«Новый город» продолжает цикл публикаций «Наши в кино», где познакомит вас с актерами Саровского драматического театра, которые снимались в кино. Сегодня в гостях у «НГ» Руслан Шегуров.
…"Девочка, хочешь сниматься в кино?". Наверное, трудно найти ребенка, который в детстве хотя бы раз не мечтал услышать эту волшебную фразу. А еще лучше — не просто услышать, но и на самом деле сняться в каком-нибудь фильме. Помню, как в далеком детстве ужасно расстроилась и горько рыдала, когда сильно ободрала нос и поняла, что родители точно не повезут меня пробоваться на роль Мальвины в «Приключениях Буратино» — фильме, ставшем культовым на многие годы и поколения.
Впрочем, не только девочки мечтают услышать знаменитое: «Камера, мотор, начали!» Думаю, многие мальчишки тоже не отказались бы от такой возможности. Кому-то везет, и он в юном возрасте действительно оказывается на съемочной площадке. Как, например, произошло с нашим сегодняшним гостем, ведущим артистом Саровского драматического театра, снискавшим себе любовь публики буквально с первых выходов на сцену — Русланом Шегуровым. В 1991 году Руслан снялся в фильме режиссера Владимира Грамматикова «Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке».
ПРОБЫ
— Руслан, как удалось попасть в кино? И как проходили пробы?
Руслан Шегуров: «В то время — а это было начало девяностых, — я ходил в театральную студию при Театре рабочей молодежи в городе Волгодонске. Мне было 14 лет. Театром руководил Николай Николаевич Задорожный. И вот однажды с этой студией мы поехали в Москву на Международный фестиваль любительских театров. Дело было зимой. Показывали спектакль «Весну священную» по пьесе Н. Островского «Снегурочка». Я играл Бермяту (в нашем варианте — шута Берендея). Вообще, у нас такая языческая история про любовь получилась. И вот там, после показа спектакля, ко мне подошла женщина и спросила, не хотел бы я пройти пробы на фильм? А я, конечно бы, хотел! И, конечно, согласился. Она назвала место — киностудия имени М. Горького, куда я и приехал в назначенное время.
В киностудии меня, конечно, все поразило! И в дальнейшем производство фильма тоже поражало. Я, мальчишка из рабочего города, попал в сказку, на невероятный аттракцион!
Пробы проводил сам режиссер фильма Владимир Грамматиков. Дали мне текст, объяснили ситуацию, и… мотор, камера, начали!
Я как смог, сыграл. Потом мне сообщили, что если утвердят, то пришлют телеграмму. И всё. После фестиваля я поехал вместе со студией домой в Волгодонск — ждать. Даже родителям не сказал про это московское приключение. И ведь меня утвердили!"
РАБОТА В КАДРЕ
Как человек, занимавшийся в театральной студии и с детьми, и со взрослыми, могу точно сказать: работа с юными артистами во многом отличается от работы с, так скажем, старшим поколением. Интересно, а на съемочной площадке есть разница в подходе к маленьким и взрослым актерам?
Руслан Шегуров: «Честно сказать, я так и не понял. Дело в том, что съемки проходили очень органично, ко мне лично никаких особых требований и не было. Знать текст сегодняшней сцены, понимать ситуацию, быть в нужном костюме (и то это не от меня зависело). Вообще, в кино всё не так, как в театре: сегодня снимаем середину, завтра — конец, послезавтра — начало. И это меня очень удивило. Не линейный, так сказать, процесс. Но все равно интересно.
Я, скорее всего, даже не работал, а просто присутствовал при сотворения чуда. К примеру, когда на съемках бывшие немецкие подземные укрепления за час из угрюмых и мрачных превращались в светлые и жизнеутверждающие (часть съемок сказки проходили в Калининграде, — авт.).
Кино изнутри — это прекрасно! Почти как театр. Но театр мне понятнее, ближе, роднее. Кино — это когда «не вырубить топором», даже если вдруг что-то не так. А театр — это здесь и сейчас. Даже если что-то не так — завтра будет «другой» этот же спектакль".
И хотя кино — волшебство и чудо, съемки требуют большего напряжения сил. Были ли у юного актера трудности?
Руслан Шегуров: «А вот были! Костюм чудовища. Вернее, три костюма. Крупный план — без ног, общий план — всё целиком, как надо (в сказке Владимира Грамматикова Руслан сыграл сразу три образа — принца, злого волшебника и чудище. По сути — главную роль, — авт.). И отдельный костюм для каскадера.
Каскадеров надо отметить отдельно. Присутствовал я на съемках, когда они выполняли трюки. И вот складывается такая ситуация: каскадера при исполнении трюка разворачивает на камеру. А он профессионально отворачивает лицо и закрывает его рукой. Дело в том, что фильм снимался на пленку (а не на «цифру», как сейчас), и каждый дубль стоил дороже — может, даже намного дороже! — чем в наше время. Вот это ловкость и понимание своей профессии, с моей точки зрения!
А про трудности… Кино — это еще и три часа гримирования перед съемками. Это надо было пережить. Если утренние съемки проходили на природе, когда надо было снять рассвет, чтобы солнце непременно в определенном месте было, то гримировали меня ночью. Но как бы то ни было, это все равно была киношная романтика. Так что, можно сказать, трудностей я не испытывал, хотя они и случались.
ПАРТНЕРЫ
Руслану повезло сниматься с известными актерами.
Руслан Шегуров: «Если не считать Екатерину Темникову (играла главную героиню), с которой у меня было больше всего сцен, то мне запомнился Игорь Николаевич Ясулович, который меня в Калининграде «натаскивал» на пластику чудовища. Почему натаскивал? А потому что я был в костюме, в полном. И показывал ему, что могу в нем делать, как двигаться. А он отбирал нужные движения и фиксировал. И было у нас всего минут тридцать на это. Что тут скажешь? Кино.
А еще запомнилась Люсьена Ивановна Овчинникова, с которой мы между дублями «выели» весь каравай в финальной сцене картины, которая снималась в Архангельске. Выели со стороны от зрителя, конечно, чтобы в кадре не было видно. И именно в этот момент для меня кино опять превратилось в театр, каким я его люблю и понимаю. Запомнился ее мудрый взгляд с хитринкой — мол, никто из зрителей с той стороны и не узнает! А мы сыграем так, что все поверят, будто каравай целый.
Я бы хотел еще озвучить такое вот впечатление мальчишки, попавшего в кино — пиротехника! Ох, как это завораживает! Я присутствовал при подготовках спецэффекта — кто ж меня прогонит, ведь я тут главную роль играю! А потом присутствовал при съемке этого момента. Как все это работало! Но самое интересное было, когда снимался второй дубль — то же самое, но намного лучше. Я с пиротехниками сдружился — особо им не мешал, хотя они меня и так не отгоняли".
МОСКВА-МАРОККО
«Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке» создавался тремя странами в нескольких городах — Москве, Калининграде, Архангельске — и в Марокко, где снимали заморские сцены. Правда, в эту страну Руслан не попал — не его эпизоды были. «Очень жалею, — признается актер, — что не принимал участия в зимних съемках колядок. По кадрам видно, что на съемочной площадке было интересно».
Довольно часто бывает, когда дети, снявшиеся в фильме, киношную карьеру потом делать не спешат, а многие и вовсе актерами не становятся. А как повлияли съемки сказки на нашего гостя?
Руслан Шегуров: «Конечно, мое участие в этом фильме повлияло на дальнейшую жизнь. Во-первых, я окончил десятый класс с хорошим аттестатом. Без троек. А во-вторых, родители уже не возражали, чтобы я стал профессиональным актером. Смирились, наверно. И вот я в театре! И самое главное — я окончательно для себя решил, что я — театральный актер. Кино интересно в подростковом возрасте. Но театр… Это для меня всё! Кстати, предложений сняться больше не было — и прекрасно, ибо я не очень умею отказывать».