Статьи
2023-11-17 15:12

Руслан Шегуров: «Кино изнутри – это прекрасно!»

«Новый город» продолжает цикл публикаций «Наши в#nbsp;кино», где познакомит вас с#nbsp;актерами Саровского драматического театра, которые снимались в#nbsp;кино. Сегодня в#nbsp;гостях у#nbsp;«НГ» Руслан Шегуров.

…"Девочка, хочешь сниматься в#nbsp;кино?". Наверное, трудно найти ребенка, который в#nbsp;детстве хотя#nbsp;бы раз не#nbsp;мечтал услышать эту волшебную фразу. А#nbsp;еще лучше#nbsp;— не#nbsp;просто услышать, но#nbsp;и#nbsp;на самом деле сняться в#nbsp;каком-нибудь фильме. Помню, как в#nbsp;далеком детстве ужасно расстроилась и#nbsp;горько рыдала, когда сильно ободрала нос и#nbsp;поняла, что родители точно не#nbsp;повезут меня пробоваться на#nbsp;роль Мальвины в#nbsp;«Приключениях Буратино»#nbsp;— фильме, ставшем культовым на#nbsp;многие годы и#nbsp;поколения.

Впрочем, не#nbsp;только девочки мечтают услышать знаменитое: «Камера, мотор, начали!» Думаю, многие мальчишки тоже не#nbsp;отказались#nbsp;бы от#nbsp;такой возможности. Кому-то везет, и#nbsp;он в#nbsp;юном возрасте действительно оказывается на#nbsp;съемочной площадке. Как, например, произошло с#nbsp;нашим сегодняшним гостем, ведущим артистом Саровского драматического театра, снискавшим себе любовь публики буквально с#nbsp;первых выходов на#nbsp;сцену#nbsp;— Русланом Шегуровым. В#nbsp;1991 году Руслан снялся в#nbsp;фильме режиссера Владимира Грамматикова «Сказка о#nbsp;купеческой дочери и#nbsp;таинственном цветке».


ПРОБЫ

—#nbsp;Руслан, как удалось попасть в#nbsp;кино? И#nbsp;как проходили пробы?

Руслан Шегуров: «В#nbsp;то#nbsp;время#nbsp;— а#nbsp;это было начало девяностых,#nbsp;— я#nbsp;ходил в#nbsp;театральную студию при Театре рабочей молодежи в#nbsp;городе Волгодонске. Мне было 14 лет. Театром руководил Николай Николаевич Задорожный. И#nbsp;вот однажды с#nbsp;этой студией мы#nbsp;поехали в#nbsp;Москву на#nbsp;Международный фестиваль любительских театров. Дело было зимой. Показывали спектакль «Весну священную» по#nbsp;пьесе Н. Островского «Снегурочка». Я#nbsp;играл Бермяту (в#nbsp;нашем варианте#nbsp;— шута Берендея). Вообще, у#nbsp;нас такая языческая история про любовь получилась. И#nbsp;вот там, после показа спектакля, ко#nbsp;мне подошла женщина и#nbsp;спросила, не#nbsp;хотел#nbsp;бы я#nbsp;пройти пробы на#nbsp;фильм? А я, конечно#nbsp;бы, хотел! И, конечно, согласился. Она назвала место#nbsp;— киностудия имени М. Горького, куда я#nbsp;и#nbsp;приехал в#nbsp;назначенное время.

В#nbsp;киностудии меня, конечно, все поразило! И#nbsp;в#nbsp;дальнейшем производство фильма тоже поражало. Я, мальчишка из#nbsp;рабочего города, попал в#nbsp;сказку, на#nbsp;невероятный аттракцион!

Пробы проводил сам режиссер фильма Владимир Грамматиков. Дали мне текст, объяснили ситуацию, и… мотор, камера, начали!

Я#nbsp;как смог, сыграл. Потом мне сообщили, что если утвердят, то#nbsp;пришлют телеграмму. И#nbsp;всё. После фестиваля я#nbsp;поехал вместе со#nbsp;студией домой в#nbsp;Волгодонск#nbsp;— ждать. Даже родителям не#nbsp;сказал про это московское приключение. И#nbsp;ведь меня утвердили!"


РАБОТА В#nbsp;КАДРЕ

Как человек, занимавшийся в#nbsp;театральной студии и#nbsp;с#nbsp;детьми, и#nbsp;со#nbsp;взрослыми, могу точно сказать: работа с#nbsp;юными артистами во#nbsp;многом отличается от#nbsp;работы с, так скажем, старшим поколением. Интересно, а#nbsp;на#nbsp;съемочной площадке есть разница в#nbsp;подходе к#nbsp;маленьким и#nbsp;взрослым актерам?

Руслан Шегуров: «Честно сказать, я#nbsp;так и#nbsp;не#nbsp;понял. Дело в#nbsp;том, что съемки проходили очень органично, ко#nbsp;мне лично никаких особых требований и#nbsp;не#nbsp;было. Знать текст сегодняшней сцены, понимать ситуацию, быть в#nbsp;нужном костюме (и#nbsp;то#nbsp;это не#nbsp;от#nbsp;меня зависело). Вообще, в#nbsp;кино всё не#nbsp;так, как в#nbsp;театре: сегодня снимаем середину, завтра#nbsp;— конец, послезавтра#nbsp;— начало. И#nbsp;это меня очень удивило. Не#nbsp;линейный, так сказать, процесс. Но#nbsp;все равно интересно.

Я, скорее всего, даже не#nbsp;работал, а#nbsp;просто присутствовал при сотворения чуда. К#nbsp;примеру, когда на#nbsp;съемках бывшие немецкие подземные укрепления за#nbsp;час из#nbsp;угрюмых и#nbsp;мрачных превращались в#nbsp;светлые и#nbsp;жизнеутверждающие (часть съемок сказки проходили в#nbsp;Калининграде,#nbsp;— авт.).

Кино изнутри#nbsp;— это прекрасно! Почти как театр. Но#nbsp;театр мне понятнее, ближе, роднее. Кино#nbsp;— это когда «не#nbsp;вырубить топором», даже если вдруг что-то не#nbsp;так. А#nbsp;театр#nbsp;— это здесь и#nbsp;сейчас. Даже если что-то не#nbsp;так#nbsp;— завтра будет «другой» этот#nbsp;же спектакль".

И#nbsp;хотя кино#nbsp;— волшебство и#nbsp;чудо, съемки требуют большего напряжения сил. Были#nbsp;ли у#nbsp;юного актера трудности?

Руслан Шегуров: «А#nbsp;вот были! Костюм чудовища. Вернее, три костюма. Крупный план#nbsp;— без ног, общий план#nbsp;— всё целиком, как надо (в#nbsp;сказке Владимира Грамматикова Руслан сыграл сразу три образа#nbsp;— принца, злого волшебника и#nbsp;чудище. По#nbsp;сути#nbsp;— главную роль,#nbsp;— авт.). И#nbsp;отдельный костюм для каскадера.

Каскадеров надо отметить отдельно. Присутствовал я#nbsp;на#nbsp;съемках, когда они выполняли трюки. И#nbsp;вот складывается такая ситуация: каскадера при исполнении трюка разворачивает на#nbsp;камеру. А#nbsp;он#nbsp;профессионально отворачивает лицо и#nbsp;закрывает его рукой. Дело в#nbsp;том, что фильм снимался на#nbsp;пленку (а#nbsp;не#nbsp;на#nbsp;«цифру», как сейчас), и#nbsp;каждый дубль стоил дороже#nbsp;— может, даже намного дороже! —#nbsp;чем в#nbsp;наше время. Вот это ловкость и#nbsp;понимание своей профессии, с#nbsp;моей точки зрения!

А#nbsp;про трудности… Кино#nbsp;— это еще и#nbsp;три часа гримирования перед съемками. Это надо было пережить. Если утренние съемки проходили на#nbsp;природе, когда надо было снять рассвет, чтобы солнце непременно в#nbsp;определенном месте было, то#nbsp;гримировали меня ночью. Но#nbsp;как#nbsp;бы то#nbsp;ни было, это все равно была киношная романтика. Так что, можно сказать, трудностей я#nbsp;не#nbsp;испытывал, хотя они и#nbsp;случались.


ПАРТНЕРЫ

Руслану повезло сниматься с#nbsp;известными актерами.

Руслан Шегуров: «Если не#nbsp;считать Екатерину Темникову (играла главную героиню), с#nbsp;которой у#nbsp;меня было больше всего сцен, то#nbsp;мне запомнился Игорь Николаевич Ясулович, который меня в#nbsp;Калининграде «натаскивал» на#nbsp;пластику чудовища. Почему натаскивал? А#nbsp;потому что я#nbsp;был в#nbsp;костюме, в#nbsp;полном. И#nbsp;показывал ему, что могу в#nbsp;нем делать, как двигаться. А#nbsp;он#nbsp;отбирал нужные движения и#nbsp;фиксировал. И#nbsp;было у#nbsp;нас всего минут тридцать на#nbsp;это. Что тут скажешь? Кино.

А#nbsp;еще запомнилась Люсьена Ивановна Овчинникова, с#nbsp;которой мы#nbsp;между дублями «выели» весь каравай в#nbsp;финальной сцене картины, которая снималась в#nbsp;Архангельске. Выели со#nbsp;стороны от#nbsp;зрителя, конечно, чтобы в#nbsp;кадре не#nbsp;было видно. И#nbsp;именно в#nbsp;этот момент для меня кино опять превратилось в#nbsp;театр, каким я#nbsp;его люблю и#nbsp;понимаю. Запомнился ее#nbsp;мудрый взгляд с#nbsp;хитринкой#nbsp;— мол, никто из#nbsp;зрителей с#nbsp;той стороны и#nbsp;не#nbsp;узнает! А#nbsp;мы#nbsp;сыграем так, что все поверят, будто каравай целый.

Я#nbsp;бы#nbsp;хотел еще озвучить такое вот впечатление мальчишки, попавшего в#nbsp;кино#nbsp;— пиротехника! Ох, как это завораживает! Я#nbsp;присутствовал при подготовках спецэффекта#nbsp;— кто#nbsp;ж меня прогонит, ведь я#nbsp;тут главную роль играю! А#nbsp;потом присутствовал при съемке этого момента. Как все это работало! Но#nbsp;самое интересное было, когда снимался второй дубль#nbsp;— то#nbsp;же#nbsp;самое, но#nbsp;намного лучше. Я#nbsp;с#nbsp;пиротехниками сдружился#nbsp;— особо им#nbsp;не#nbsp;мешал, хотя они меня и#nbsp;так не#nbsp;отгоняли".


МОСКВА-МАРОККО

«Сказка о#nbsp;купеческой дочери и#nbsp;таинственном цветке» создавался тремя странами в#nbsp;нескольких городах#nbsp;— Москве, Калининграде, Архангельске#nbsp;— и#nbsp;в#nbsp;Марокко, где снимали заморские сцены. Правда, в#nbsp;эту страну Руслан не#nbsp;попал#nbsp;— не#nbsp;его эпизоды были. «Очень жалею,#nbsp;— признается актер,#nbsp;— что не#nbsp;принимал участия в#nbsp;зимних съемках колядок. По#nbsp;кадрам видно, что на#nbsp;съемочной площадке было интересно».

Довольно часто бывает, когда дети, снявшиеся в#nbsp;фильме, киношную карьеру потом делать не#nbsp;спешат, а#nbsp;многие и#nbsp;вовсе актерами не#nbsp;становятся. А#nbsp;как повлияли съемки сказки на#nbsp;нашего гостя?

Руслан Шегуров: «Конечно, мое участие в#nbsp;этом фильме повлияло на#nbsp;дальнейшую жизнь. Во-первых, я#nbsp;окончил десятый класс с#nbsp;хорошим аттестатом. Без троек. А#nbsp;во-вторых, родители уже не#nbsp;возражали, чтобы я#nbsp;стал профессиональным актером. Смирились, наверно. И#nbsp;вот я#nbsp;в#nbsp;театре! И#nbsp;самое главное#nbsp;— я#nbsp;окончательно для себя решил, что я#nbsp;— театральный актер. Кино интересно в#nbsp;подростковом возрасте. Но#nbsp;театр… Это для меня всё! Кстати, предложений сняться больше не#nbsp;было#nbsp;— и#nbsp;прекрасно, ибо я#nbsp;не#nbsp;очень умею отказывать».

Инесса Шевцова
г. «Новый город», 17.11.2023