Статьи
2023-09-27 16:40

Антон Морозов: генеральная линия – соратничество

Саровский драматический театр открыл свой юбилейный 75-й сезон премьерой спектакля по#nbsp;пьесам Александра Островского «Женитьба Бальзаминова». Можно смело сказать, что открытие прошло феерично, отзывы зрителей#nbsp;— восторженные. Слова удивления, восхищения и#nbsp;благодарности саровских театралов, не#nbsp;сомневаемся, стали очень важными для центрального (по#nbsp;версии «ГС») сюрприза этого сезона#nbsp;— нового главного режиссёра театра Антона Морозова. С#nbsp;ним-то мы#nbsp;и#nbsp;побеседовали в#nbsp;самое горячее предпремьерное время.

Наши читатели уже знакомились с#nbsp;Антоном Морозовым, когда мы#nbsp;говорили с#nbsp;ним о#nbsp;предыдущих постановках («Свободный Тибет», «Фантазии Фарятьева»). Тем не#nbsp;менее, кратко напомним его биографию.

В#nbsp;2009 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет культуры (специальность режиссура и#nbsp;продюсирование театрализованных шоу-программ), в#nbsp;2020-м Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (кафедра режиссуры, мастерская Андрея Могучего).

Работал режиссёром в#nbsp;Большом драматическом театре имени Г.#nbsp;А.#nbsp;Товстоногова. Был ассистентом Андрея Могучего в#nbsp;БДТ, Театре Наций и#nbsp;Манеже (г.Санкт-Петербург). Ставил спектакли в#nbsp;Центре им.#nbsp;В.#nbsp;С.#nbsp;Мейерхольда (г.Москва); БДТ (г.Санкт-Петербург); Камерном театре (г.Екатеринбург), Азербайджанском Государственном Академическом музыкальном театре (г.Баку); на#nbsp;Театральной платформе «В#nbsp;центре» (г.Екатеринбург). Занимался видеопродакшном.

Творческий куратор и#nbsp;программный директор Портала БДТ Digital, концептуального архитектурного проекта «Фанерный театр» (БДТ, Санкт-Петербург).

Участник лабораторий «Кулибинка» (г.Нижний Новгород); Творческая лаборатория «Театр наций#nbsp;— театрам атомных городов» (г.Саров, г. Глазов); Лаборатория игрового театра в#nbsp;театре им.#nbsp;Маяковского (г.Москва); «Современный театр для подростков» (г.Нижний Новгород); проекта «Курсовая», БДТ (Санкт-Петербург); театрального фестиваля «Пять вечеров» (г.Санкт-Петербург).

Саровчане впервые встретились с#nbsp;Антоном Морозовым благодаря лаборатории «Театр Наций#nbsp;— театрам атомных городов» в#nbsp;2021-м году. А#nbsp;вот как было принято решение стать главным режиссером, читайте в#nbsp;нашем интервью.

- Антон, вы#nbsp;сегодня весьма востребованная фигура в#nbsp;театральном сообществе. С#nbsp;вами хотят поработать разные творческие коллективы и#nbsp;в#nbsp;России, и#nbsp;в#nbsp;ближнем зарубежье. Как было принято решение стать главным режиссёром в#nbsp;маленьком закрытом городе?

- Сейчас для меня наступило новое время. Я#nbsp;не#nbsp;отказываюсь от#nbsp;больших проектов, таких, например, как театрально-музейный проект «52 Гц» («Пятьдесят два герца») в#nbsp;Санкт-Петербурге или предстоящая постановка балета в#nbsp;Нижнем Новгороде. Почему было принято решение приехать в#nbsp;Саров#nbsp;— объясню. Если начинать всерьёз работать с#nbsp;драматическим театром, то#nbsp;лучше это делать с#nbsp;коллективом, который ты#nbsp;знаешь, который знает тебя.
У#nbsp;меня есть амбиции, это понятно. Отказываясь от#nbsp;работы на#nbsp;Таганке и#nbsp;в#nbsp;театре Маяковского в#nbsp;пользу Саровского драмтеатра, я#nbsp;выбирал тот материал и#nbsp;процесс, который созвучен с#nbsp;моим сегодняшним настроением, творческими помыслами и#nbsp;ещё чем-то неуловимым. И#nbsp;тут важны даже не#nbsp;какие-то коммерческие моменты. Важно, что здесь есть возможность творческого процесса. Мы#nbsp;видим, как меняемся сами, как меняются люди вокруг нас, и#nbsp;всё, что нас окружает в#nbsp;целом. Мне нравится Саров, коллектив, руководство театра. Мы#nbsp;хорошо общаемся, понимаем друг друга, и#nbsp;что очень важно#nbsp;— можем находить компромиссы.

- В#nbsp;одном из#nbsp;интервью вы#nbsp;отмечаете, что время прямых высказываний прошло. Может, вы#nbsp;просто захотели «спрятаться» от#nbsp;взглядов столичных театральных критиков?

- Возможно, это прозвучит странно, но#nbsp;у#nbsp;меня как раз сейчас нет проблем со#nbsp;столичными критиками. Например, я#nbsp;недавно выпустил спектакль «Циники» и#nbsp;получил очень много позитивных отзывов. Просто мне в#nbsp;какой-то момент стало более важным соответствовать собственным чувствам, мыслям, убеждениям.

- Как труппа приняла объявление о#nbsp;том, что в#nbsp;театре теперь будет главный режиссёр?

- Я#nbsp;знаю, что слухи о#nbsp;моём назначении ходили задолго до#nbsp;официального объявления. А#nbsp;когда оно случилось, актёры приняли новость радостно, буквально#nbsp;— овациями. И#nbsp;это было, конечно, очень приятно. Но#nbsp;опять#nbsp;же, я#nbsp;не#nbsp;витаю в#nbsp;облаках, понимаю, что театр#nbsp;— живой организм. Актёры#nbsp;— это вообще люди «без кожи», они очень ранимы и#nbsp;чувствительны. Эмоции могут меняться, я#nbsp;к#nbsp;этому готов.

- Есть такое ёмкое слово «коннект». Состоялся#nbsp;ли он с#nbsp;труппой, если да, то#nbsp;на#nbsp;каком этапе вы#nbsp;его почувствовали?

- Думаю, состоялся. С#nbsp;кем-то на#nbsp;первом спектакле, с#nbsp;кем-то на#nbsp;втором, а#nbsp;с#nbsp;кем-то на#nbsp;третьем. У#nbsp;нас помимо рабочих процессов проходят моменты общения в#nbsp;свободное время. Поэтому есть контакт с#nbsp;артистами, администрацией, цехами. В#nbsp;то#nbsp;же время, мы#nbsp;разделяем работу и#nbsp;личное, есть баланс и#nbsp;соблюдение субординации.

—#nbsp;Сравнивая с#nbsp;большими столичными театрами, в#nbsp;которых вам довелось ставить спектакли, можете сказать, чем отличается работа в#nbsp;них и#nbsp;здесь?

—#nbsp;Если говорить, например, о#nbsp;БДТ, то#nbsp;это больше профессиональное общение, без подключения чего-то личного. Что-то схожее с#nbsp;машиной по#nbsp;производству очень качественного продукта. Все работают на#nbsp;художника, всё соответствует его художественному замыслу.

—#nbsp;Здесь вы#nbsp;будете себя чувствовать более свободным, чем в#nbsp;Москве?

—#nbsp;Сейчас в#nbsp;Москве очень много шума, гонки… в#nbsp;какой-то момент начинает казаться, что все начинают заниматься не#nbsp;профессией, а#nbsp;чем-то другим. Может, это не#nbsp;так и#nbsp;не#nbsp;обо всех. Но#nbsp;мне в#nbsp;данный момент хочется не#nbsp;гнаться за#nbsp;чем-то. Проектов много, есть из#nbsp;чего выбирать. Но#nbsp;приезд в#nbsp;Саров#nbsp;— это осознанный выбор.

—#nbsp;Саров для вас#nbsp;— это что-то временное, ограниченное сроком трудового договора? Или он#nbsp;может стать чем-то большим, местом на#nbsp;всю жизнь?

—#nbsp;Я#nbsp;бы#nbsp;хотел пока поработать год, чтобы понять, удостовериться, что нам#nbsp;— мне, как режиссёру, человеку, и#nbsp;Саровскому драмтеатру,#nbsp;— это обоюдно нужно. Мы#nbsp;подписали контракт на#nbsp;5 лет, но#nbsp;пока ставим себе флажок на#nbsp;год. Одно дело, когда вы#nbsp;делаете какой-то проект и#nbsp;понимаете, что скоро расстанетесь. И#nbsp;другое#nbsp;— когда отношения становятся постоянными, долгосрочными. Так что однозначного ответа на#nbsp;ваш вопрос пока нет. Будем реалистами#nbsp;— время покажет.

—#nbsp;Как вы#nbsp;живёте в#nbsp;Сарове?

—#nbsp;Прекрасно. Мне дали жильё на#nbsp;ул.#nbsp;Куйбышева, в#nbsp;общежитии. Теперь появился путь от#nbsp;дома до#nbsp;театра, я#nbsp;уже почти не#nbsp;путаюсь в#nbsp;улицах. Мне очень нравятся дворики с#nbsp;заборами, башенками. Особенно красивая в#nbsp;Сарове осень. Ограниченности не#nbsp;чувствую, потому что знаю, если мне захочется съездить на#nbsp;какой-то спектакль в#nbsp;Москву или в#nbsp;Нижний, то#nbsp;это одна ночь или несколько часов пути.

—#nbsp;Когда вы#nbsp;обсуждали с#nbsp;руководством театра возможное назначение, озвучивали свои планы на#nbsp;репертуарную политику?

—#nbsp;Безусловно, мы#nbsp;много об#nbsp;этом говорили, обсуждали. Планов много, лет на#nbsp;шесть вперёд хватит. Понятно, есть какие-то мои личные творческие амбиции, которые#nbsp;бы хотелось реализовать, и#nbsp;это нормально. Но#nbsp;в#nbsp;тоже время у#nbsp;театра есть свои цели и#nbsp;задачи. Это довольно гибкая структура. Мы#nbsp;адекватно и#nbsp;по-взрослому смотрим на#nbsp;эти вопросы. Мне важно, чтобы мы#nbsp;куда-то ездили, вели фестивальную и#nbsp;гастрольную деятельность. И#nbsp;теперь как у#nbsp;главного режиссёра, у#nbsp;меня появляется личная ответственность за#nbsp;всё, что происходит в#nbsp;театре.

—#nbsp;Какие ещё вы#nbsp;ставите перед собой задачи?

—#nbsp;Задач довольно много. Одна из#nbsp;них#nbsp;— постоянно работать над повышением актёрского мастерства, проводить с#nbsp;актёрами тренинги, контролировать занятость. Самое большое разочарование для актёра#nbsp;— простой. Особенно, когда он#nbsp;молод, полон надежд, желания реализовываться.

—#nbsp;Есть#nbsp;ли у#nbsp;вас спектакль мечты, который#nbsp;бы вы#nbsp;хотели поставить?

—#nbsp;Нет, такого нет, спектакль мечты у#nbsp;меня каждый месяц разный. Очень хочу поставить Горького, и#nbsp;мне сейчас очень нравится Лесков. Важно помимо художественных амбиций помнить о#nbsp;зрителе и#nbsp;его запросах.

—#nbsp;Вы#nbsp;уже знакомы с#nbsp;нашим зрителем. Какой он?

—#nbsp;Показательна такая история, которую рассказала одна из#nbsp;наших актрис. В#nbsp;кофейне сидят две женщины и#nbsp;обмениваются впечатлениями о#nbsp;театре. Одна говорит: «Мне „Фантазии Фарятьева“ понравились. Такая простая история, очень трогательная. Хороший режиссёр. А#nbsp;вот тот, что „Тибет“ поставил#nbsp;— кошмар какой-то, зачем его вообще пригласили?..» Всем невозможно понравиться. Однозначно, что зритель в#nbsp;Сарове#nbsp;— очень заинтересованный, умный неравнодушный и#nbsp;думающий.

—#nbsp;Мы#nbsp;знаем такие понятия как «театр Табакова», «театр Захарова»… Театр Морозова может появиться в#nbsp;Сарове?

—#nbsp;У#nbsp;театра должно быть своё лицо. Но#nbsp;оно не#nbsp;должно быть статичным. Внутри всё время происходят разные штуки. Я#nbsp;думаю, правильным будет говорить, что у#nbsp;нас Саровский драматический театр с#nbsp;главным режиссёром Морозовым. Мне кажется важным, чтобы всё делалось в#nbsp;любви и#nbsp;уважении. Может быть, изменятся какие-то внутренние критерии и#nbsp;подходы к#nbsp;работе. Генеральная#nbsp;же линия#nbsp;— соратничество.

Беседовала Анна Шиченкова
г. «Голос Сарова», 2023#nbsp;г.#nbsp;от 27 сентября