33 сотрудника театра, включая 11 актеров, поехали поездом, а декорации — огромной фурой. «Артмиграция» — творческий проект Союза театральных деятелей РФ, поэтому СТД оплатил почти все расходы участникам фестиваля.
Завлит театра Ольга Логинова стала участником саровской делегации, и мы попросили ее поделиться впечатлениями. Она рассказала, что, несмотря на свое название, фестиваль все предыдущие 9 лет своего существования проходил в Москве, но начиная с этого года было принято решение выезжать в регионы. Первым региональным городом, принявшим фестиваль, стал Екатеринбург. Фестиваль масштабный, в нем три программы — основная, для детей и «программа off». Мероприятие это неконкурсное, в нем нет подведения итогов и награждения. Однако если театр со своим спектаклем попал в программу фестиваля, значит, его постановка оказалась в числе лучших спектаклей года, поставленных молодыми режиссерами.
«Однажды, три года назад, мы уже почти попали в состав участников „Артмиграции“, — вспоминает Ольга Логинова, — со спектаклем „АлиССА“. Его готовы были взять в программу, но в столице не нашлось подходящей для нас площадки. Декорации к этому спектаклю очень масштабные, требования к площадке строгие, и сцены для нас не нашли».
Сотрудники Саровского драматического театра провели в столице Урала целых три дня и имели возможность и погулять по городу, посетить музеи, и даже посмотреть спектакли других участников фестиваля. В фестивале были задействованы более 10 площадок, спектакли шли по всему Екатеринбургу. «Свободный Тибет» с большим успехом прошел на сцене Свердловского академического театра.
Почему именно этот спектакль заявили для участия в фестивале?
Ольга Логинова: «Мы брали «Свободный Тибет» в репертуар изначально с прицелом на фестивали, понимая, что в нашем городе этот спектакль вряд ли найдет признание широкой аудитории — ведь он довольно сложен для восприятия. Но при этом предполагали, что у него, скорее всего, будет счастливая фестивальная судьба. «Тибет» очень интересно придуман и поставлен, здесь хорошие актерские работы, впечатляющий свет. К тому же на фестивалях всегда приветствуются новые тексты, а произведения Романа Михайлова начали ставить в театрах не так давно.
При этом декорации спектакля непростые — стена подъезда крайне тяжелая, в один из моментов она уходит вверх, на колосники, для чего необходима большая грузоподъемность штанкетов. Наш завпост вел долгие и трудные переговоры с техническим директором фестиваля, выясняя, смогут ли на предложенной сцене встать наши декорации. Однако, приехав на место, выяснили, что у предоставленной площадки есть свои нюансы: колосники гораздо выше наших, совсем другой набор световых приборов и т. п. Сотрудникам цехов, конечно, пришлось поломать голову.
С картонными коробками, из которых у нас созданы деревья, птицы и другой реквизит, своя заморочка: везти их в готовом виде было нельзя, половину пришлось сложить. Поэтому реквизиторам на месте потребовался почти целый день, чтобы заново всё собрать — это очень трудоемко.
С нами в Екатеринбурге был режиссер спектакля Антон Морозов — следил, как ставили свет, провел репетицию — и, конечно, сильно переживал во время показа спектакля".
Также Ольга рассказала, что после каждого показа проходило обсуждение. В рамках фестиваля работала лаборатория театральной критики под руководством известного критика Павла Руднева. Несколько его молодых учеников, а также зрители после спектакля собрались в небольшом зале и высказались по поводу увиденного. «Удивило то, что зрителям, в отличие от некоторых критиков, спектакль оказался абсолютно понятен, — говорит Ольга. — Люди увидели в спектакле много смыслов, и почти каждый заканчивал свою речь фразой: „Об этом еще стоит подумать“. Получается, что они пошли домой с этим спектаклем, унесли его с собой в мыслях и душе, а это именно то, чего мы хотели. А Павел Руднев, который резюмировал все эти выступления, сказал нам много лестных слов и даже назвал Саровский театр лучшим театром Нижегородской области».
Зачем театру выездные фестивали? По словам завлита, они заставляют встряхнуться, испытать вдохновляющий стресс. Выйти из «дня сурка»: постановка-премьера-отдых-постановка, знакомые сцена и зритель… На фестивале есть возможность посмотреть работы других театров — это расширяет кругозор, выводит из замкнутого пространства. Еще там есть возможность «присмотреть» режиссеров для будущей работы и интересные пьесы. А понимание, что наш театр со своей постановкой попал в число лучших спектаклей года, очень поднимает настроение. «Мы в очередной раз обозначили Саров на театральной карте России», — подытожила Ольга Логинова.
Беседовала Валерия Александрова
г. «Новый город», 2022 г., № 42