Статьи
2023-02-22 10:54

Закулисные тайны молодёжи

Знакомьтесь! Лев Арустамов#nbsp;— актёр драмтеатра

Саров#nbsp;— тесный город. Но, тем не#nbsp;менее, вы#nbsp;знаете далеко не#nbsp;всех наших молодых звёздочек, поэтому давайте поскорее познакомимся со#nbsp;Львом Арустамовым#nbsp;— актёром Саровского драматического театра.
Актёром сразу рождаются или эту профессию можно освоить, как и#nbsp;другую? Простой вопрос, а#nbsp;так хочется получить ответ на#nbsp;него. История Льва поможет сделать это.
«Я#nbsp;родился в#nbsp;Сарове 23#nbsp;июня 1998 года. С#nbsp;1 по#nbsp;9 класс учился в#nbsp;школе № 13, потом из-за переформирования классов перевёлся в#nbsp;14-ю школу и#nbsp;закончил своё обучение там. Если сразу попытаться ответить на#nbsp;вопрос о#nbsp;профессии, я#nbsp;не#nbsp;из тех людей, кто с#nbsp;раннего возраста знал, чем будет заниматься. В#nbsp;9 классе я#nbsp;сдавал ГИА по#nbsp;биологии с#nbsp;целью обучения в#nbsp;медицинском»,#nbsp;— рассказывает Лев.
Получается, что юноша определился с#nbsp;родом деятельности только в#nbsp;старших классах. А#nbsp;когда он#nbsp;успел сделать выбор в#nbsp;пользу актёрского мас терства? «С#nbsp;7−8 класса я#nbsp;занимался в#nbsp;театральной студии „Люкс“ Бориса Созина. Время, которое я#nbsp;проводил в#nbsp;кружке, не#nbsp;было связано со#nbsp;школой. Это была моя единственная занятость в#nbsp;свободное время. Я#nbsp;делал днём уроки и#nbsp;ближе к#nbsp;вечеру ехал в#nbsp;ДК на#nbsp;площади. Мы#nbsp;собирались, читали сказки по#nbsp;ролям, обсуждали идеи и#nbsp;придумывали постановки. Показывали их#nbsp;обычно в#nbsp;новогодние праздники. Таким образом, в#nbsp;старших классах я#nbsp;искал то#nbsp;направление и#nbsp;ту#nbsp;профессию, которые будут вызывать у#nbsp;меня только положительные эмоции. Выбор пал на#nbsp;актёрское искусство»,#nbsp;— вспоминает Лев.
В#nbsp;его семье не#nbsp;было людей, работающих в#nbsp;театре. Были сомнения по#nbsp;поводу поступления в#nbsp;актёрский вуз. Лев признаётся, что именно колоссальная поддержка от#nbsp;родителей и#nbsp;принятие ими его выбора дали большую надежду и#nbsp;веру в#nbsp;успешное будущее.
В#nbsp;2016 году юноша поступил в#nbsp;Нижегородское театральное училище имени Е.#nbsp;А.#nbsp;Евстигнеева. Этот новый этап сопровождался не#nbsp;только погружением в#nbsp;профессиональную деятельность, появлением взрослых забот, но#nbsp;и#nbsp;переездом в#nbsp;большой город. «В#nbsp;школьные годы я#nbsp;не#nbsp;так часто куда-то ездил, поэтому принять реалии того, что я#nbsp;буду жить в#nbsp;городе с#nbsp;населением больше миллиона человек,#nbsp;— это было сложно, но#nbsp;жутко интересно». Лев также вспоминает, что студенчество#nbsp;— период обучения с#nbsp;2016 по#nbsp;2020 год#nbsp;— лучшее время в#nbsp;его жизни. «Чего только стоят те#nbsp;обстоятельства, когда у#nbsp;тебя полностью меняется кругозор, встречаются новые люди#nbsp;— всё это было в#nbsp;новинку. В#nbsp;училище я#nbsp;встретил потрясающих друзей, первую любовь, ребят, которые до#nbsp;сих пор мне близки. И#nbsp;самое главное, моя семья всегда была рядом со#nbsp;мной. Я#nbsp;благодарен за#nbsp;это своим родителям, брату и#nbsp;сестре».
Чтобы получить образование актёра, нужно 7 дней в#nbsp;неделю по#nbsp;12 часов в#nbsp;сутки проводить за#nbsp;учёбой; не#nbsp;просто сидеть на#nbsp;парах и#nbsp;слушать лектора, а#nbsp;погружаться в#nbsp;искусство. Да, у#nbsp;нас были теоретические предметы, в#nbsp;том числе из#nbsp;школьной программы (для#nbsp;тех, кто поступал пос ле#nbsp;9 класса). Я#nbsp;же с#nbsp;11-классным образованием уделял время только основным дисциплинам: мастерство актёра, речь, танец, сценическое движение и#nbsp;т.#nbsp;д.
Работая с#nbsp;речью, мы#nbsp;занимались правильной постановкой и#nbsp;подачей голоса. Что касается предмета «мастерство», нас учили органично существовать на#nbsp;сцене. Мы#nbsp;приносили и#nbsp;исполняли этюды#nbsp;— специальные упражнения, где необходимо придумать историю и#nbsp;обыграть#nbsp;её. Таким образом актёр учится ощущать пространство, видеть партнёра, взаимодействовать с#nbsp;ним. Импровизация приветствуется. В#nbsp;дальнейшем этюды показываются на#nbsp;экзаменах, а#nbsp;начиная со#nbsp;второго курса, идёт работа над постановкой спектак лей",#nbsp;— рассказывает Лев.
Получается, у#nbsp;актёров сильно развито креативное и#nbsp;критическое мышление, они правильно говорят, используя диафрагму и#nbsp;напрягая живот. А#nbsp;что насчёт физической подготовки? Ведь никогда не#nbsp;предугадаешь, в#nbsp;каком театре будешь работать и#nbsp;какую роль придётся исполнять. Неужели нужно владеть всем и#nbsp;сразу? «Танцы#nbsp;— это тоже одна из#nbsp;важных историй, потому что во#nbsp;многих спектаклях присутствуют танцы совершенно разных направлений. В#nbsp;училище сперва мы#nbsp;усвоили базу у#nbsp;станка (различные балетные комбинации), потом преподаватель на#nbsp;этой базе ставил полноценный танец. Если говорить про сценическое движение, то#nbsp;это тоже один из#nbsp;фундаментов профессии. Случается так, что внут ренний мир героя в#nbsp;спектак лях лучше воспринимается зрителями тогда, когда отработаны именно физические действия. Иногда на#nbsp;второй план может уйти даже чётко поставленный голос. Нужна уверенность движений на#nbsp;сцене»,#nbsp;— объясняет Лев.
Я#nbsp;удивилась, когда узнала, что за#nbsp;несколько лет обу чения студенты успевают освоить ещё и#nbsp;навыки сценического боя. Оказывается, во#nbsp;многих спектаклях есть сцены драк. «Когда мы#nbsp;закончили изучать общие предметы, к#nbsp;основным#nbsp;— к#nbsp;речи, мастерству актёра и#nbsp;сценическому движению#nbsp;— добавилось фехтование. Важно не#nbsp;только владеть техникой сценического боя, но#nbsp;и#nbsp;умело обращаться со#nbsp;шпагой, рапирой, клинком. Это потом может пригодиться. Этот сложный учебный процесс мне был безумно интересен. 12 часов в#nbsp;день не#nbsp;хватало, хотелось больше».
Из#nbsp;тёплых воспоминаний Льва: «Насколько я#nbsp;помню, мои родители нечасто ходили в#nbsp;театр. Мне было безумно приятно, да#nbsp;что там говорить, я#nbsp;так был счастлив, когда они приезжали в#nbsp;Нижний Новгород, чтобы посмотреть наши курсовые спектакли!»
У#nbsp;студента были и#nbsp;трудности, связанные с#nbsp;ковидными ограничениями. «В#nbsp;2020 году мы#nbsp;перешли на#nbsp;дистанционное обучение. Учиться в#nbsp;театральном и#nbsp;сдавать экзамены через Skype#nbsp;— одновременно смешно и#nbsp;грустно. Но#nbsp;нас это в#nbsp;какой-то степени закалило. И#nbsp;ещё: многие театры тогда были закрыты, и#nbsp;далеко не#nbsp;все учреждения рассматривали вариант расширять свой штат. В#nbsp;голове была мысль: „А#nbsp;может, подождать годик?“ Я#nbsp;благодарю себя за#nbsp;то, что не#nbsp;сделал этого. Это было#nbsp;бы большой ошибкой. Сразу после окончания училища я#nbsp;и#nbsp;моя однокурсница, теперь уже коллега, Алина Порхачёва приняли решение приехать обратно в#nbsp;город и#nbsp;работать в#nbsp;Саровском драматическом театре. Вот уже 2,5 года я#nbsp;ни#nbsp;капли не#nbsp;жалею, что вернулся в#nbsp;Саров. Тут моя семья, мой дом, новый коллектив, который замечательно нас принял».
А#nbsp;теперь узнаем о#nbsp;первой роли Льва Арустамова на#nbsp;большой сцене Сарова. «Когда я#nbsp;только пришёл в#nbsp;саровский театр, первая роль, над которой работал,#nbsp;— Скелет из#nbsp;сказки „Пудинг на#nbsp;завтрак#nbsp;— Том на#nbsp;обед“ (реж. Е. Цапаев). Это чудесный материал, который с#nbsp;первых репетиций запал мне в#nbsp;душу. Тогда я#nbsp;только знакомился с#nbsp;коллективом, наблюдал, как они существуют».
Мне очень хотелось раскрыть секреты закулисья нашего театра, но#nbsp;это оказалось невозможным! Может пропасть та#nbsp;самая магия… «Есть один важный момент в#nbsp;этой профессии. Если зритель видит, с#nbsp;какой лёгкостью артист существует на#nbsp;сцене, несмотря на#nbsp;сложность материала или объём, значит, у#nbsp;него получилось скрыть титанический труд на#nbsp;этапе подготовки спектакля. Это всегда ценно»,#nbsp;— признается Лев.
Самый запоминающийся спектакль, который Лев когда-либо видел#nbsp;— «Джульетта» в#nbsp;Большом драматическом имени Г.#nbsp;А.#nbsp;Товстоногова в#nbsp;Санкт-Петербурге, поставленный эстонскими режиссёрами Тийтом Оясоо и#nbsp;Эне-Лийс Семпер. «В#nbsp;этом спектакле сыграло всё. Меня прокатили по#nbsp;всему спектру эмоций: я#nbsp;смеялся и#nbsp;плакал. Часто я#nbsp;смотрел работы через призму профессии, „как#nbsp;бы сделал я“. Но#nbsp;в#nbsp;тот момент у#nbsp;меня отключился профессиональный взгляд, я#nbsp;по-настоящему почувствовал себя зрителем. Ощущать такое очень ценно»,#nbsp;— вспоминает Лев.

Завершающий блиц-опрос.
—#nbsp;Актёрское мастерство#nbsp;— это талант от#nbsp;природы или годы наработки опыта?
—#nbsp;90% работы, 10% таланта.
—#nbsp;Что самое сложное в#nbsp;карь ере актёра?
—#nbsp;Самое сложное не#nbsp;остыть к#nbsp;профессии.
—#nbsp;Каков ваш творческий девиз, кредо?
—#nbsp;Если что-то по-другому, это не#nbsp;значит плохо.
—#nbsp;Где вы#nbsp;были на#nbsp;гастролях?
—#nbsp;Во#nbsp;время учёбы ездил на#nbsp;гастроли в#nbsp;Тамбов, Выксу, Екатеринбург, Саров. Работая в#nbsp;театре, пока был только в#nbsp;Чебоксарах.
—#nbsp;Какие радости даёт актёрская профессия?
—#nbsp;Жить в#nbsp;обстоятельствах персонажа.
—#nbsp;Если#nbsp;бы не#nbsp;профессия актёра, то#nbsp;что#nbsp;бы вы#nbsp;выбрали?
—#nbsp;Сложно ответить, точно рядом с#nbsp;искусством.

Ульяна Скородумова
г. «Городской курьер», 2023#nbsp;г., № 8 от#nbsp;22 февраля