Саров — тесный город. Но, тем не менее, вы знаете далеко не всех наших молодых звёздочек, поэтому давайте поскорее познакомимся со Львом Арустамовым — актёром Саровского драматического театра. Актёром сразу рождаются или эту профессию можно освоить, как и другую? Простой вопрос, а так хочется получить ответ на него. История Льва поможет сделать это. «Я родился в Сарове 23 июня 1998 года. С 1 по 9 класс учился в школе № 13, потом из-за переформирования классов перевёлся в 14-ю школу и закончил своё обучение там. Если сразу попытаться ответить на вопрос о профессии, я не из тех людей, кто с раннего возраста знал, чем будет заниматься. В 9 классе я сдавал ГИА по биологии с целью обучения в медицинском», — рассказывает Лев. Получается, что юноша определился с родом деятельности только в старших классах. А когда он успел сделать выбор в пользу актёрского мас терства? «С 7−8 класса я занимался в театральной студии „Люкс“ Бориса Созина. Время, которое я проводил в кружке, не было связано со школой. Это была моя единственная занятость в свободное время. Я делал днём уроки и ближе к вечеру ехал в ДК на площади. Мы собирались, читали сказки по ролям, обсуждали идеи и придумывали постановки. Показывали их обычно в новогодние праздники. Таким образом, в старших классах я искал то направление и ту профессию, которые будут вызывать у меня только положительные эмоции. Выбор пал на актёрское искусство», — вспоминает Лев. В его семье не было людей, работающих в театре. Были сомнения по поводу поступления в актёрский вуз. Лев признаётся, что именно колоссальная поддержка от родителей и принятие ими его выбора дали большую надежду и веру в успешное будущее. В 2016 году юноша поступил в Нижегородское театральное училище имени Е. А. Евстигнеева. Этот новый этап сопровождался не только погружением в профессиональную деятельность, появлением взрослых забот, но и переездом в большой город. «В школьные годы я не так часто куда-то ездил, поэтому принять реалии того, что я буду жить в городе с населением больше миллиона человек, — это было сложно, но жутко интересно». Лев также вспоминает, что студенчество — период обучения с 2016 по 2020 год — лучшее время в его жизни. «Чего только стоят те обстоятельства, когда у тебя полностью меняется кругозор, встречаются новые люди — всё это было в новинку. В училище я встретил потрясающих друзей, первую любовь, ребят, которые до сих пор мне близки. И самое главное, моя семья всегда была рядом со мной. Я благодарен за это своим родителям, брату и сестре». Чтобы получить образование актёра, нужно 7 дней в неделю по 12 часов в сутки проводить за учёбой; не просто сидеть на парах и слушать лектора, а погружаться в искусство. Да, у нас были теоретические предметы, в том числе из школьной программы (для тех, кто поступал пос ле 9 класса). Я же с 11-классным образованием уделял время только основным дисциплинам: мастерство актёра, речь, танец, сценическое движение и т. д. Работая с речью, мы занимались правильной постановкой и подачей голоса. Что касается предмета «мастерство», нас учили органично существовать на сцене. Мы приносили и исполняли этюды — специальные упражнения, где необходимо придумать историю и обыграть её. Таким образом актёр учится ощущать пространство, видеть партнёра, взаимодействовать с ним. Импровизация приветствуется. В дальнейшем этюды показываются на экзаменах, а начиная со второго курса, идёт работа над постановкой спектак лей", — рассказывает Лев. Получается, у актёров сильно развито креативное и критическое мышление, они правильно говорят, используя диафрагму и напрягая живот. А что насчёт физической подготовки? Ведь никогда не предугадаешь, в каком театре будешь работать и какую роль придётся исполнять. Неужели нужно владеть всем и сразу? «Танцы — это тоже одна из важных историй, потому что во многих спектаклях присутствуют танцы совершенно разных направлений. В училище сперва мы усвоили базу у станка (различные балетные комбинации), потом преподаватель на этой базе ставил полноценный танец. Если говорить про сценическое движение, то это тоже один из фундаментов профессии. Случается так, что внут ренний мир героя в спектак лях лучше воспринимается зрителями тогда, когда отработаны именно физические действия. Иногда на второй план может уйти даже чётко поставленный голос. Нужна уверенность движений на сцене», — объясняет Лев. Я удивилась, когда узнала, что за несколько лет обу чения студенты успевают освоить ещё и навыки сценического боя. Оказывается, во многих спектаклях есть сцены драк. «Когда мы закончили изучать общие предметы, к основным — к речи, мастерству актёра и сценическому движению — добавилось фехтование. Важно не только владеть техникой сценического боя, но и умело обращаться со шпагой, рапирой, клинком. Это потом может пригодиться. Этот сложный учебный процесс мне был безумно интересен. 12 часов в день не хватало, хотелось больше». Из тёплых воспоминаний Льва: «Насколько я помню, мои родители нечасто ходили в театр. Мне было безумно приятно, да что там говорить, я так был счастлив, когда они приезжали в Нижний Новгород, чтобы посмотреть наши курсовые спектакли!» У студента были и трудности, связанные с ковидными ограничениями. «В 2020 году мы перешли на дистанционное обучение. Учиться в театральном и сдавать экзамены через Skype — одновременно смешно и грустно. Но нас это в какой-то степени закалило. И ещё: многие театры тогда были закрыты, и далеко не все учреждения рассматривали вариант расширять свой штат. В голове была мысль: „А может, подождать годик?“ Я благодарю себя за то, что не сделал этого. Это было бы большой ошибкой. Сразу после окончания училища я и моя однокурсница, теперь уже коллега, Алина Порхачёва приняли решение приехать обратно в город и работать в Саровском драматическом театре. Вот уже 2,5 года я ни капли не жалею, что вернулся в Саров. Тут моя семья, мой дом, новый коллектив, который замечательно нас принял». А теперь узнаем о первой роли Льва Арустамова на большой сцене Сарова. «Когда я только пришёл в саровский театр, первая роль, над которой работал, — Скелет из сказки „Пудинг на завтрак — Том на обед“ (реж. Е. Цапаев). Это чудесный материал, который с первых репетиций запал мне в душу. Тогда я только знакомился с коллективом, наблюдал, как они существуют». Мне очень хотелось раскрыть секреты закулисья нашего театра, но это оказалось невозможным! Может пропасть та самая магия… «Есть один важный момент в этой профессии. Если зритель видит, с какой лёгкостью артист существует на сцене, несмотря на сложность материала или объём, значит, у него получилось скрыть титанический труд на этапе подготовки спектакля. Это всегда ценно», — признается Лев. Самый запоминающийся спектакль, который Лев когда-либо видел — «Джульетта» в Большом драматическом имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге, поставленный эстонскими режиссёрами Тийтом Оясоо и Эне-Лийс Семпер. «В этом спектакле сыграло всё. Меня прокатили по всему спектру эмоций: я смеялся и плакал. Часто я смотрел работы через призму профессии, „как бы сделал я“. Но в тот момент у меня отключился профессиональный взгляд, я по-настоящему почувствовал себя зрителем. Ощущать такое очень ценно», — вспоминает Лев.
Завершающий блиц-опрос. — Актёрское мастерство — это талант от природы или годы наработки опыта? — 90% работы, 10% таланта. — Что самое сложное в карь ере актёра? — Самое сложное не остыть к профессии. — Каков ваш творческий девиз, кредо? — Если что-то по-другому, это не значит плохо. — Где вы были на гастролях? — Во время учёбы ездил на гастроли в Тамбов, Выксу, Екатеринбург, Саров. Работая в театре, пока был только в Чебоксарах. — Какие радости даёт актёрская профессия? — Жить в обстоятельствах персонажа. — Если бы не профессия актёра, то что бы вы выбрали? — Сложно ответить, точно рядом с искусством.
Ульяна Скородумова г. «Городской курьер», 2023 г., № 8 от 22 февраля