отечественном театре, каким он вышел из пандемии и чего вообще можно ожидать от театрального искусства в обозримом будущем.
Анна рассказала, что как эксперту «Золотой маски» в сезоне 2018−19 года ей пришлось поездить по театрам страны и отсмотреть от 500 до 600 спектаклей. Она считает, что процесс, который происходит с театрами России, иногда даже интереснее, чем в Европе.
Анна Ильдатова: «В нашей стране больше сопротивления между новым театральным языком и старыми формами. Также в отечественном театре очень развита традиция новой драмы, вербатим, появляются новые техники, связанные с передачей документального, речи, и это делает театр важным участником не только искусства, но и социальной жизни. Через театр мы узнаем, как живут люди из разных слоев населения. Театр — это социальная платформа для общения и передачи опыта».
— Как российский театр пережил пандемию?
«Сложно, — говорит Анна. — Потому что многие актеры, не работающие в театрах на государственной субсидии, остались без зарплаты. Сообщество людей искусства осознало, что художники, актеры — все те, у кого работа требует их непосредственного присутствия на рабочем месте, — это очень незащищенные слои населения и им нужно помогать. Поэтому Союз театральных деятелей направил премьер-министру проект инициативы по обеспечению безусловного базового дохода для представителей творческих профессий. Получается, что в кругах деятелей искусства сложилась определенная социальная ответственность и понимание, что многим коллегам нужна помощь.
А еще российские театры наконец-то перестали бояться интернета и видео. Театры вышли в зум и по-другому начали говорить со зрителем — это помогло им осознать, что игровое пространство может быть не только на сцене. Голь на выдумку хитра: когда отняли зал, зрителя, появился импульс делать постановки в его отсутствие. И удивительно, но это получилось. Я думаю, что это расширит и углубит театральный язык в России. В этом плане пандемия сыграла на руку, вынудила театры себе противодействовать. И случилось глобальное переосмысление, в том числе и театрального языка.
До пандемии было такое расхожее мнение, что использовать видео в театральной постановке некомильфо. Возможно, после пандемии российский театральный режиссер начнет по-другому пользоваться видео — не только для увеличения (close up) чего-то, но и для того, чтобы по-другому работать с пространством, со зрителем. Ведь театр — синтетическое искусство, и здорово было бы, если бы интернет, видео, картинка, компьютерная игра плотнее вошли туда.
И такой опыт уже есть — например, БДТ во время пандемии сделал компьютерную игру по «Вишневому саду». В современной культуре гейм-дизайн очень важен и влияет и на художественную среду, и на культуру. И театр начинает вбирать эту отрасль в себя".
— Чем обусловлен выбор темы открытой лекции?
Анна Ильдатова: «В России почти все театры субсидируются, независимых немного. Для нас характерен традиционный иерархичный театр, сложившийся во многом под влиянием Станиславского, с жесткой дисциплиной. В своей лекции я рассматриваю иную, во многом противоположную традиционному театру структуру — коллективную, или горизонтальную, где все делают всё и нет иерархии. И, поскольку у нас сейчас в Москве и Петербурге среди актеров появились «молодые и рассерженные», которые выступают против иерархии, мне кажется, это такое веяние времени — антиинституционализм.
Мне показалось интересным разобрать несколько западных театральных коллективов — как они работают с текстом, про что их спектакли. Интересно понять, может ли это работать у нас, показать другие театральные инструменты и другой театр".
Есть ли такие театры в России? По словам Анны, пока нет, но существует группа в Петербурге, которая делает что-то похожее — Иван Демидкин и Артем Томилов. В московском Центре Мейерхольда Ада Мухина, Алена Папина и другие поставили экспериментальные спектакли «Locker room talk» и «Кариес капитализма». Анна считает, что создание горизонтальной театральной структуры — хороший лайфхак, как выжить вне системы, за рамками больших игроков на театральном рынке.
Беседовала Валерия Королева
г. «Новый город», 2021 г., № 7 от 24 февраля