Статьи
2023-06-21 13:41

Золотой фонд Саровского драматического

Эмме Ивановне Арсеньевой 85!

Есть в#nbsp;каждом городе люди, без которых невозможно представить историю города, его гордость, его «золотой фонд», чьи имена обязательно вызовут отклик если не#nbsp;у#nbsp;каждого, то#nbsp;у#nbsp;большинства горожан. Эмма Ивановна Арсеньева, отдавшая нашему театру более полувека#nbsp;— из#nbsp;таких. Из#nbsp;титанов. Настоящих. Актриса огромного диапазона, ей#nbsp;одинаково удавались образы от#nbsp;комедийной Аэлиты из#nbsp;«Приятной женщины с#nbsp;цветком и#nbsp;окнами на#nbsp;север», до#nbsp;трагичной Вассы, от#nbsp;аристократичной герцогини в#nbsp;«Горном короле» до#nbsp;портовой проститутки в#nbsp;«Звёздах на#nbsp;утреннем небе», от#nbsp;романтичной Маргариты Лухан из#nbsp;«Дикаря» до#nbsp;гротесковой Коробочки, от#nbsp;преданной и#nbsp;заботливой мадам Розы из#nbsp;«Жизни впереди» до#nbsp;эгоистичной и#nbsp;эксцентричной Эдды, героини «Бабочки… Бабочки». Да#nbsp;разве возможно перечислить все созданные актрисой образы, если она только в#nbsp;нашем театре сыграла больше чем в#nbsp;90 спектаклях?! Но#nbsp;работа на#nbsp;сцене#nbsp;— только одна из#nbsp;граней яркой личности нашей героини, не#nbsp;менее важным оказался её#nbsp;талант педагога.

ДОЛГО ПРЯТАЛАСЬ ПРИ ЗВУКАХ ГУДКА

В#nbsp;июне Эмма Ивановна отметила 85-летний юбилей. Жизнь актрисы с#nbsp;красивым, редко встречающимся именем складывалась непросто, хотя#nbsp;бы уже потому, что детство#nbsp;— самая светлая и#nbsp;радостная пора жизни, было омрачено страшной войной. Родилась наша героиня в#nbsp;Омске, однако перед войной семья оказалась в#nbsp;Выборге. Эмма Ивановна очень хорошо помнит страшные бомбёжки, которым предшествовал душераздирающий вой сирены. Заслышав его, дети в#nbsp;садике, а#nbsp;тогда он#nbsp;назывался дет. очагом, бежали прятаться… в#nbsp;крапиву! Малышам казалось, что в#nbsp;такой ужасно злой траве никакая беда их#nbsp;не#nbsp;настигнет#nbsp;— не#nbsp;захочет#nbsp;же эта беда обжечься? Даже через несколько лет после окончания войны девочка будет бежать прятаться, заслышав заводской гудок.

Маме с#nbsp;маленькой дочкой удалось эвакуироваться до#nbsp;прихода финских войск. Поезд шёл очень долго, через всю страну и#nbsp;привёз семью под Томск. Началось голодное время, маленькая Эмма вместе с#nbsp;другими детьми лазила в#nbsp;зарослях травы, ища съедобную кислицу. Наша героиня хорошо запомнила, как сгорел соседский дом, и#nbsp;дети ходили просить милостыню: «Моя мама всегда подавала и#nbsp;плакала, так ей#nbsp;было жалко, она и#nbsp;меня приучила жалеть людей». Спасало то, что мама, фельдшер по#nbsp;профессии, устроилась на#nbsp;две работы, а#nbsp;ещё она умела прекрасно шить, поэтому проблем с#nbsp;одеждой для дочери не#nbsp;было. Маленькая Эмма, целыми днями предоставленная сама себе, много слушала радио, особенно любила радиоспектакли и#nbsp;концерты.

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

В#nbsp;45-м семья переехала в#nbsp;Новосибирск. В#nbsp;начальной школе учительница Валентина Петровна часто приносила ребятам журналы, и#nbsp;однажды Эмма увидела обложку с#nbsp;клоунами… Так они ей#nbsp;понравились, что немедленно были сшиты мамой подружки костюмы, и#nbsp;девочка поставила сценку#nbsp;— первую в#nbsp;своей творческой жизни! Класс хохотал до#nbsp;упада вместе с#nbsp;артистами. В#nbsp;средней школе классный руководитель, учитель химии Евдокия Николаевна помогала ребятам ставить теперь уже не#nbsp;сценки, а#nbsp;целые спектакли, режиссёром которых неизменно выступала наша героиня. Один она запомнила особенно хорошо#nbsp;— пушкинскую «Русалочку» В#nbsp;10-м классе актёр из#nbsp;Новосибирского ТЮЗа Илья Ильич Сапегин, ставя «комсомольские» спектакли, обратил внимание на#nbsp;школьницу, которая проявляла недюжинные актёрские и#nbsp;режиссёрские способности, и#nbsp;посоветовал ей#nbsp;присмотреться к#nbsp;артистической стезе. На#nbsp;что девочка ответила категорическим отказом: «Не#nbsp;поступлю!» и#nbsp;после школы подала документы в#nbsp;педагогический институт в#nbsp;Новосибирске. Да! Вначале скромная, худенькая, большеглазая девушка пошла учиться на#nbsp;филфак. И#nbsp;тут, на#nbsp;втором курсе, ей#nbsp;встретился Лев Дмитриевич Михайлов, главный режиссёр Новосибирского театра оперы и#nbsp;балета, который разглядел в#nbsp;скромной студентке педагогического будущую театральную величину. Он#nbsp;вёл в#nbsp;институте драмкружок, в#nbsp;котором наша героиня играла в#nbsp;«Чёртовой мельнице», где по#nbsp;её#nbsp;признанию, с#nbsp;удовольствием гонялась с#nbsp;метлой за#nbsp;солдатом. Лев Дмитриевич предложил Эмме поступить в#nbsp;новый набор студии при «Красном факеле», который проводила Вера Павловна Редлих, подруга Марины Ивановны Цветаевой. «Я#nbsp;в#nbsp;то время была ужасной трусихой#nbsp;— признаётся актриса#nbsp;— долго отказывалась, говорила, что меня не#nbsp;возьмут, но#nbsp;потом рискнула. Когда пришла на#nbsp;прослушивание, на#nbsp;ступеньках „Красного факела“ увидела седую, с#nbsp;короткой стрижкой женщину, встала с#nbsp;ней рядом. Та#nbsp;спросила: „Поступаешь? Боишься?“ Я#nbsp;согласно кивнула, и#nbsp;она так тепло со#nbsp;мной поговорила, что я#nbsp;немного успокоилась. Когда вошла в#nbsp;зал, где сидела комиссия, то#nbsp;в#nbsp;центре увидела… ту#nbsp;самую женщину. И#nbsp;так мне стало легко, я#nbsp;начала читать Бернса, Островского, танцевать, всё прошло хорошо, но#nbsp;я#nbsp;всё равно не#nbsp;была уверена, что меня возьмут. Для очистки совести посмотрела списки поступивших и#nbsp;вдруг нашла в#nbsp;них свою фамилию!» Мама во#nbsp;всём поддержала дочь: «Делай, как тебе будет лучше».

МХАТОВСКИЕ УЧИТЕЛЯ

Эмме Ивановне несказанно повезло с#nbsp;мастерами, по#nbsp;её#nbsp;словам, «это был просто подарок судьбы». Вера Павловна, дружившая не#nbsp;только с#nbsp;великой русской поэтессой, но и#nbsp;с#nbsp;не менее известным режиссёром, актрисой и#nbsp;театральным педагогом Марией Осиповной Кнебель, в#nbsp;1918 году окончила 2-ю студию Московского Художественного театра и#nbsp;служила в#nbsp;нем актрисой. Оказавшись в#nbsp;Новосибирске, чтобы быть ближе к#nbsp;репрессированному брату, она стала художественным руководителем Новосибирского театра драмы «Красный факел» и#nbsp;руководителем студии при нём. Её#nbsp;супруг, также учивший студийцев, Сергей Сергеевич Бирюков, народный артист РСФСР, происходил из#nbsp;дворянской семьи, дружившей со#nbsp;Львом Толстым, «он#nbsp;у#nbsp;великого писателя на#nbsp;ножке катался в#nbsp;четыре года, а#nbsp;тот ему говорил: «По#nbsp;кочкам, по#nbsp;кочкам…»,#nbsp;— рассказывает наша героиня. Вот у#nbsp;таких легендарных личностей удалось учиться Эмме Ивановне, стоит#nbsp;ли после этого удивляться уровню профессионализма актрисы Арсеньевой, её#nbsp;удивительной преданности театру и#nbsp;его этике, благоговейному отношению к#nbsp;сцене?! «Вера Павловна всегда так радовалась, когда у#nbsp;кого-то что-то хорошо получалось,#nbsp;— делится наша героиня,#nbsp;— она заразительно смеялась, и#nbsp;мы#nbsp;были такими счастливыми! Мы#nbsp;так бежали в#nbsp;студию утром и#nbsp;так не#nbsp;хотели уходить вечером, мы#nbsp;были очень дружной когортой, помогали друг другу». На#nbsp;курсе занимались 14 человек, которых готовили и#nbsp;на#nbsp;«молодые» роли в#nbsp;Новосибирский театр, студийцы ходили на#nbsp;все спектакли, смотрели на#nbsp;тех, кому «шли на#nbsp;смену», и#nbsp;сами участвовали в#nbsp;постановках, вначале в#nbsp;массовых сценах, а#nbsp;потом#nbsp;— в#nbsp;эпизодах, например, наша героиня уже на#nbsp;первом курсе сыграла Зосю в#nbsp;«Двенадцати стульях». Учёба шла три года, на#nbsp;ребят регулярно приезжали смотреть москвичи, нашу героиню в#nbsp;учебном спектакле видела легендарная Кнебель! На#nbsp;выпускном спектакле «Свои люди#nbsp;— сочтёмся» педагог по#nbsp;речи не#nbsp;узнала Эмму Ивановну в#nbsp;роли Ларисы, настолько студентка перевоплотилась. Наша героиня всю жизнь помнит своих мастеров, и#nbsp;все свои роли пропускала через призму: «Что#nbsp;бы они сказали».

ЖИЗНЬ#nbsp;НА СЦЕНЕ

Попасть в#nbsp;«Красный факел» Арсеньевым (а#nbsp;к#nbsp;тому времени наша героиня вышла замуж за#nbsp;однокурсника Виктора Арсеньева) не#nbsp;удалось: директором театра назначили сотрудника «органов», с#nbsp;которым Вера Павловна, естественно, сработаться не#nbsp;могла и#nbsp;была вынуждена уйти из#nbsp;театра. Молодую талантливую чету пригласил Новосибирский ТЮЗ, и#nbsp;за#nbsp;два года Эмма успела прекрасно сыграть в#nbsp;нескольких постановках. Но#nbsp;актёрам хотелось играть в#nbsp;драматическом. В#nbsp;это время по#nbsp;счастливому стечению обстоятельств на#nbsp;гастроли приезжает театр из#nbsp;закрытого города Красноярска#nbsp;— 26. Арсеньевых видят в#nbsp;спектаклях ТЮЗа и#nbsp;приглашают на#nbsp;работу. Семья тут#nbsp;же решается поменять не#nbsp;только театр, но#nbsp;и#nbsp;сам город. В#nbsp;60-е Новосибирск не#nbsp;был тем процветающим центром Сибири, каким является сейчас. Тогда люди в#nbsp;нём просто голодали, наша героиня вспоминает как будучи беременной старшим сыном, выстаивала страшные очереди в#nbsp;кулинарию, чтобы купить жареной рыбы, как, работая на#nbsp;телевидении, покупала и#nbsp;приносила коллегам продукты, которые телевизионщикам было легче доставать. К#nbsp;тому#nbsp;же семье приходилось ещё и#nbsp;квартиру снимать. Во#nbsp;время приезда Н.#nbsp;С.#nbsp;Хрущёва новосибирские рабочие устроили на#nbsp;площади перед оперным театром настоящий «голодный» митинг!

В#nbsp;закрытом Красноярске их#nbsp;ждал, что называется, культурный шок: полные прилавки магазинов с#nbsp;несколькими сортами мяса, сыра, рыбы#nbsp;— глаза разбегались от#nbsp;такого изобилия, а#nbsp;от#nbsp;вкусных запахов кружилась голова. Но, конечно, не#nbsp;хлебом единым жив человек, тем паче творческий, и#nbsp;в#nbsp;Красноярске Эмма Ивановна оказалась весьма востребованной, она была плотно задействована в#nbsp;репертуаре. Однако когда директор уехал работать в#nbsp;Кемерово, то#nbsp;позвал молодых артистов работать с#nbsp;собой. И#nbsp;они откликнулись на#nbsp;предложение. В#nbsp;Кемерово было много интересных, взрослых ролей, например, Наташа в#nbsp;спектакле «Ещё раз про любовь». Но#nbsp;затем директор театра переезжает в#nbsp;Пензу, поближе к#nbsp;центру России, и#nbsp;Арсеньевы вместе с#nbsp;друзьями#nbsp;— семьёй известного актёра Михаила Светина, впоследствии народного артиста РФ, вновь едут за#nbsp;ним. «Я#nbsp;была лёгкой на#nbsp;подъём#nbsp;— признаётся наша героиня,#nbsp;— мне ничего не#nbsp;стоило собраться и#nbsp;переехать в#nbsp;другой город, я#nbsp;знала, что смогу легко сработаться в#nbsp;любом театре, потому что мне нравилось то, чем я#nbsp;занимаюсь, я#nbsp;получала от#nbsp;этого радость, любила репетиции, любила зрителей, наслаждалась сценой, она вызывала у#nbsp;меня восторг». Надо отметить, что любовь эта была взаимной! В#nbsp;Пензе актриса репетировала главную роль в#nbsp;спектакле «Жаворонок» по#nbsp;пьесе#nbsp;Ж. Ануя, и#nbsp;коллеги с#nbsp;большим недоумением узнали об#nbsp;отъезде молодых артистов. Один из#nbsp;них, Климовский, просто кричал: Эмма, что ты#nbsp;делаешь?!"

В#nbsp;1970-м, опять#nbsp;же вместе с#nbsp;директором, чета Арсеньевых оказалась в#nbsp;Сарове, тогда Арзамасе-16, и#nbsp;больше полувека Эмма Ивановна радовала своим талантом наших горожан, среди которых были выдающиеся умы мирового уровня. «На#nbsp;наших спектаклях часто бывали Юлий Борисович Харитон с#nbsp;супругой Марией Николаевной, и#nbsp;Вениамин Аронович Цукерман с#nbsp;женой Зинаидой Матвеевной Азарх, обычно они сидели на#nbsp;8 ряду, после спектакля звонили нам и#nbsp;благодарили! Сейчас трудно представить, чтобы ученые такого уровня звонили какой-то артистке с#nbsp;благодарностью, а#nbsp;тогда#nbsp;— это было нормой!»

По#nbsp;признанию актрисы, самой сложной для нее оказалась роль старухи Анны в#nbsp;спектакле «Последний срок» по В.Распутину. «Когда работала над образом, начинала думать, как этот герой. Тогда у#nbsp;тебя глаза живые. По#nbsp;пьесе моей Анне 80, а#nbsp;мне в#nbsp;то#nbsp;время#nbsp;— 40, потому было сложно „влезть в#nbsp;ее#nbsp;шкуру“. Я#nbsp;размышляла, о#nbsp;чем она думает, как просыпается, как относится к#nbsp;смерти». После этой постановки Эмма Ивановна получила звание заслуженной артистки#nbsp;РФ.

Игре актрисы рукоплескали зрители многих городов тогдашнего СССР, ведь наш театр объездил с#nbsp;гастролями всю огромную страну, от#nbsp;Сыктывкара до#nbsp;Севастополя, от#nbsp;Костромы до#nbsp;Даугавпилса. Эмма Ивановна#nbsp;— лауреат премии#nbsp;им. Собольщикова-Самарина, неоднократный лауреат фестиваля «Творческая удача сезона». После спектакля «Бабочки…Бабочки…» (за#nbsp;роль Эдды в#nbsp;этой постановке артистка получила диплом «Лучшая женская роль») жюри с#nbsp;удивлением спросило режиссера постановки Андрея Боровикова: «Арсеньева#nbsp;— актриса столичного уровня, что она делает в#nbsp;Сарове?» Кстати, Андрей, ныне актер и#nbsp;режиссер театра Романа Виктюка, сохранил к#nbsp;Эмме Ивановне самые теплые чувства: «В#nbsp;1996#nbsp;г.#nbsp;после окончания Нижегородского театрального училища я#nbsp;стал актером Саровского драматического театра. Именно Э.#nbsp;И.#nbsp;Арсеньева сразу оценила мои способности и#nbsp;склонность к#nbsp;режиссуре. И#nbsp;как мудрый наставник взяла меня под свое крыло. Пригласила преподавать на#nbsp;своем курсе в#nbsp;школе искусств, рекомендовала меня режиссерам и#nbsp;я#nbsp;сыграл много прекрасных ролей, поддерживала мои режиссерские работы и#nbsp;согласилась сыграть главную роль в#nbsp;моем спектакле „Бабочки…бабочки“. Этот спектакль стал моей дипломной работой в#nbsp;Театральном Институте им.#nbsp;Б. Щукина при Академическом театре им.#nbsp;Е.Вахтангова. Свой опыт, любовь к#nbsp;театру, отношение к#nbsp;профессии Эмма Ивановна передавала многим молодым артистам и#nbsp;режиссерам. Я#nbsp;рад, что и#nbsp;меня судьба свела с#nbsp;большой актрисой, мудрым педагогом, яркой личностью! Я#nbsp;благодарен Эмме Ивановне за#nbsp;мощный творческий заряд на#nbsp;моем старте».

У#nbsp;нашей героини была возможность уехать в#nbsp;Таллинн или Волгоград, да и#nbsp;в#nbsp;Москву перебраться ничего не#nbsp;мешало, но#nbsp;она выбрала наш город и#nbsp;стала одним из#nbsp;его культурных символов. «Я#nbsp;не#nbsp;жалею, что осталась здесь. Мне город с#nbsp;самого первого дня понравился: маленький, теплый, уютный, я#nbsp;была здесь счастлива и#nbsp;ни о#nbsp;чем в#nbsp;своей жизни не#nbsp;жалею». Надо заметить, что и#nbsp;режиссеры были счастливы работать с#nbsp;такой удивительной актрисой. «Великолепная Эмма Ивановна! И#nbsp;Ваше согласие на#nbsp;работу, и#nbsp;Ваша замечательная игра позволили совершиться чуду: и#nbsp;режиссер осуществил свою мечту! Такое не#nbsp;забывается никогда! Ваш преданный поклонник режиссер В. Салюк»#nbsp;— была написано в#nbsp;программке спектакля «Прогулка в#nbsp;Лю-Блё», где Эмма Ивановна сыграла роль Руты.

ДОМ УЧЕНЫХ

Книги Эмма Ивановна любила с#nbsp;детства, еще в#nbsp;три года мама читала ей#nbsp;Пушкина, позднее девочка сама перечитала почти всю классику, а#nbsp;многие произведения «солнца русской поэзии», в#nbsp;частности «Евгения Онегина», она знала наизусть. Любовь к#nbsp;слову привела нашу героиню к#nbsp;созданию литературных программ. Началось все с#nbsp;Гарсиа Лорки. «Мне не#nbsp;только его стихи тогда нравились, которые я#nbsp;все перечитала,#nbsp;— признается актриса,#nbsp;— мне так до#nbsp;слез было жалко его самого, что я#nbsp;не#nbsp;удержалась и#nbsp;сделала вечер в#nbsp;Доме Ученых. Мне вообще всегда было важно, чтобы герои вызывали личные эмоции, тогда было легче работать». Потом была программа по#nbsp;Цветаевой, которую только открывал читатель, и#nbsp;потрясающий спектакль об#nbsp;Эдит Пиаф. На#nbsp;сцене маленькая женщина в#nbsp;черном проживала жизнь певицы с#nbsp;таким трагическим надломом, так произносила знаменитую фразу «Пиаф#nbsp;— значит воробушек», что в#nbsp;зале плакали, а#nbsp;дом Ученых брали «штурмом»#nbsp;— попасть туда хотел весь город. На#nbsp;первом ряду на#nbsp;таких вечерах обычно сидел Борис Глебович Музруков.

Кстати, литературные спектакли по#nbsp;стихам Анны Ахматовой и#nbsp;Булата Окуджавы, созданные Эммой Ивановной на#nbsp;«малой» сцене театра тоже всегда были востребованы и#nbsp;любимы публикой.

ПУТЕВКИ В#nbsp;ЖИЗНЬ

Эмма Ивановна#nbsp;— удивительно активный человек. При ее#nbsp;огромной занятости в#nbsp;спектаклях, она умудрялась посвящать много времени работе нашего отделения СТД, да, собственно, с#nbsp;нее история отделения в#nbsp;городе и#nbsp;началась. А#nbsp;еще именно она была «зачинщиком» Дня театра, когда специально для этого праздника готовился эксклюзивный концерт-спектакль, доходы от#nbsp;которого шли ветеранам саровской сцены. Причем, не#nbsp;только придумала проект и#nbsp;почти 20 лет в#nbsp;нем участвовала, как актриса, но#nbsp;и#nbsp;вдохновила и#nbsp;творческую часть, и#nbsp;цеха к#nbsp;ней присоединится. Эффектное было зрелище на#nbsp;одном из#nbsp;концертов, когда на#nbsp;сцену въехала «тройка»#nbsp;— В. Арсеньев (режиссер), В. Ширин (главный художник), Г.#nbsp;Точиловский (зав.постановочной частью), «запряженная» в#nbsp;повозку с#nbsp;«комедиантами»#nbsp;— актерами труппы.

Но#nbsp;бьющей через край энергии талантливого человека было мало и#nbsp;работы, и#nbsp;капустников, и#nbsp;даже депутатства горсовета, посему, когда в#nbsp;городе открылась школа искусств (в#nbsp;то#nbsp;время училище искусств#nbsp;— ПТУИ), и#nbsp;его создатель Татьяна Ивановна Левкина пригласила Арсеньевых преподавать, они согласились, не#nbsp;раздумывая. Три выпуска, из#nbsp;которых 10 человек напрямую связали свою жизнь с#nbsp;искусством театра и#nbsp;кино, а#nbsp;сколько еще тех, кто, благодаря этим педагогам, всю жизнь не#nbsp;расстается с#nbsp;творчеством?! «Самое большое дело моей жизни#nbsp;— это ребята, с#nbsp;которыми я#nbsp;занималась, и#nbsp;у#nbsp;меня получилось увидеть в#nbsp;них искру таланта»,#nbsp;— признается актриса.

Александр Суворов#nbsp;— артист театр и#nbsp;кино, исполнитель главной роли в#nbsp;сериале «Кармелита»; Андрей Першин, больше известный всем, как Жора Крыжовников#nbsp;— сценарист, продюсер, актер, и, конечно, режиссер таких нашумевших картин, как «Лед 2», «Горько» и#nbsp;«Горько#nbsp;— 2», сериала «Кухня» и#nbsp;других; Екатерина Клочкова, актриса театра#nbsp;им. Пушкина; Анастасия Кормилицына, актриса театра А. Калягина «Et#nbsp;Сetera»; Елена Аросьева (Кутырева), снявшаяся в#nbsp;53 картинах; Глеб Исаков, актер театра Виктюка; Сергей Колповский, актер театра Сатиры, его пригласили преподавать в#nbsp;Щукинское училище; Павел Савинов, актер театра и#nbsp;кино; Павел Ушаков#nbsp;— актер Нижегородского академического театра драмы и#nbsp;режиссер#nbsp;— вот далеко не#nbsp;полный перечень выпускников Эммы Ивановны. Причем, все они до#nbsp;сих пор поддерживают связь со#nbsp;своим первым мастером.

Павел Ушаков: «Эмма Ивановна#nbsp;— профессионал высочайшего уровня, последователь школы «психологического театра» К.#nbsp;С.#nbsp;Станиславского, настоящая русская актриса и#nbsp;тонкий, чуткий, глубокий педагог. Умение найти в#nbsp;молодом человеке «своего» в#nbsp;театральном деле#nbsp;— большой дар Эммы Ивановны как педагога.

Впервые я#nbsp;познакомился с#nbsp;Эммой Ивановной в#nbsp;«Дни Сарова», которые проходили в#nbsp;Государственной Думе в#nbsp;Москве. Мне было 10 лет. Я#nbsp;увидел театральную миниатюру про наш город студентов театральной школы Эммы Ивановны, и#nbsp;мне очень захотелось учиться у#nbsp;неё. Когда я#nbsp;подрос, я#nbsp;был принят в#nbsp;студию Арсеньевых при Детской школе искусств № 2. Учиться мне было нелегко, для 15-летнего парня «серьёзность» Театра ещё была не#nbsp;понятна. А#nbsp;в#nbsp;17 лет Эмма Ивановна перевернула мои представления о#nbsp;театре, я#nbsp;стал читать русскую классику и#nbsp;готовиться к#nbsp;поступлению в#nbsp;театральный ВУЗ. По#nbsp;сути, Эмма Ивановна открыла мне дорогу в#nbsp;Театр, в#nbsp;Дело. Эмма Ивановна обладает редкими качествами интеллигентского круга людей, которые не#nbsp;встретишь в#nbsp;наше время. Она не#nbsp;просто актриса, режиссёр и#nbsp;педагог, а#nbsp;подлинная русская интеллигентка". Признаюсь, что и#nbsp;мне Эмма Ивановна дала путевку на#nbsp;сцену, подготовив к#nbsp;поступлению в#nbsp;Нижегородское театральное училище, удивительно точно подобрав материал, который оказался беспроигрышным и#nbsp;показал мою индивидуальность со#nbsp;всех сторон. И#nbsp;когда мы#nbsp;уже работали в#nbsp;одном театре, она всегда подходила после сдач, говорила теплые слова и#nbsp;помогала профессиональным советом, за#nbsp;что ей#nbsp;нижайший поклон!

ПРОСТО ЖИЗНЬ

Со#nbsp;своим супругом, Виктором Тимофеевичем Арсеньевым, актером, режиссером, лауреатом премии#nbsp;им. Собольщикова-Самарина, Эмма Ивановна познакомившись в#nbsp;Новосибирской студии, прожила 55 лет. Это был удивительный союз, в#nbsp;котором люди не#nbsp;только были друзьями, но#nbsp;и#nbsp;творческими единомышленниками. Когда Виктор Тимофеевич учился у#nbsp;одного из#nbsp;лучших педагогов страны#nbsp;— Александра Поламишева в#nbsp;Москве на#nbsp;режиссера в#nbsp;училище им.#nbsp;Щукина, которое, кстати, окончил с#nbsp;отличием, наша героиня помогла в#nbsp;написании работы по#nbsp;литературе, и#nbsp;муж, смеясь, сообщил: «Спасибо, ты#nbsp;получила пятерку». Даже спустя 10 лет после ухода мужа она говорит с#nbsp;болью в#nbsp;голосе: «Я#nbsp;так по#nbsp;нему скучаю. Мне часто кажется: сейчас откроется дверь, и#nbsp;он#nbsp;зайдет».

В#nbsp;доме Арсеньевых всегда жили и#nbsp;живут животные. «Самый первый мой кот, Яша, был с#nbsp;очень длинной шерстью, настоящий сибиряк! Мама, которая целыми днями работала, чтобы нас содержать, понимая, как мне будет одиноко, всегда держала домашних питомцев,#nbsp;— признается актриса. —#nbsp;Когда выросла, эта любовь к#nbsp;живности так со#nbsp;мной и#nbsp;пошла по#nbsp;жизни». У#nbsp;Арсеньевых, у#nbsp;первых в#nbsp;нашем городе, появилась настоящая рыжая колли Лада. Сейчас у#nbsp;Эммы Ивановны дружно живут воспитанный и#nbsp;спокойный пекинес Ксюша и#nbsp;роскошная кошка Соня с#nbsp;дочкой Масяней.

«Я#nbsp;счастливый человек, ни#nbsp;о#nbsp;чем не#nbsp;жалею, мне очень хорошо работалось в#nbsp;театре, я#nbsp;прожила столько жизней, получила столько радости за#nbsp;61 год на#nbsp;сцене! Бытовую жизнь я#nbsp;даже как-то и#nbsp;не#nbsp;замечала».

Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2023#nbsp;г., № 24−25