Статьи
2024-03-13 10:16

По волнам с "Лебединым озером"

Актриса Анфиса Карманова о#nbsp;работе в#nbsp;плавучем театре на#nbsp;борту круизного теплохода

В#nbsp;1908 году вышел на#nbsp;просторы Волги построенный в#nbsp;Нижегородской губернии дебаркадер, на#nbsp;котором помещался плавучий театр-буфет «Наяда»#nbsp;— правда, показывали в#nbsp;нем кинофильмы. А#nbsp;через сто с#nbsp;лишним лет те#nbsp;же#nbsp;просторы великой русской реки покорил пассажирский четырехпалубный теплоход с#nbsp;поэтичным названием «Лебединое озеро», на#nbsp;борту которого разместился самый настоящий, хотя и#nbsp;совсем небольшой, театр#nbsp;— с#nbsp;режиссером, актерами, реквизитом и#nbsp;декорациями. Одна из#nbsp;молодых актрис нашего Саровского театра Анфиса Карманова три года «проходила» на#nbsp;этом корабле в#nbsp;качестве артистки. И#nbsp;сегодня делится этим необычным опытом с#nbsp;читателями нашей газеты.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Анфису с#nbsp;детства интересовала морская тематика. А#nbsp;еще она любила театр и#nbsp;с#nbsp;красным дипломом окончила Екатеринбургский государственный театральный институт#nbsp;— единственное высшее театральное учебное заведение на#nbsp;Урале.
Анфиса Карманова: «Однажды я#nbsp;просматривала вакансии в#nbsp;разных театрах и#nbsp;вдруг увидела объявление: требуется актриса на#nbsp;борт теплохода. Подумала: как интересно! Я#nbsp;мечтала попасть работать и#nbsp;на#nbsp;корабль, и#nbsp;в#nbsp;театр, но#nbsp;считала, что совместить это невозможно. И#nbsp;вдруг#nbsp;— такое предложение. Сразу отправила резюме, визитку и#nbsp;уже через 15 минут получила ответ: „Принимаем, ждем в#nbsp;Москве“. Мне купили билеты. Оказалось, что в#nbsp;труппе заболела актриса моего типажа, и#nbsp;пришлось срочно искать ей#nbsp;замену».

ПОЛГОДА#nbsp;НА ВОДЕ
Как работается в#nbsp;«плавучем театре» актерам, каковы плюсы и#nbsp;минусы такого творческого плавания?
Анфиса Карманова: «Работали мы#nbsp;по#nbsp;полгода в#nbsp;период навигации. Рейсы были разные#nbsp;— от#nbsp;трех дней до#nbsp;почти полноценного месяца. Мы#nbsp;ходили до#nbsp;Санкт-Петербурга (самый длинный рейс), Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Углича, Мышкина. Каждый день теплоход останавливается в#nbsp;разных городах. Существует легенда, как появился этот плавучий театр. У#nbsp;одного из#nbsp;владельцев теплохода (а#nbsp;всего в#nbsp;его компании было десять кораблей) был друг актер. И#nbsp;судовладелец решил: пусть один из#nbsp;теплоходов будет театральным! Стал искать труппу. В#nbsp;то#nbsp;время один небольшой частный театр из#nbsp;Санкт-Петербурга искал площадку#nbsp;— так они чудесным образом встретились и#nbsp;вот уже семь лет на#nbsp;теплоходе работает свой театр. Кроме нас на#nbsp;корабле были еще музыканты, певцы, аниматоры, проводившие интеллектуальные игры и#nbsp;конкурсы, мастера по#nbsp;живописи, вышивке, росписи и#nbsp;т.#nbsp;д. А#nbsp;вечерами работал театр.
Владельцы теплоходов, поскольку сами были заядлые театралы, всегда следили, чтобы у#nbsp;актеров все было по#nbsp;высшему уровню. Было негласное правило#nbsp;— во#nbsp;всем идти театру навстречу. Так что и#nbsp;работали, и#nbsp;жили мы#nbsp;в#nbsp;хороших условиях".
Ощущали#nbsp;ли артисты, что играют на#nbsp;воде? Не#nbsp;беспокоила#nbsp;ли качка?
Анфиса Карманова: «Качки не#nbsp;было#nbsp;— мы#nbsp;же#nbsp;двигались, да#nbsp;и#nbsp;теплоход был большой и#nbsp;очень устойчивый. Если не#nbsp;смотреть в#nbsp;окно, вообще не#nbsp;поймешь, что плывешь. Но#nbsp;пару раз, когда шли по#nbsp;Ладоге#nbsp;— а#nbsp;на#nbsp;ней всегда штормит,#nbsp;— во#nbsp;время спектакля пришлось прилагать усилия, чтобы стоять ровно. И#nbsp;хотя от#nbsp;кулисы к#nbsp;кулисе не#nbsp;мотало, приходилось быть внимательнее, чтобы ходить, не#nbsp;шатаясь. Один актер в#nbsp;конце спектакля даже спросил за#nbsp;кулисами: это мне плохо или всех шатает?».

«ЗЛОЙ МАЛЬЧИК», «МЕДВЕДЬ» «МЕТРАНПАЖ» И#nbsp;ДРУГИЕ
Режиссером театра была профессиональная актриса и#nbsp;режиссер из#nbsp;Санкт-Петербурга Елена Мороз. «Половину того, что я#nbsp;умею, дал мне институт, а#nbsp;половину#nbsp;— она,#nbsp;— признается Анфиса Карманова. —#nbsp;Елена очень требовательная, сильно радеет за#nbsp;профессию. Бывало, конечно, возмущалась, что не#nbsp;должна нас ничему учить, тем не#nbsp;менее, находила время и#nbsp;проводила с#nbsp;нами тренинги».
Выбрав материал, режиссер заранее рассылала его актерам со#nbsp;своими объяснениями и#nbsp;пожеланиями.
Анфиса Карманова: «Репетировать мы#nbsp;начинали за#nbsp;неделю до#nbsp;отправления. Вспоминали один прошлогодний спектакль или делали в#nbsp;него вводы (так получалось, что все годы моей работы приходилось каждый год вводить одного нового актера). Когда начиналось путешествие, быстро делали еще три спектакля. Обычно репетировали на#nbsp;стоянках, когда туристы уезжали на#nbsp;экскурсии, или ночью, когда все развлекательные программы на#nbsp;теплоходе заканчивались и#nbsp;мы#nbsp;могли спокойно работать до#nbsp;пяти утра. Ночью работали чаще, чтобы кавер-группа тоже могла репетировать».
Для спектаклей нам изготавливали небольшие декорации, приобретали мебель в#nbsp;стиле эпохи: начало XIX века#nbsp;— для чеховских пьес, середины прошлого столетия#nbsp;— для вампиловского «Случая с#nbsp;метранпажем» или абсурдистской комедии Нины Семеновой «Печка на#nbsp;колесе». Что-то приносили или покупали на#nbsp;блошином рынке в#nbsp;Санкт-Петербурге сами актеры. Часть декораций тоже сами изготавливали. Сцена была оснащена световым и#nbsp;звуковым оборудованием, микрофонами, двумя рядами кулис".
В#nbsp;репертуаре театра было пять пьес и#nbsp;4−5 актеров. Ставились в#nbsp;основном одноактовки: «Медведь», «Случай с#nbsp;метранпажем», «Печка на#nbsp;колесе», «Дом окнами в#nbsp;поле». Как правило, брали комедии или пьесы «на#nbsp;грани», с#nbsp;драмой. В#nbsp;зависимости от#nbsp;продолжительности рейса актеры могли сыграть за#nbsp;время круиза один, два или даже четыре спектакля.
Анфиса Карманова: «В#nbsp;первый год ребята поехали с#nbsp;готовым материалом#nbsp;— Хармсом, Колядой, и#nbsp;их#nbsp;не поняли. Конечно, были молодые туристы, которым понравилось, они признавались, что „мы#nbsp;заставили их#nbsp;подумать“. Но#nbsp;кто-то возмущался: „Я#nbsp;плакала. Приехала отдыхать, а#nbsp;тут такое…“. Поэтому решили ставить комедии».
Иногда использовался прозаический материал#nbsp;— как, например, «Злой мальчик», в#nbsp;котором Анфисе досталась роль этого вредного ребенка. Помимо спектаклей в#nbsp;репертуаре труппы были литературно-музыкальные гостиные, которые проходили в#nbsp;баре с#nbsp;панорамными окнами на#nbsp;реку.
Анфиса Карманова: «Мы#nbsp;предлагали стихи или прозу, которые хотели#nbsp;бы прочитать, а#nbsp;Елена выбирала, что подойдет под определенную тему#nbsp;— о#nbsp;любви, о#nbsp;жизни, о#nbsp;Родине. Иногда советовала что-то доработать, иногда совсем не#nbsp;брала. Еще мы#nbsp;«обрамляли» выступления музыкантов. Брали тему: «Алладин», «Летучий корабль» и#nbsp;т.#nbsp;д., и#nbsp;показывали историю персонажей, в#nbsp;которую «вклиниваются» музыканты. Получались такие околомюзикловые постановки. Например, Забаву играла актриса, а#nbsp;ее#nbsp;отца#nbsp;— баянист, который после их#nbsp;парной сцены начинает играть.
Еще мы#nbsp;проводили мастер-классы с#nbsp;туристами, показывали упражнения по#nbsp;сценической речи, на#nbsp;расслабление, импровизацию. В#nbsp;игровой форме погружали зрителей в#nbsp;актерскую среду".

ПУБЛИКА
О#nbsp;том, что на#nbsp;«Лебедином озере» есть свой театр, туристы были заранее осведомлены. Поэтому часто сюда попадала определенная публика.
Анфиса Карманова: «В#nbsp;основном это были люди за#nbsp;50, 60, иногда с#nbsp;детьми и#nbsp;внуками. Мы#nbsp;и#nbsp;материал старались подбирать тот, что им#nbsp;хорошо «зайдет».
В#nbsp;зале «плавучего» театра 70 мест, и#nbsp;почти всегда они были заполнены. Большинство радовались, увидев знакомых актеров, и#nbsp;признавались, что специально взяли тур именно на#nbsp;этот корабль. Многие, попав однажды на#nbsp;«Лебединое озеро», не#nbsp;хотели больше брать билеты на#nbsp;другие теплоходы именно из-за театра. Это постоянные наши туристы, которые всегда интересовались, что будем показывать в#nbsp;этом году".

НА#nbsp;БЕРЕГУ ВСЕ#nbsp;ЖЕ ЛУЧШЕ
Вначале работать в#nbsp;театре на#nbsp;воде нашей героине очень нравилось.
Анфиса Карманова: «Мы#nbsp;работали полгода без выходных, зато по#nbsp;окончании навигации получали очень приличную сумму. На#nbsp;теплоходе негде особо тратить деньги#nbsp;— нас кормили, жилье давали. Иногда бесплатно отпускали с#nbsp;туристами на#nbsp;экскурсии. После навигации можно было на#nbsp;заработанные деньги нормально жить оставшиеся месяцы. Первый год после навигации я#nbsp;поехала в#nbsp;Питер, на#nbsp;второй#nbsp;— на#nbsp;горнолыжный курорт. Все это было интересно и#nbsp;необычно. Но#nbsp;потом мне захотелось настоящего „большого“ театра#nbsp;— с#nbsp;большой сценой, большой труппой, взрослыми актерами, у#nbsp;которых есть, чему учиться. Партнерами, которых будешь видеть не#nbsp;полгода, а#nbsp;каждый месяц. Я#nbsp;устала от#nbsp;того, что столько времени ты#nbsp;как в#nbsp;„консервной банке“ закрыт#nbsp;— с#nbsp;корабля ведь не#nbsp;сбежишь, если что-то не#nbsp;так. Надо работать. Поэтому стала искать другие театры, и#nbsp;нашла Саров».
А#nbsp;Саров нашел Анфису, которая уже успела растопить ледяное сердце Кая и#nbsp;проложить тропинку к#nbsp;сердцам маленьких и#nbsp;больших зрителей. Не#nbsp;только спектаклем «Снежная королева», но и#nbsp;«Щелкунчиком», «Ласточками Победы» и#nbsp;«Спектакль-19», куда молодую актрису ввели, надо отметить, весьма успешно. Надеемся, что наш театр принесет Анфисе Кармановой новый интересный опыт и#nbsp;любовь публики.

Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2024#nbsp;г., № 10 от#nbsp;13 марта