Статьи
2024-01-31 10:53

Дмитрий Шестаков: «Для меня всегда важна история места, куда я еду работать»

Актер Саровского театра драмы рассказал о#nbsp;съёмках в#nbsp;сериале про моряков-подводников и#nbsp;и#nbsp;знаменитом «Пауке»

КРУПНЫЙ ПЛАН И «МАТРОССКИЕ БУДНИ» В#nbsp;МУРМАНСКЕ
Дмитрий Шестаков: «В#nbsp;детстве мне нравилось представлять себя в#nbsp;образе какого-нибудь киногероя. Я#nbsp;тогда не#nbsp;воспринимал мир кино, как отдельный мир#nbsp;— для меня он#nbsp;был реальностью. Я#nbsp;хотел быть Д, Артаньяном как Боярский#nbsp;— сражаться на#nbsp;шпагах, петь песни, ездить на#nbsp;лошадях#nbsp;— это#nbsp;же так круто! Только позже осознал: чтобы скакать, сражаться и#nbsp;петь песни, надо стать артистом».

Но#nbsp;судьба не#nbsp;сразу привела его на#nbsp;театральные подмостки: после школы, продолжив семейную традицию, он#nbsp;сперва поступил на#nbsp;истфак. А#nbsp;окончив первый курс, поступил еще и#nbsp;в#nbsp;НТУ им.#nbsp;Евстигнеева. Правда, исторический факультет университета после третьего курса Дмитрий бросил, выбрав театральное училище, хотя до#nbsp;сих пор жалеет, что не#nbsp;получил диплом историка.

После окончания Нижегородского театрального училища наш герой оказался почти на#nbsp;самом краю Земли…

Дмитрий Шекстаков: «Север очень притягивал. Было интересно посмотреть на#nbsp;северное сияние, полярный день, полярную ночь… Думал, что там прямо по#nbsp;улицам ходят белые медведи. Еще хотелось увидеть Мурманск#nbsp;— самый большой в#nbsp;мире город за#nbsp;Полярным кругом, в#nbsp;котором не#nbsp;только автобусы и#nbsp;троллейбусы есть, а#nbsp;даже метро в#nbsp;свое время строить хотели. В#nbsp;годы Великой Отечественной войны защитники Мурманска, чтобы не#nbsp;пропустить врага, костьми здесь легли. Там есть мемориальный комплекс Долина Славы, где сейчас Вечный огонь и#nbsp;памятник,#nbsp;— в#nbsp;годы войны она называлась Долиной Смерти. Я#nbsp;там был. До#nbsp;сих пор там и#nbsp;оружие, и#nbsp;каски времен Великой Отечественной находят. Для меня всегда важна история и#nbsp;знаковость места, куда я#nbsp;еду работать».

Из#nbsp;трех мурманских театров, где Дмитрию предложили работу, он#nbsp;выбрал Театр Северного флота.

Дмитрий Шестаков: «Главный режиссер меня четыре часа слушал! Я#nbsp;и#nbsp;пел, и#nbsp;стихи читал, и#nbsp;танцевал. Весь свой материал ему выложил. Когда вернулся в#nbsp;Нижний, отправил им#nbsp;свои фотографии. А#nbsp;потом получил телеграмму с#nbsp;приглашением, где были прописаны все условия работы#nbsp;— жилье, зарплата, подъемные. Мне и#nbsp;дорогу оплатили. В#nbsp;общем, приняли хорошо».

Молодому артисту хотелось работать как можно больше, участвовать в#nbsp;различных проектах. Поэтому когда в#nbsp;театр пришел кастинг-директор в#nbsp;поисках артистов для массовых сцен многосерийного фильма «На#nbsp;всех широтах», Дмитрий отправился на#nbsp;пробы. Его утвердили на#nbsp;роль матроса подводной лодки. Так наш герой попал в#nbsp;волшебный мир кино.

Дмитрий Шестаков: «Сериал снимался на#nbsp;разных флотах#nbsp;— Черноморском, Балтийском, Тихоокеанском и#nbsp;Северном. Наши съемки проходили на#nbsp;самой настоящей боевой подводной лодке. Актеров привезли на#nbsp;закрытую базу, куда попасть можно было только по#nbsp;пропускам. Предполагалось, что снимать будут два дня, но#nbsp;вернуться домой после первого съемочного дня нам не#nbsp;удалось из-за сложностей с#nbsp;пропусками. Пришлось ночевать в#nbsp;гостинице. И#nbsp;хотя гостиница оказалась полуразрушенным зданием, в#nbsp;котором было холодно, но#nbsp;зато какая романтика для молодых артистов с#nbsp;горящими глазами!

Был у#nbsp;меня забавный случай с#nbsp;актером Андреем Мерзликиным, который играл одного из#nbsp;героев. По#nbsp;сюжету он#nbsp;должен был ругать моего персонажа, а#nbsp;тот что-то бормотать в#nbsp;ответ. После съемок Андрей подошел ко#nbsp;мне и#nbsp;начал извиняться, что так разошелся. Оказывается, он#nbsp;принял меня за#nbsp;военнослужащего, который драит помещения. Я#nbsp;не#nbsp;стал признаваться, что сам актер#nbsp;— просто приятно было, что так удалось перевоплотиться в#nbsp;настоящего матроса!

В#nbsp;фильме были свои консультанты, а#nbsp;в#nbsp;некоторых сценах снимались настоящие подводники. На#nbsp;этих съемках я#nbsp;впервые узнал, что такое крупный план. Оператор попросил постоять на#nbsp;носу лодки и#nbsp;посмотреть вдаль: «Ничего говорить не#nbsp;надо, просто смотри. Тебе повезло#nbsp;— делаем крупный план». Хотя я#nbsp;тогда, признаться, и#nbsp;не#nbsp;понял#nbsp;— какая радость от#nbsp;крупного плана, если надо молчать? Жаль, что в#nbsp;фильм эти кадры не#nbsp;вошли…".

Это стало для Дмитрия еще одним открытием мира кино: даже если ты#nbsp;сыграл гениально, твой эпизод при монтаже все равно могут вырезать. И#nbsp;это, увы, надо принять.

Зато во#nbsp;время съемок он#nbsp;узнал много интересного про город, флот и#nbsp;сам съемочный процесс. Не#nbsp;могла не#nbsp;спросить#nbsp;— как он#nbsp;чувствовал себя внутри настоящей боевой субмарины?

Дмитрий Шестаков: «С#nbsp;одной стороны, пространство маленькое и#nbsp;давит, но#nbsp;ведь именно это заставляет понять, что все мы#nbsp;— одна команда, от#nbsp;каждого зависит судьба целого экипажа. На#nbsp;подводной лодке все сурово, но#nbsp;дружно. Даже в#nbsp;„коридоре“ ты#nbsp;просто так не#nbsp;разойдешься со#nbsp;встречным#nbsp;— надо уступить друг другу. В#nbsp;то#nbsp;же время, на#nbsp;лодках есть и#nbsp;сауна, и#nbsp;бассейн, и#nbsp;тренажерный зал, чтобы моряки чувствовали себя комфортно, находясь по#nbsp;несколько месяцев вне привычной жизни».

КАК МЕНЯ ЛОВИЛИ СЕТКОЙ
Постепенно Дмитрий стал участвовать во#nbsp;всех кастингах, которые проходили в#nbsp;Мурманске, хотя и#nbsp;не#nbsp;все они заканчивались приглашением на#nbsp;съемки.

Дмитрий Шестаков: «Снимали фильм о#nbsp;первом в#nbsp;мире атомном ледоколе „Ленин“. По#nbsp;сюжету#nbsp;— все в#nbsp;долгом плавании, изможденные, уставшие. Но#nbsp;сюжет-то я#nbsp;тогда не#nbsp;знал, и#nbsp;когда нас отсматривал кастинг-директор, шутил и#nbsp;веселился. В#nbsp;результате взяли всех, кроме меня… Объяснили: „Дима, ты#nbsp;слишком веселым был#nbsp;— решили, что характерный артист и#nbsp;грустить не#nbsp;сможешь…“. Самое обидное, что съемки продолжились в#nbsp;Севастополе, и#nbsp;моих коллег на#nbsp;них официально отпустили из#nbsp;театра. Мне#nbsp;же пришлось за#nbsp;них играть в#nbsp;спектаклях и#nbsp;любоваться на#nbsp;их#nbsp;южные фотографии…».

А#nbsp;вот в#nbsp;фильм «Со#nbsp;дна вершины» о#nbsp;российских горнолыжниках Дмитрия утвердили. И#nbsp;судьба подарила шанс сыграть небольшую роль.

Дмитрий Шестаков: «Снимали в#nbsp;Мурманской области, в#nbsp;Кировске, где был горнолыжный курорт. На#nbsp;съемки не#nbsp;смог приехать один из#nbsp;актеров, который играл друга главного героя. Ко#nbsp;мне подошла кастинг-директор и#nbsp;спросила, умею#nbsp;ли я#nbsp;кататься на#nbsp;горных лыжах. Я#nbsp;сказал, что умею, хотя на#nbsp;самом деле катался до#nbsp;этого только на#nbsp;беговых. Но#nbsp;для актеров ведь нет ничего невозможного! К#nbsp;тому#nbsp;же мне объяснили, что все трюки будет исполнять каскадер. Вот так из#nbsp;массовки я#nbsp;попал в#nbsp;«эпизодники».

Шел четвертый день съемок. У#nbsp;нас были инструкторы, профессиональные лыжи, форма, снаряжение. И#nbsp;я#nbsp;уже не#nbsp;просто стоял, а#nbsp;даже ездил. Но#nbsp;тут случился эпизод, когда надо было скатиться с#nbsp;высокой горы и#nbsp;затормозить перед обрывом. Я#nbsp;говорю режиссеру: «А#nbsp;вы#nbsp;можете внизу сетку натянуть?» «Зачем? Остановись внизу и#nbsp;все». «Я#nbsp;могу не#nbsp;остановиться». «Как это? Ты#nbsp;же#nbsp;умеешь кататься». «Кататься#nbsp;— да! Тормозить#nbsp;— нет! Там обрыв». Пришлось им#nbsp;ловить меня сеткой, которую держали двое сильных мужчин.

Этот фильм два года пролежал на#nbsp;полке, а, когда, наконец, вышел на#nbsp;экраны, многие сцены и#nbsp;часть моих диалогов вырезали. Зато мой герой есть в#nbsp;проморолике этого фильма. Такая вот магия кино.

Во#nbsp;время съемок я#nbsp;продолжал работать в#nbsp;театре. Поэтому специально для меня нанимали водителя с#nbsp;машиной. Ночью мы#nbsp;выезжали, приезжали на#nbsp;место часа в#nbsp;четыре утра, съемки начинались с#nbsp;восьми. А#nbsp;чтобы я#nbsp;мог нормально отдохнуть это время, мне снимали номер в#nbsp;гостинице…

В#nbsp;этом фильме был занят народный артист РСФСР Сергей Никоненко. У#nbsp;него было несколько кинопроектов и#nbsp;он#nbsp;приезжал к#nbsp;нам с#nbsp;других съемок. У#nbsp;него был свой вагончик для отдыха, а#nbsp;на#nbsp;площадке Никоненко мог спорить с#nbsp;режиссером и#nbsp;оператором, что они берут не#nbsp;тот план или сцена не#nbsp;так снимается. И#nbsp;к#nbsp;нему прислушивались. Его игра была хорошей школой для молодых актеров".

ТРУДНЕЕ ВСЕГО СЫГРАТЬ ТРУП…
Переехав в#nbsp;Москву, Дмитрий снимался в#nbsp;телешоу и#nbsp;периодически играл и#nbsp;в#nbsp;сериалах. Например, в#nbsp;«Пауке».

Дмитрий Шестаков: «Я#nbsp;играл сектанта, которому поручили убить главного героя. Он#nbsp;на#nbsp;него нападает, но#nbsp;сам#nbsp;же и#nbsp;становится жертвой. Мы#nbsp;тогда без каскадеров делали драку. Партнер предложил, а#nbsp;я#nbsp;не стал отказываться#nbsp;— сценическому бою меня учили. Конечно, с#nbsp;нами работали инструкторы, но#nbsp;некоторые элементы мы#nbsp;сами придумывали. Сначала я#nbsp;подкарауливал, потом нападал на#nbsp;главного героя сзади и#nbsp;начинал его душить, завязывалась драка. Но#nbsp;даже, «став трупом», я#nbsp;продолжал сниматься: моего героя должны были опознать. Снимали эту сцену в#nbsp;настоящем морге. Было холодно и#nbsp;неприятно лежать полураздетым на#nbsp;металлической каталке под простыней. Мне гримировали не#nbsp;только лицо, но#nbsp;и#nbsp;торс, чтобы в#nbsp;кадре я#nbsp;выглядел как тот, которого только что достали из#nbsp;холодильника.

Перед началом съемок ко#nbsp;мне подошел один из#nbsp;коллег и#nbsp;рассказал об#nbsp;актерской примете: чтобы в#nbsp;ближайшем будущем не#nbsp;стать настоящим трупом, надо выпить коньяка из#nbsp;рюмки с#nbsp;монеткой… Пришлось выпить. Съемка была длинной, в#nbsp;один день снимали всех «покойников» сериала. Главные герои переходили от#nbsp;одного к#nbsp;другому, переставляли свет. А#nbsp;самое сложно было#nbsp;— задержать дыхание в#nbsp;момент «опознания»…".
Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2024#nbsp;г., № 4 от#nbsp;31 января