Саровский драматический театр 16 сентября открыл сезон. На сцене — постановка по пьесе Евгения Шварца «Дракон». О том, какие еще саровчан в этом сезоне ждут спектакли и об итогах прошлого в эфире радио «Говорит Саров» рассказали директор театра Марина Першина и завлит Ольга Логинова.
По традиции театральный сезон начинается с премьеры. В этом году даже с нескольких. В драмтеатре это «Дракон» и «Фантазии Фарятьева», а театр кукол «Кузнечик» представит спектакль «Принцесса Крапинка» по пьесе Веры Трофимовой.
Почему же именно «Дракон»? Сам спектакль был готов еще весной, сдали его еще до летних каникул театра. Как рассказала Ольга Логинова, ставить «Дракона» начали еще в апреле, и тогда было в планах выпустить постановку к концу сезона. Но весной и в начале лета зрители в театр ходят не очень охотно. Поэтому было принято решение такую серьезную постановку, над которой много работали, оставить на осень, открыть ею сезон, чтобы внимание зрителя было приковано к ней.
Еще одна свежая постановка — «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой предстала перед саровским зрителем в это воскресенье. Спектакль сделали буквально за месяц. В нём кроме известных саровским зрителям артистов задействованы и молодые актеры, только приехавшие работать в наш город. Так что постановка интересна не только новым содержанием, но и новыми лицами. Ольга Логинова: «за максимально короткий срок получился очень трогательный, человечный спектакль с крепкими актерскими работами. Я думаю, что он „попадет“ в каждого». На эту постановку у театра серьезные планы: «Фантазии Фарятьева» уже собираются заявить на областной фестиваль «Премьеры сезона», который проходит весной. Особенность фестиваля в том, что жюри приезжает в разные города области и оценивает конкурсные работы на «домашних» площадках. Надо сказать, что наш драмтеатр дважды становился победителем «Премьер сезона» — в 2021-м и 2022-м — и планку, как отметила Марина Першина, снижать не собирается. Но это весной, а совсем скоро наш театр поедет в Екатеринбург на фестиваль «Артмиграция», где покажет спектакль «Свободный Тибет». Возможность такая появилась благодаря поддержке Союза театральных деятелей. Кроме того, как рассказала директор саровского драмтеатра, хотелось бы показать где-то в других городах нашей страны постановку «Ш.О.К». Марина Першина: «Это моноспектакль. Зрители, которые его видели, знают, насколько это необычный, интересный, своеобразный спектакль. Причем основанный на нашем, местном материале» Успехом у саровского зрителя неизменно пользуются комедии. Это легкий жанр, зритель на такие постановки приходит отдохнуть и посмеяться. В афишах на сентябрь и октябрь — уже знакомая и оцененная зрителями комедия «Боинг-Боинг». Марина Першина: «Мы стараемся ставить в сезоне хотя бы одну комедию. Планируем, что ближе к 8 марта в нашем репертуаре появится еще одна такая постановка. Но пока сохраним интригу. А в ноябре к нам приедет молодой режиссер из Нижнего Новгорода и поставит к Новому году сказку «Одолень-трава». В основном в Саровском театре ставят спектакли иногородние режиссеры. Марина Першина рассказала: «Постановок много, в рамках муниципального задания мы должны ставить каждый год два спектакля в театре кукол, в драмтеатре — восемь. Предложений от постановщиков поступает огромное количество, так как театральные ВУЗы выпускают молодых режиссеров каждый год. Всем им хочется где-то реализоваться. И для нас это непростой выбор. Тут должно совпасть всё: и материал, с которым режиссер хочет работать, и сам человек. Если и артистам комфортно, и руководство театра довольно той или иной постановкой, сотрудничество стараемся выстраивать долгосрочное, таким образом, некоторые режиссеры приезжают в Саров неоднократно. В выборе режиссеров прислушиваемся к мнению коллег из других театров. Очень важно получить некие рекомендации и посмотреть послужной список, так как хочется, чтобы у будущих спектаклей был не только зрительский успех, но и возможная фестивальная судьба, что для театра тоже необходимо». Но ведь есть на саровской земле и свои таланты. Есть в нашей труппе актеры, которые решили попробовать себя на режиссёрском поприще. Так, Евгений Цапаев — актер, режиссер — уже реализовал несколько успешных проектов, и все время пробует новое. До конца этого года в репертуаре театра появится «Горящий светильник» — иммерсивная постановка (Иммерсивный театр — одна из форм современного театра, где зритель погружается в разворачивающееся действие — ред.) по рассказам О, Генри. Актриса и режиссер Юлия Петрушина уже поставила в саровском театре два спектакля малой формы, в том числе полюбившуюся всем сказку «Про Петсона и Финдуса». Сейчас она приступает к репетициям на большой сцене нового спектакля «Поллианна». Это будет постановка для семейного просмотра: для детей и родителей. Всегда есть спектакли, которые проходят с большим успехом, а есть такие, к которым по тем или иным причинам зритель отнесся сдержанно. Почему так? Ольга Логинова: «Каждый спектакль для нас как ребенок. Мы вкладываемся в каждую постановку целиком и, конечно, видим и зрительский успех, и невнимание, которое нас, безусловно, очень расстраивает. Тогда ищем причины, по которым это произошло. Иногда подводит наша очень большая сцена, и, скорее всего, некоторые постановки были бы популярнее, будь они более камерными. Иногда пренебрежение зрителя просто обидно и непонятно. Например, один из моих любимейших спектаклей — „Доходное место“. Он очень хорошо поставлен, там прекрасные актерские работы. Но его „отсмотрели“ очень быстро. Почему-то зритель не оказал того внимания, которого этот спектакль достоин». Марина Першина: «Это проблема закрытых городов: у нас спектакли отсматриваются быстро. Не потому, что они неудачны, а потому что среди горожан театралов не так много. На «Большой земле» десятый или пятнадцатый показ спектакля — это самый пик, когда постановка начинает набирать силу. В Сарове к этому времени спектакль фактически сходит на нет. Если детские спектакли можно «придержать», не показывать какое-то время, тогда новые зрители подрастут и его посмотрят, то со спектаклями для взрослой аудитории так не получается. Хоть мы и драматический театр, мы не замыкаемся и имеем разнообразный репертуар, где есть и комедии, и фестивальные, экспериментальные работы, и современная драматургия, русская и западная — стараемся, чтоб каждый зритель нашел то, что ему ближе".
Скоро в театре снова заработает творческая лаборатория Театра наций. Такие лаборатории в Саровском театре проходят не в первый раз. Это такой творческий интенсив в рамках программы «Территория культуры Росатома»: актеры работают с молодыми режиссерами, в результате рождаются эскизы спектаклей. Для зрителей проходят лекции на интересные темы, связанные с театром. Попасть на них можно по флаеру, получив его в кассе театра. Лекция будет открытого формата, то есть слушатели могут задать вопросы и где-то даже подискутировать. Обсуждения планируются и после каждого эскиза. В этом году творческая лаборатория Театра наций посвящена детскому театру. Предложенный для эскизов материал, в котором будут задействованы артисты — это спектакли для детей разного возраста. Возможно, после Лаборатории эскизы перерастут в полноценные работы, как это случилось в прошлом году со «Свободным Тибетом». Марина Першина: «Лаборатории нужны не только для знакомства, это своеобразный тренинг: ведь и труппа, и весь театр будет пребывать в некоем полезном стрессе. Мы увидим новых режиссеров, и может появиться спектакль, который мы возьмем в репертуар».
И как же без гастролей? В этом сезоне запланированы какие-то выезды? Марина Першина: «Гастроли в наше время — дело весьма затратное. В прошлом сезоне у нас состоялись обменные гастроли с Государственным русским драматическим театром из Чебоксар. Гастроли стали возможны потому, что мы выиграли грант в рамках программы „Большие гастроли“. Это проект, который проводится при поддержке Министерства культуры России. Он поддерживает театры, оплачивая часть расходов. Такие выезды очень полезны, потому что в других городах зритель немножко другой, по-другому реагирует на спектакли». В этом году наш театр в Чебоксарах показал за 3 дня 5 спектаклей: «Охота жить», «Мимолетом», «Игроки» и дважды — «Пудинг на завтрак — Том на обед». А в апреле Чебоксарский театр посетил Саров с ответным визитом. В программе были вечерние спектакли «Венецианские близнецы», «Музыка для толстых», «Женитьба» и детский спектакль «Царевна-лягушка». Ольга Логинова рассказала, что этот опыт — не первый. В 2019 году наш театр уже принимал участие в проекте «Большие гастроли» и тогда состоялся визит в Йошкар-Олу. Хоть марийский театр не драматический, а оперы и балета, саровскую труппу принимали хорошо. А потом давали балет на нашей сцене. Следующий такой визит марийской балетной труппы состоится в этом году в начале декабря. Марьяна Стыраневская г. «Городской курьер», 2022 г., № 38 от 21 сентября