Статьи
2023-12-23 16:12

Добро пожаловать в долбаный мир

О#nbsp;II Межрегиональном фестивале коллаборативных лабораторий «Своя территория. Территория сотворчества», проходившем в#nbsp;Северном драматическом театре им.#nbsp;М.#nbsp;А.#nbsp;Ульянова (г. Тара) и#nbsp;Омском ТЮЗе

В#nbsp;этом году драматургическая лаборатория «Своя территория. Территория сотворчества» работала в#nbsp;новом формате. Коллаборация (любимое слово на#nbsp;лаборатории) вышла на#nbsp;другой уровень. Если раньше встреча подростка и#nbsp;драматурга происходила только на#nbsp;базе омских и#nbsp;тарского театров, то#nbsp;теперь драматурги ехали в#nbsp;другие города (Саров, Нижний Тагил, Губаху, Челябинск и#nbsp;тот#nbsp;же Омск), беседовали там с#nbsp;подростками, обсуждая их#nbsp;любимые сюжеты, интересные истории, темы, особенности места жизни, потом возвращались домой и#nbsp;уже сами по#nbsp;себе писали пьесы. Затем в#nbsp;эти города приезжали режиссеры и#nbsp;ставили там тексты. Происходило «взаимоопыление», как назвал этот процесс Павел Руднев. А#nbsp;результат мы#nbsp;увидели в#nbsp;ноябре в#nbsp;Омске.

Тексты проявили не#nbsp;только темы, любимые подростками или психологами, вопросы общения внутри групп или сложности с#nbsp;родителями, но#nbsp;и#nbsp;показали разнообразие мест действия, все те#nbsp;небольшие городки и#nbsp;местечки, где живут персонажи. Не#nbsp;обобщенный уездный город N, а#nbsp;точно#nbsp;— Нижний Тагил, потому что там Лисья гора или дамба, на#nbsp;которой не#nbsp;ловит телефон из#nbsp;Челябинской области. Был и#nbsp;придуманный Свекольск, но#nbsp;он#nbsp;поражал своей узнаваемостью. На#nbsp;этой лаборатории драматурги зашли на#nbsp;территорию хоррора и#nbsp;триллера, поработали с#nbsp;местными страшилками и#nbsp;перенесли места действия в#nbsp;заброшки#nbsp;— обязательные «достопримечательности» почти любого города,#nbsp;— а#nbsp;режиссеры добавили убедительности этому жанру в#nbsp;театре.

Драматурги предъявили нам и#nbsp;неудобные темы, перестав показывать подростков только как жертв произвола взрослых, школьной системы или собственных одногодков. В#nbsp;текстах появился подросток-абьюзер, издевающийся над матерью, подросток-эгоист и#nbsp;подросток, устраивающий травлю других. Тот «неудобный» подросток, о#nbsp;котором часто молчат, тот, которого в#nbsp;советское время называли «трудным», не#nbsp;особо стараясь понять особенности психологии и#nbsp;поведения этого возраста.

Начали с#nbsp;пьесы Евгении Алексеевой «Разные мамы, разные звери», которую в#nbsp;виде эскиза режиссер Радион Букаев назвал «Такое чувство». Текст ставили в#nbsp;Саровском драматическом театре. История четырех семей с#nbsp;разными типами общения с#nbsp;подрастающим поколением. В#nbsp;одной семье мать «играет» в#nbsp;подружку с#nbsp;дочерью; в#nbsp;другой#nbsp;— перекладывает на#nbsp;дочь ответственность за#nbsp;воспитание младших братьев; в#nbsp;третьей#nbsp;— заваливает обязательствами стать идеальной ученицей; в#nbsp;четвертой#nbsp;— борьба с#nbsp;игровой зависимостью сына прекращается, как только у#nbsp;матери появляется новый мужчина. В#nbsp;этих ситуациях подросткам приходится самим себя спасать, а#nbsp;девочкам#nbsp;— спасать мальчика с#nbsp;игровой зависимостью. Точные, скрупулезно воспроизведенные ситуации пассивной агрессии и#nbsp;родительского манипулирования, обрисованные драматургом Евгенией Алексеевой, при сценическом воплощении потеряли в#nbsp;динамике, но#nbsp;остались узнаваемыми. Режиссер соединяет матерей в#nbsp;своеобразный квартет (Ирина Аввакумова, Юлия Французова, Светлана Киверская, Надежда Файзуллина), где каждая взаимодействует с#nbsp;текстом роли по-своему#nbsp;— от#nbsp;комического утрирования до#nbsp;драматической истерики. Возможно, эти образы приобрели более карикатурные черты, чем закладывал драматург. Актрисы, исполняющие подростков (Анастасия Андриевская, Мария Раздобарина, Дарья Усачева), умелые в#nbsp;разборе психологических подоплек своих героинь, противопоставляли агрессии взрослого мира легкость дружбы и#nbsp;правильные границы ответственности за#nbsp;другого.

Пьесу Александра Тюжина «Серафима» режиссер Елена Павлова решила как непрекращающийся танец главной героини Серафимы (в#nbsp;исполнении актрисы нижнетагильского Нового молодежного театра Анны Павловой). Ну, почти непрекращающийся. Сюжет выстраивается в#nbsp;постепенном узнавании причины этого танца#nbsp;— от#nbsp;иногда резкого, агрессивного до#nbsp;замедленного, лирического. Это бесконечный внутренний диалог-монолог с#nbsp;самой собой, это запись голосовых сообщений неизвестно кому, это сопротивление агрессии одноклассниц (Ксения Зрюкина, Илона Казакова) и#nbsp;внезапной симпатии школьного красавца Корнея (Никита Захаров). Серафима держит все в#nbsp;себе и#nbsp;не#nbsp;дает внешнему миру увидеть ее#nbsp;танец. Ни#nbsp;психолог, ни#nbsp;учителя не#nbsp;знают причину странного, отталкивающего поведения Серафимы. Только гуляя по#nbsp;известным нижнетагильским местам, Симе удается показать нам себя настоящую и#nbsp;дать возможность понять, что#nbsp;же происходит.

Драматург закручивает сюжет с#nbsp;буллингом и#nbsp;с#nbsp;работой психолога, перенеся все на#nbsp;узнаваемые нижнетагильские локации. Именно прогулка по#nbsp;дороге, где Сима когда-то гуляла с#nbsp;папой, дает нам шанс догадаться, что отец погиб, спасая других. Александр Тюжин держит интригу до#nbsp;конца, работая с#nbsp;эмпатией, заставляя нас, зрителей, не#nbsp;сочувствовать, а#nbsp;понимать, какая сложная работа происходит у#nbsp;подростка по#nbsp;проживанию горя, когда смешивается все#nbsp;— и#nbsp;любовь, и#nbsp;боль, и#nbsp;смерть, и#nbsp;радость. Режиссер точно улавливает состояние героини и#nbsp;выводит ее#nbsp;в#nbsp;танец, давая актрисе задачу, сложную физически, но#nbsp;работающую на#nbsp;смысл. Этот эскиз тоже приобрел новое название#nbsp;— «Добро пожаловать в#nbsp;долбаный мир».

Эскиз Филиппа Гуревича «Подруга из#nbsp;мертвого города», поставленный в#nbsp;Молодежном театре-студии «Доминанта» из#nbsp;Губахи, приятно удивил минимализмом режиссерского решения. Визуально статичный эскиз выглядел остросовременным прочтением истории про региональный город Свекольск, о#nbsp;котором и#nbsp;в#nbsp;Википедии-то ничего толком нет, и#nbsp;о#nbsp;нелепости обещаний, раздаваемых мертвым. Драматург Игорь Витренко точно «схватил» в#nbsp;тексте ощущения Мити#nbsp;— молодого жителя крошечного городка, из#nbsp;которого все мечтают уехать, но#nbsp;так и#nbsp;не#nbsp;уезжают. Город полон легенд и#nbsp;местных страшилок, как и#nbsp;любой другой, этим он, может, и#nbsp;не#nbsp;знаменит, но#nbsp;интересен. Режиссер выводит нам раздвоенного персонажа, зачитывающего ремарки от#nbsp;автора, знающего эту историю как никто другой,#nbsp;— образ когда-то убитой девушки. Взрослая Галина (Елена Шарантай) действует в#nbsp;эскизе, пока ее#nbsp;история не#nbsp;прозвучит со#nbsp;сцены, а#nbsp;ремарки зачитывает молодая Галя (Ксения Спиридонова). Когда мы#nbsp;узнаем, что произошло, Галя и#nbsp;Галина меняются местами. Любопытным оказалось и#nbsp;то, что отец главного героя, любитель-краевед,#nbsp;— узнаваемый типаж отца-одиночки, а#nbsp;не#nbsp;матери. Папа (Василий Цаплин) в#nbsp;меру чудак#nbsp;— ведет паблик «Свекольск исторический», и#nbsp;одновременно делец, держащий магазин.

За#nbsp;мистическую составляющую отвечает подрагивающий свет длинных ламп дневного света, которые часто так мигают в#nbsp;разных учреждениях, а#nbsp;сейчас стали узнаваемым символом появления призрака или чего-то потустороннего. Чуткий слух режиссера насытил текст таким обилием музыкальных треков, что не#nbsp;осталось возможности втиснуть рэп, который сочиняет главный герой Митя (Андрей Мелешенков). Сцены драк проигрывают, как на#nbsp;убыстренной перемотке в#nbsp;кино, что динамизирует все события. Режиссер, отстраняя действие, сильнее проявляет иронию, заложенную драматургом. Пьеса, заявленная на#nbsp;большую форму, в#nbsp;эскизе была сокращена, не#nbsp;все темы проявились, но#nbsp;режиссерское решение добавило динамики событиям, сохранив легкость и#nbsp;иронию текста.

Евгения Алексеева, выбрав в#nbsp;качестве места действия для «Истории на#nbsp;заброшке» заброшенное здание в#nbsp;Омске, придала пьесе классицистских черт#nbsp;— все происходит почти в#nbsp;одном месте, той самой заброшке, за#nbsp;неполные 24 часа, и#nbsp;перемены касаются всех персонажей. Именно в#nbsp;этой пьесе драматург выводит «неудобную» тему ребенка-абьюзера и#nbsp;матери-жертвы. Режиссер Михаил Егоров с#nbsp;актерами городского драматического театра «Студия Л. Ермолаевой» представил текст практически без изменений. Лера постоянно предъявляет матери упреки и#nbsp;претензии, не#nbsp;может ни#nbsp;посочувствовать, ни#nbsp;понять мотивы взрослого человека и#nbsp;заботу матери. За#nbsp;это Лера и#nbsp;будет отправлена драматургом в#nbsp;страшноватое путешествие по#nbsp;заброшке, где мертвые дети поют о#nbsp;своей любви к#nbsp;матери, а#nbsp;другие брошенные дети постоянно ищут своих матерей. Построенная на#nbsp;архетипических сказочных сюжетах путешествия героя с#nbsp;волшебными помощниками и#nbsp;предметами, история заканчивается примирением матери и#nbsp;дочери. Полученный страшноватый опыт оказывается исцеляющим для подросткового эгоизма.

«Одиннадцать правдивых времен» драматурга Екатерины Гуземы тоже показывает неудобную тему#nbsp;— подростка, требующего к#nbsp;себе все внимание родителей, в#nbsp;чем-то эгоиста, но#nbsp;действующего неосознанно, стремящегося получить это внимание, обманывая и#nbsp;наговаривая на#nbsp;родителей. В#nbsp;семье главной героини Юлии появились сразу два новых человека#nbsp;— новый муж матери и#nbsp;новый ребенок. Юлия не#nbsp;бунтует, не#nbsp;закатывает истерик, но, страдая от#nbsp;того, что все внимание матери теперь на#nbsp;муже и#nbsp;малыше, начинает рассказывать о#nbsp;гиперопеке со#nbsp;стороны родителей. Режиссер Анастасия Старцева идет по#nbsp;сюжету, не#nbsp;предвосхищая события, стараясь дать зрителю понять все мотивы поступков Юлии, чтобы в#nbsp;финале было понятно, чем вызвано вранье и#nbsp;напраслина, которую Юля возвела на#nbsp;родителей.

В#nbsp;пьесе Марии Малухиной «Бумажные ножи» группа подростков, в#nbsp;которой каждый существует сам по#nbsp;себе, к#nbsp;финалу становится компанией друзей, объединенных общим интересом. 13-летняя Кира жаждет отмстить Добрыне, который распространил ее#nbsp;песню#nbsp;— признание в#nbsp;любви. Для этого Кира находит тех подростков, которым нужна помощь, и#nbsp;лихо разбирается с#nbsp;их#nbsp;проблемами. А#nbsp;они в#nbsp;ответ должны помочь#nbsp;ей. В#nbsp;пьесе узнаваемый перечень проблем, с#nbsp;которыми сталкивается подросток: например, доказать свой авторитет. И#nbsp;если в#nbsp;ситуации двух пацанчиков с#nbsp;района это сделать достаточно просто#nbsp;— лишить авторитета хама, который отжимает у#nbsp;них деньги, скомпрометировав рассказом о#nbsp;татуировке,#nbsp;— то#nbsp;авторитет Киры вернуть унижением обидчика не#nbsp;получается. Драматург раскручивает близкие ситуации, показывая: то, что в#nbsp;одном случае «работает», в#nbsp;другом, даже аналогичном#nbsp;— нет.

Важную тему границ собственной ответственности Мария Малухина показывает нам как тему снятия ответственности за#nbsp;другого: важно понимать, где ты#nbsp;можешь помочь, а#nbsp;где попадаешь на#nbsp;крючок манипуляции. Кира в#nbsp;пьесе использует очень театральный способ привлечения к#nbsp;себе в#nbsp;помощники других ребят#nbsp;— она устраивает встречи в#nbsp;стиле страшилок, вывешивает псевдопаутину и#nbsp;льет бутафорскую кровь, называет себя «ведьмой» и#nbsp;вовсю играет «роль» сильного, умелого лидера с#nbsp;мистическими способностями. Режиссер Иван Миневцев с#nbsp;актерами Тобольского театра им.#nbsp;П.#nbsp;П.#nbsp;Ершова использует это в#nbsp;эскизе, выставляя на#nbsp;сцене дополнительный помост#nbsp;— еще одну сцену для Киры (Наталья Белыш) и#nbsp;ее#nbsp;представлений. Кире в#nbsp;конце концов придется перестать разыгрывать перед ребятами «ведьму»#nbsp;— буквально спуститься с#nbsp;собственного постамента и#nbsp;стать для них другом.

А#nbsp;в#nbsp;заключительном эскизе «Лисьи огни» по#nbsp;пьесе Влады Ольховской подростки, отправленные на#nbsp;перевоспитание, в#nbsp;финале не#nbsp;станут друзьями и#nbsp;вряд#nbsp;ли избавятся от#nbsp;убежденности в#nbsp;том, что кто сильнее, тот и#nbsp;прав («сильнее» и#nbsp;в#nbsp;буквальном, и#nbsp;в#nbsp;переносном смысле). Режиссер Александр Черепанов решает эскиз как триллер с#nbsp;минимальным набором театральных спецэффектов, но#nbsp;с#nbsp;нагнетанием ужаса, как в#nbsp;каком-нибудь хичкоковском фильме.

Драматург берет завязку, похожую на#nbsp;завязку из#nbsp;фильма «Клуб „Завтрак“» Джона Хьюза. Группу подростков собирают для перевоспитания в#nbsp;одном помещении. Ольховская отправляет их#nbsp;на#nbsp;несколько дней в#nbsp;особый лагерь. Но#nbsp;собственно до#nbsp;места они не#nbsp;доезжают#nbsp;— все происходит в#nbsp;автобусе, где психолог и#nbsp;водитель единственные взрослые. Быстро выясняется, что все попали в#nbsp;этот автобус потому, что буллили других, и#nbsp;даже самый тихий персонаж, скрытый за#nbsp;капюшоном и#nbsp;компьютером, издевательствами доводил других до#nbsp;нервных срывов. Режиссер рассаживает актеров на#nbsp;автомобильные покрышки и#nbsp;разбирается с#nbsp;психологическими причинами поступков каждого, выявляя подоплеку их#nbsp;поведения, физически сталкивая между собой. Драматург Влада Ольховская держит интригу, как заправский детективщик, подводя нас к#nbsp;догадке, что есть кто-то чужой в#nbsp;этой компании неприятных людей. Режиссер умело переводит наше внимание с#nbsp;одного персонажа на#nbsp;другого: кто#nbsp;же окажется худшим в#nbsp;этой «банке скорпионов»? Темнота, наползающая на#nbsp;сцену, вдруг сменяется всполохами света, как будто за#nbsp;окном автобуса пробежал диковинный злой лис. Актеры Омского ТЮЗа ансамблевой работой создают полную иллюзию задиристых агрессивных молодых людей, и#nbsp;об#nbsp;инаковой, лисьей, сущности одного из#nbsp;персонажей догадываешься только в#nbsp;финале. Лис, чьи огни наблюдали подростки из#nbsp;окон, обещает прийти за#nbsp;каждым, кто продолжит буллить других. Непопулярный вывод, что сдержать зло может только другое зло, подается в#nbsp;пьесе как часть ирреального мира.

Проект «Своя территория», когда-то организованный Анджеем Неупокоевым и#nbsp;тарским театром, издал эти и#nbsp;другие пьесы в#nbsp;сборнике, зафиксировав работу последнего года. Материальное свидетельство большого трудоемкого процесса, о#nbsp;котором можно только догадываться. Плодотворная идея привлекать подростков для артикуляции интересных им#nbsp;тем звучит сильнее, когда совпадает с#nbsp;ходом мысли драматурга, а#nbsp;реалии конкретного места можно выявить, отправившись в#nbsp;театральную «экспедицию» или имея возможность диалога с#nbsp;местными жителями. Начавшись как проект для работы с#nbsp;конкретной проблемой#nbsp;— подростки в#nbsp;сложной психологической ситуации,#nbsp;— «Своя территория» расширила границы и#nbsp;в#nbsp;прямом, и#nbsp;в#nbsp;переносном смысле. Стало понятно, что театр, драматурги, режиссеры, в#nbsp;конкретном месте решая очень конкретные задачи, могут сделать видимыми многие вопросы подросткового возраста, не#nbsp;оставляя проблемы только для психологов или самих ребят.

Надежда Стоева
Петербургский театральный журнал, 2023#nbsp;г., 23 декабря