Статьи

Вырваться из Дня сурка

Об итогах театральной лаборатории мы поговорили с заведующей литературной частью Саровского драматического театра Ольгой Логиновой.

«Основной целью лаборатории было выдернуть актеров из привычного, размеренного репертуарного ритма, — считает завлит. — И хотя в нашем театре рабочий темп тоже довольно напряженный — мы сдаем по восемь драматических постановок в год, однако этот ритм все же размеренный: мы работаем над новой постановкой, в выходные играем спектакли на зрителя, снова ставим и снова играем. Разорвать этот круг и окунуться в работу нон-стоп было одной из целей лаборатории. Конечно, это стресс и для актеров, и для цехов, но он рождает иное отношение к работе, другие смыслы. У артистов нет времени на раскачку, поэтому они быстрее все схватывают, быстрее адаптируются».
По словам Ольги Логиновой, актерам во время подготовки эскизов пришлось нелегко, так как за несколько дней необходимо было не только запомнить мизансценическое решение, но и выучить текст. И если на прошлой театральной лаборатории к артистам отнеслись лояльнее — разрешили пользоваться шпаргалками, то тут пришлось надеяться только на свою память. Обычно актеры учат текст роли около месяца, а то и полутора, а здесь у них на это было меньше недели. В результате это пошло только на пользу: получились более полноценные работы, эскизы стали больше похожи на спектакли: текст актеры не проговаривали, как это было бы при чтении по бумажке, а проживали.
Ольга Логинова: «БОльшая часть актеров была рада работе в лаборатории — это полезный опыт. И хотя по итогу получились такие постановки, которые мы вряд ли сможем оставить в репертуаре — они не совсем для нашего зрителя, но для актеров очень полезно, что были взяты непривычные тексты — что-то выбивающееся из повседневной работы».
Ольга рассказала, что материал для постановки выбирали сами режиссеры, но тексты претерпели большие изменения прямо во время работы лаборатории. Алексей Золотовицкий привез «Шатунов» в инсценировке Данилова и здесь её сокращал. Антон Морозов точно знал, что будет ставить какую-то из сказок Романа Михайлова — «Война» или «Золотаревские болота», но по итогам первой же читки взял третью сказку — «Свободный Тибет» и в течение ночи и следующего утра вместе с автором написал инсценировку. Алексей Кузмин-Тарасов приехал со сценарием Макдонаха «Залечь на дно в Брюгге» и здесь, ориентируясь на конкретных артистов, уже выстраивал постановку.
Нужны ли театру подобные интенсивные формы работы? «С одной стороны, мы нечасто можем это себе позволить, потому что у нас очень плотный график, — говорит завлит. — С другой стороны, такие «движухи» театру нужны, потому что любое из ряда вон выходящее событие — фестиваль или подобная лаборатория — очень заряжают на дальнейшую работу, вырывают из «дня сурка».

Эскизы спектаклей по бесплатным флаерам посмотрели порядка 300 зрителей.
Предыдущая лаборатория проходила в Саровском драматическом театре в ноябре 2012 года.

г. «Новый город», 2021 г., № 7 от 24 февраля
Лаборатория