О секретаx мастерства театрального бутафора и саровскиx пирожкаx
С 23 по 29 сентября в Саровском театре драмы прошла творческая лаборатория Театра Наций и программы «Территория культуры Росатома», которая подарила мне множество интересныx и яркиx встреч.
«Чтобы других зажечь, надо самому гореть», — говорил мой первый режиссер. Во время лаборатории Театра наций с большим успехом «зажгла» цеха, начиная с бутафорского и заканчивая костюмерным, Татьяна Бородина, мастер-бутафор из Москвы.
Ее послужному списку можно позавидовать! Два образования: по первому Татьяна — художник-гример, но затем волей судьбы она попала в частную творческую мастерскую и осталась в ней на долгие 24 года. В это время делались работы для фестивалей, карнавалов, кремлевских елок, шествий ко дню города и т. д. Параллельно она получила образование технолога-бутафора, окончив театральное художественно-техническое училище (сейчас — Московский театральный художественно-теxнический колледж, — авт.).
Татьяна — член Союз художников, у нее уже прошло несколько выставок объемных конструкций в Москве. Несколько лет художник проработала по приглашению в театре «Современник», а затем поступила в театр Олега Табакова — вернее, в художественно-производственный комбинат при нем. По словам Татьяны Бородиной, там сложился прекрасный коллектив, в котором она трудилась семь лет и только недавно ушла в «свободное плавание».
Конечно, профессионалу с таким опытом было чем поделиться с коллегами. Эта творческая лаборатория в Сарове — не первая в ее жизни: она уже побывала в Северске, Балакове, Новоуральске. «Очень вдохновляет, когда видишь горящие глаза и отклик», — призналась мастер.
Татьяна Бородина: «Такие мастер-классы необходимы, через них мы делимся своим опытом, технологиями, которые могут ускорить рабочий процесс. У всех разные подходы, но бывает так: все лежит на поверхности, но люди работают по старинке, как привыкли. А тут могут посмотреть с другого ракурса — и тут же появляются новые идеи и новые возможности. В любом направлении нашей работы можно найти что-то новое, поэтому подобное живое общение очень важно».
К примеру, Татьяна рассказала саровским специалистам, как можно ускорить процесс изготовления папье-маше. Но и нашим мастерам было, чем поделиться с гостьей, поскольку они, например, используют не металлические конструкции, а деревянные, а это — своя специфика.
— Насколько отличаются в техническом оснащении столичные и провинциальные театры?
Татьяна Бородина: «Тут многое зависит от величины театра, его статуса. И в Москве есть разные театры, с разным бюджетом и оснащенностью. Но, как правило, если проект интересный и художник настаивает, то покупаются необходимые материалы и инструменты. Все это потом остается в театре и может неожиданно пригодиться для другой постановки.
Конечно, обычно в провинциальных театрах с оснащенностью — особенно инструментами — похуже. И дело не только в их качестве, но и в количестве. Если в цехе работают несколько человек, то и клеевых пистолетов или шуруповертов, к примеру, должно быть несколько. Часто же бывает, что нужно делать бутафорскую работу очень быстро и одновременно с двух сторон. Это сильно облегчило бы жизнь мастерам".
Татьяна привезла несколько новых материалов, которые сейчас использует в работе бутафоры: силикон для отлива форм, альгинат для снятия слепка с частей тела и лица актера, пластик. Если, например, надо сделать не одну маску, а несколько, то на работу с папье-маше в этом случае уйдет неделя и даже больше. А имея силиконовую форму, можно сделать пластиковые маски буквально за день! Такой вот технический прогресс.
Поделилась мастер и секретом использования полиуретановой пены, которая после затвердевания расширяется в четыре раза. С ее помощью можно быстро сделать необходимую для спектакля скульптуру или ту же вазу. Диапласт вместо папье-маше, наносимый с помощью краскопульта или компрессора, и еще много всего интересного. Меня лично поразил клей-спрей, который не оставляет следов даже на тонкой ткани. Вообще, оказалось, что за три дня наши мастера получили огромный объем информации и попробовали все материалы в деле.
Все участники мастер-классов горели желанием узнать новое, многое записывали и тут же старались осуществить все, что предлагалось Татьяной. А на память о театре гостья увезла не только хорошее настроение, фирменную чашку, но и… пирожки, которые печет шеф-повар театрального кафе. «Таких вкусных пирожков даже в Москве не часто встретишь!», — призналась Татьяна.
Инесса Шевцова г. «Новый город», 2024 г., № 40 от 9 октября