Статьи
2023-05-17 11:33 Ласточки Победы

Небо, самолёты, девушки...

Немцы, с#nbsp;примесью ужаса, называли их#nbsp;«ночными ведьмами», а#nbsp;наши воины ласково#nbsp;— «Дунькиным полком», «ласточками Победы». Зайдя на#nbsp;цель, они глушили двигатели своих фанерных У-2 и#nbsp;планировали с#nbsp;характерным шелестом. И#nbsp;только отбомбившись, заводили мотор и#nbsp;скрывались в#nbsp;непроглядной ночной тьме…
11#nbsp;мая я#nbsp;побывала в#nbsp;горячо любимом мной театральном подвальчике на#nbsp;сдаче очередной премьеры Саровского драматического театра#nbsp;— театрального урока мужества «Ласточки Победы» Режиссёром постановки выступила Оксана Илларионова, драматургом#nbsp;— Ольга Логинова, художником-постановщиком Владимир Ширин.

Постановка получилась полноценная и#nbsp;чрезвычайно населённая#nbsp;— в#nbsp;ней задействованы 17 человек! На#nbsp;сцене театрального подвальчика ещё никогда не#nbsp;было так многолюдно. Спектакль очень динамичен#nbsp;— действие не#nbsp;отпускает зрителя до#nbsp;самого окончания. Некогда даже вздохнуть, не#nbsp;то#nbsp;что зевнуть или глянуть в#nbsp;телефон#nbsp;— куда там! Поразительные судьбы героинь#nbsp;— пяти девушек-студенток мехмата МГУ, как будто взяты из#nbsp;остросюжетного романа. А#nbsp;ведь это реальные люди и#nbsp;судьбы, по#nbsp;которым катком прошлась война. Они живут на#nbsp;сцене прямо перед нами#nbsp;— зубрят физику, переживают, что их#nbsp;не#nbsp;взяли на#nbsp;фронт, сияют ослепительными улыбками, когда становится ясно, что они всё-таки туда попадут. Обливаются потом на#nbsp;физподготовке#nbsp;— и#nbsp;впервые взлетают! Несколько вылетов за#nbsp;ночь, в#nbsp;полной темноте, на#nbsp;никак незащищённых фанерных самолётах, которые может прошить любая пуля… Вот женщины-техники, выбиваясь из#nbsp;сил, вручную тащат огромный снаряд#nbsp;— им#nbsp;надо подвесить под брюхо самолёта несколько бомб по#nbsp;25, 50 или 100 килограммов… Итак каждую ночь#nbsp;— по#nbsp;полторы тонны на#nbsp;сестру. Тяжёлые времена рождают сильных людей#nbsp;— эти слова можно с#nbsp;полным правом отнести ко#nbsp;всем героиням спектакля. А#nbsp;ведь они ещё находят в#nbsp;себе силы петь и#nbsp;танцевать, прихорашиваться, подшучивать друг над другом. Характеры обрисованы ярко и#nbsp;так, что сразу не#nbsp;веришь#nbsp;— это они, девушки военных лет!
Несмотря на#nbsp;трагическую гибель одной из#nbsp;главных героинь Жени Рудневой, в#nbsp;целом постановка очень оптимистичная#nbsp;— эти хрупкие девушки не#nbsp;только пережили войну, всеми силами приближая Победу, но#nbsp;и#nbsp;смогли найти себя в#nbsp;мирное время, став успешными учёными, вузовскими преподавателями и#nbsp;создав семьи.
Спектакль сделан талантливо и#nbsp;серьёзно. Горячо и#nbsp;настоятельно рекомендую посмотреть его не#nbsp;только подросткам, для#nbsp;которых он#nbsp;предназначен, но#nbsp;и#nbsp;взрослым.

НЕ#nbsp;ПАФОСНАЯ ИСТОРИЯ
Режиссёр-постановщик и#nbsp;драматург спектакля Оксана Илларионова и#nbsp;Ольга Логинова рассказали, как возникла идея театрального урока мужества «Ласточки Победы».
Оксана Илларионова: «Наткнулась на#nbsp;послевоенное фото, на#nbsp;нём#nbsp;— пять шикарных женщин, три из#nbsp;них со#nbsp;звездами Героев Советского Союза. Так я#nbsp;и#nbsp;раскопала историю, как пять студенток мехмата МГУ ушли добровольцами на#nbsp;фронт в#nbsp;1941-м. Они служили в#nbsp;588-м женском авиаполке, с#nbsp;1943 года переименованном в#nbsp;46 гвардейский Таманский авиаполк ночных бомбардировщиков. Всего из#nbsp;МГУ в#nbsp;авиацию попали 17 студенток исторического, географического, филологического и#nbsp;других факультетов. Четыре из#nbsp;наших пяти героинь стали Героями Советского Союза (одна посмертно), почти все вернулись в#nbsp;МГУ на#nbsp;третий курс, окончили его, став профессорами, кандидатами физ-мат. наук, сделали карьеру в#nbsp;науке и#nbsp;стали вузовскими преподавателями.
Сила воли этих двадцатилетних девушек просто потрясает. Через их#nbsp;судьбы мне хочется сказать современной молодёжи, что для#nbsp;человека нет ничего невозможного. Как говорила создательница авиаполков Марина Раскова, женщина может всё. Воевать на#nbsp;протяжении всех девяти месяцев беременности. Сломав позвоночник и#nbsp;полгода пролежав в#nbsp;госпитале, вернуться и#nbsp;бомбить врага. Каждую ночь по#nbsp;13 раз ходить на#nbsp;смерть, и#nbsp;так четыре года подряд#nbsp;— у#nbsp;всех наших героинь по#nbsp;700 и#nbsp;более вылетов. А#nbsp;после всего этого ещё и#nbsp;состояться как женщина: нарожать детей, сделать карьеру, прожив долгую и#nbsp;удивительную жизнь".
Отметим, что не#nbsp;все героини спектакля прожили долгую жизнь. Штурман Евгения Руднева погибла во#nbsp;время боевого вылета над Керченским проливом, и#nbsp;через её#nbsp;судьбу нам рассказали о#nbsp;кровопролитных боях авиаполка в#nbsp;Булганаке, Аджимушкае, и#nbsp;Эльтигене. Антонина Зубкова вернулась, но#nbsp;покончила с#nbsp;собой в#nbsp;30-летнем возрасте#nbsp;— была слишком бескомпромиссной, не#nbsp;смогла вынести житейскую подлость…
Ольга Логинова: «Оксана Юрьевна набрала огромный массив информации, которую мне под её#nbsp;неусыпным руководством необходимо было сократить и#nbsp;придать документальной истории художественную форму».
В#nbsp;тексте нет ничего выдуманного, кроме диалогов (которые тоже писались на#nbsp;основе дневниковых записей, интервью и#nbsp;мемуаров) и#nbsp;нескольких частушек, сочинённых Ольгой Логиновой. Всё остальное#nbsp;— строго документально и#nbsp;аутентично. Так, клятва гвардейцев образца 1943 года звучит в#nbsp;подлиннике. Лётные шлемы и#nbsp;очки добыты с#nbsp;военных складов. Одежда сшита по#nbsp;лекалам штурманской формы 1941 года. А#nbsp;поскольку форма и#nbsp;знаки отличия за#nbsp;время войны менялись несколько раз#nbsp;— чтобы сделать костюмы героинь аутентичными, художник Владимир Николаевич Ширин провёл большую сложную работу.
В#nbsp;спектакле присутствует и#nbsp;современный план#nbsp;— студентки МГУ военных лет пересекаются с#nbsp;нынешними студентками. Современные девочки постоянно страдают от#nbsp;стресса, не#nbsp;понимая, что такое настоящий стресс, ужас, горе. «В#nbsp;нас заложены такие скрытые резервы, что человек может буквально всё,#nbsp;— убеждены авторы спектакля#nbsp;— Не#nbsp;надо раскисать по#nbsp;любому поводу!»
По#nbsp;словам Оксаны Илларионовой, тема спектакля и#nbsp;его герои, как и#nbsp;современные воины, требуют к#nbsp;себе уважения, поэтому постановку делали «по-честному», «по-взрослому», без упрощений. «У#nbsp;нас не#nbsp;скорбная, не#nbsp;пафосная история, а#nbsp;оптимистичная. Ведь наши героини ушли на#nbsp;фронт, но#nbsp;почти все вернулись»#nbsp;— подытожила она.

Валерия Александрова
г. «Новый город», 2023#nbsp;г., № 19 от#nbsp;17 мая