Статьи
2023-10-11 15:04

Сергей Закаржецкий: «Нам надо вернуться к тому хорошему, что было в советском кино»

«Новый город» начинает цикл публикаций «Наши в#nbsp;кино», где познакомит вас с#nbsp;давно полюбившимися актерами Саровского драматического, но#nbsp;в#nbsp;новом ракурсе. Сегодня в#nbsp;нашем театре играют люди, имеющие немалый опыт работы на#nbsp;съемочных площадках как сериальных, так и#nbsp;полнометражных фильмов. Руслан Шегуров, Сергей Закаржецкий и#nbsp;Юлия Французова поделятся с#nbsp;нами размышлениями о#nbsp;современном кино, впечатлениями о#nbsp;работе с#nbsp;известными режиссерами и#nbsp;«звездными» партнерами, о#nbsp;том, реально#nbsp;ли за#nbsp;три недели выучить роль… на#nbsp;другом языке (!) и#nbsp;каково это#nbsp;— отказаться от#nbsp;шанса сняться у#nbsp;Никиты Михалкова.

Сегодня у#nbsp;нас в#nbsp;гостях#nbsp;— актер Сергей Закаржецкий.

ЗАБЫТЫЙ ТЕКСТ
Послужной список киноролей Сергея Закаржецкого немал: он#nbsp;снимался в#nbsp;таких фильмах и#nbsp;сериалах, как «Девятый отдел» (Грибов), «Рысь» (помощник депутата Кошкиной), «Адвокат» (Залманов), «Невидимки» (Тапио Кууселла), «Ранетки» (врач), «Школа для толстушек», «Варенька», «Обручальное кольцо», «След», «Дворики», «ОСА», «Метод», «Выпускной» и#nbsp;другие.

По#nbsp;словам актера, в#nbsp;кино он#nbsp;попал, потому что так сложились обстоятельства.

Сергей Закаржецкий: «В#nbsp;2008 году я#nbsp;ушел из#nbsp;театра, встал вопрос работы. Стал обходить театральные и#nbsp;киноагентства, где-то начали приглашать на#nbsp;съемки».

Хотя не#nbsp;все складывалось быстро и#nbsp;радужно, как хотелось. Актеру приходилось разносить свое портфолио по#nbsp;театральным агентствам, некоторые из#nbsp;которых, не#nbsp;глядя, отправляли его фотографии в#nbsp;мусорную корзину!

Сергей Закаржецкий: «Меня тогда несколько коллег просили по-дружески отнести, вместе со#nbsp;своими, и#nbsp;их#nbsp;фотографии. Поэтому в#nbsp;карманах у#nbsp;меня лежало несколько конвертов. Как-то выхожу из#nbsp;одного агентства, где меня, как мне казалось, очень мило приняли, и, опуская руку в#nbsp;карман, понимаю, что один из#nbsp;конвертов отдать забыл. Возвращаюсь#nbsp;— благо, только на#nbsp;улицу успел выйти,#nbsp;— захожу в#nbsp;кабинет и#nbsp;вижу, что мои фотографии и#nbsp;фотографии коллег спокойно почивают… в#nbsp;мусорной корзине, уже забросанные сверху бумагой и#nbsp;пластиковыми стаканчиками! Прошу разрешения забрать фото и#nbsp;больше в#nbsp;это агентство никогда не#nbsp;возвращаюсь…»

В#nbsp;2008 году Сергея пригласили на#nbsp;пробы в#nbsp;сериал «Девятый отдел». Первый раз посмотрели, пригласили приехать еще раз. Текст для проб дала ассистент режиссера#nbsp;— там было всего несколько реплик. Все прошло хорошо и#nbsp;Сергея утвердили. Однако на#nbsp;съемках произошел неприятный казус.

Сергей Закаржецкий: «Обычно актерам всегда подробно объясняют, как добраться до#nbsp;места съемок#nbsp;— на#nbsp;общественном транспорте или на#nbsp;своей машине. Поэтому я#nbsp;без проблем добрался сам, переоделся в#nbsp;костюм, и#nbsp;тут внезапно выясняется, что роль-то моя#nbsp;— не#nbsp;проходной эпизод, а#nbsp;достаточно объемный, с#nbsp;текстом, который мне просто забыли прислать! Извинились, распечатали роль, предупредили всю съемочную группу о#nbsp;форс-мажоре. Но#nbsp;когда я#nbsp;открыл текст, был второй шок#nbsp;— там оказалось… десять страниц! Спрашиваю ассистента режиссера: сколько у#nbsp;меня времени все выучить? Отвечает#nbsp;— часа два. Новый шок!»

Но#nbsp;тут судьба#nbsp;— решив, видимо, что за#nbsp;один съемочный день шоков действительно слишком много,#nbsp;— делает актеру «подарок». На#nbsp;площадке выясняется, что камеру забыли в#nbsp;студии, и#nbsp;оператор отправился за#nbsp;ней на#nbsp;другой конец Москвы. На#nbsp;метро везти дорогое оборудование никто не#nbsp;решился, поэтому машина с#nbsp;оператором благополучно несколько часов простояли в#nbsp;пробке… Так что вместо 10 утра съемки начались вечером и#nbsp;закончились под утро. Зато Сергей все успел выучить#nbsp;— для этого ему даже выделили уютный гримваген (автомобиль для гримирования и#nbsp;отдыха актера,#nbsp;— авт.), приносили чай и#nbsp;кофе.

МИКСЕР ЭТОЙ ОЛИ#nbsp;ПО ФАМИЛИИ ТОЙСЕ
Актерская судьба настолько изменчива и#nbsp;непредсказуема, что никогда не#nbsp;знаешь, где найдешь, где потеряешь. Пригласили как-то Сергея Закаржецкого на#nbsp;пробы в#nbsp;сериал «Невидимки». Все прошло быстро и#nbsp;успешно#nbsp;— артиста утвердили на#nbsp;роль пьющего и#nbsp;ворчливого дворника. Осталось переговорить с#nbsp;режиссером, подписать бумаги, и#nbsp;Сергей остался на#nbsp;площадке ждать встречи. В#nbsp;этот день проводились еще и#nbsp;пробы для роли Тапио Кууселла#nbsp;— одного из#nbsp;героев этой серии, финна по#nbsp;национальности.

Сергей Закаржецкий: «Сижу, жду режиссера, в#nbsp;комнату входит симпатичный молодой актер одного из#nbsp;московских театров, который пришел пробоваться на#nbsp;роль Тапио. Ему надо было сказать всего несколько реплик со#nbsp;скандинавским#nbsp;— или, как для нас привычнее,#nbsp;— прибалтийским акцентом, растягивая окончания. Актер пробует и#nbsp;так, и#nbsp;сяк#nbsp;— не#nbsp;получается. Уже режиссер пришел#nbsp;— и#nbsp;вновь без результата. Чтобы как-то помочь коллеге, вся группа начинает рассказывать анекдоты. Я#nbsp;тоже подключаюсь и#nbsp;выдаю несколько слов с#nbsp;„нужным“ акцентом…».

Потом оказалось, что Сергей настолько понравился режиссеру, что именно его на#nbsp;роль финна и#nbsp;утвердили. И#nbsp;текст роли прислали… на#nbsp;финском языке.

«Немецкий я#nbsp;в#nbsp;школе учил, английский немного понимаю, но#nbsp;финский!»,#nbsp;— вспоминает актер.

Сергей попросил прислать ему транскрипцию слов#nbsp;— вернее, записать русскими буквами произношение и#nbsp;перевод текста, которого оказалось немало#nbsp;— все#nbsp;же главный герой серии!

Начался сложный процесс запоминания роли#nbsp;— на#nbsp;это было отведено всего три недели.

Сергей Закаржецкий: «Я#nbsp;стал учить, придумывая каждому слову ассоциации. Например, „миксэ эт#nbsp;оле тойсе“ для меня было „миксер этой Оли по#nbsp;фамилии Тойсе“. Вся роль такими ассоциациями расписана была. На#nbsp;съемках оказалось, что вообще-то можно было так уж#nbsp;сильно и#nbsp;не#nbsp;стараться#nbsp;— за#nbsp;кадром шел перевод. Поэтому моя речь не#nbsp;очень была слышна. Зато как приятно было услышать от#nbsp;консультанта#nbsp;— финна, давно живущего в#nbsp;России, что я#nbsp;говорю, как заправский финн и#nbsp;почти без акцента! Он#nbsp;даже поначалу обратился ко#nbsp;мне на#nbsp;родном языке, будучи уверенным, что мы#nbsp;родом из#nbsp;одной страны».

В#nbsp;этой роли была для актера еще одна сложность: по#nbsp;сценарию герой постоянно общался с#nbsp;дочерью по#nbsp;скайпу. Но#nbsp;на#nbsp;съемочной площадке Сергею приходилось общаться… с#nbsp;пустым монитором. Артист говорил текст, оставляя паузы для ответов. Кстати, свою «экранную дочку» он#nbsp;так во#nbsp;время съемок и#nbsp;не#nbsp;увидел!


ГРЕЕМ СОБАКУ!
Не#nbsp;секрет, что нередко в#nbsp;кино летние сцены снимаются зимой или осенью, поскольку процесс съемок#nbsp;— дело дорогостоящее, и#nbsp;растягивать его на#nbsp;долгие месяцы возможности нет.

Сергею Закаржецкому пришлось несколько раз участвовать в#nbsp;подобных съемках. Так, в#nbsp;фильме «Школа для толстушек» он#nbsp;играл собачника, у#nbsp;которого происходит конфликт с#nbsp;главной героиней. А#nbsp;его партнером в#nbsp;сцене была собака породы мастиф. Снимали зимой. Мороз, режиссер в#nbsp;огромной шубе и#nbsp;валенках. Все остальные, включая собаку, нет. Чтобы все прошло легко, Сергей специально приехал на#nbsp;площадку заранее, чтобы пообщаться с#nbsp;псом#nbsp;— наладить, так сказать, контакт с#nbsp;партнером. На#nbsp;репетиции в#nbsp;павильоне четвероногий артист все делал прекрасно, а#nbsp;вот на#nbsp;улице все пошло не#nbsp;по#nbsp;плану. После очередного «энного» дубля, собака, окончательно замерзнув, перестала слушаться своего киношного «хозяина» и#nbsp;все время косилась на#nbsp;хозяйку настоящую. Но#nbsp;самое досадное#nbsp;— никак не#nbsp;хотела пугать грозным рявканьем главную героиню.

Расстроенный режиссер подскочил к#nbsp;артисту, вопрошая: «Почему собака не#nbsp;делает, как надо?». Тут уставший и#nbsp;замерзший пес, медленно повернув огромную голову на#nbsp;говорившего, прорычал низким голосом тихо, но#nbsp;внушительно: «Вуф-вуф».

Режиссер сразу#nbsp;же объявил перерыв и#nbsp;громко скомандовал: «Греем собаку!»


ПОЧЕМУ#nbsp;НЕ ВЗЯТЬ ПРИМЕР С#nbsp;СОВЕТСКОГО КИНО?
Конечно, как и#nbsp;у#nbsp;любого актера#nbsp;— тем более «киношного»#nbsp;— у#nbsp;Сергея Закаржецкого множество забавных историй со#nbsp;съемок. Однажды, играя врача «скорой помощи» в#nbsp;сериале «Ранетки», он#nbsp;должен был заполнять бланк осмотра пациента, идти по#nbsp;коридору и#nbsp;одновременно говорить с#nbsp;партнером, то#nbsp;есть делать сразу три несвязанных между собой дела. И#nbsp;актер на#nbsp;ходу сочинил и#nbsp;написал целую «историю рождения Буратино»#nbsp;— этот герой пришел ему в#nbsp;голову, поскольку взгляд упал на#nbsp;стену, где и#nbsp;был нарисован персонаж. «Отец#nbsp;— столяр, мать#nbsp;— береза, мозг#nbsp;— неизвестная субстанция, влюблен в#nbsp;Мальвину, хотя сердце отсутствует. Интересно было#nbsp;бы посмотреть на#nbsp;союз деревянного человека и#nbsp;пластмассовой куклы, какие#nbsp;бы у#nbsp;них были дети… И т.д. и#nbsp;т.#nbsp;п.»,#nbsp;— со#nbsp;смехом делится с#nbsp;нами артист.

Вот примерно в#nbsp;таком ключе он#nbsp;и#nbsp;исписал весь бланк, а#nbsp;съемочная группа возьми и#nbsp;прочти! Сцена получилась очень живой, поскольку актер натурально был занят сочинением текста и#nbsp;не#nbsp;прекращал при этом разговаривать и#nbsp;двигаться, что и#nbsp;требовалось в#nbsp;кадре.

В#nbsp;общем, кино, безусловно, действо интересное и#nbsp;увлекательное. Однако, по#nbsp;мнению Сергея, там, где ему «посчастливилось сниматься», он#nbsp;не#nbsp;увидел режиссерского разбора, анализа ролей, как это обычно делается в#nbsp;театре. И#nbsp;как было в#nbsp;советское время, судя по#nbsp;документальным фильмам о#nbsp;съемках известных картин.

Сергей Закаржецкий: «Нам надо вернуться к#nbsp;тому хорошему, что было в#nbsp;советском кино и#nbsp;у#nbsp;коллег из#nbsp;Голливуда, когда ты#nbsp;вместе с#nbsp;режиссером работаешь над ролью, анализируешь, наполняешь персонаж жизнью. Только тогда герой „обрастает“ своими привычками и#nbsp;нюансами даже в#nbsp;самом маленьком эпизоде. Не#nbsp;важно, кто этот персонаж#nbsp;— человек или животное. Это может быть хоть глиняный горшок, но#nbsp;актер должен знать, из#nbsp;какой глины и#nbsp;каким мастером ты#nbsp;изготовлен, как долго тебя обжигали в#nbsp;печи, насколько ты#nbsp;хрупок, прочен и т. д…».

А#nbsp;сегодня, особенно в#nbsp;сериалы, актеров зачастую выбирают просто по#nbsp;фотографии#nbsp;— что называется, «берут за#nbsp;фактуру».

Сергей Закаржецкий: «Съемки одной из#nbsp;картин: мне позвонили, уточнили параметры#nbsp;— рост, вес, размер одежды, и#nbsp;попросили приехать на#nbsp;съемки. Даже пробы проводить не#nbsp;стали. Приехал. Дают роль помощника депутата, которую играла Анастасия Мельникова. Взяли меня «на#nbsp;нее», потому что актер, которого планировали на#nbsp;эту роль, оказался маленького роста и#nbsp;рядом с#nbsp;Мельниковой и#nbsp;Алексеем Макаровым не#nbsp;смотрелся «в#nbsp;картинке». Спрашиваю#nbsp;— текст есть? Нет, говорят. Просил дать почитать сценарий, сказали: «Не#nbsp;надо».

Только позже оказалось, что во#nbsp;всех сценах реплики у#nbsp;моего героя есть! Стали снимать сцену в#nbsp;машине, оператор шепчет: «Текст, текст говори!» Но#nbsp;у#nbsp;меня-то его нет! Анастасия очень возмущалась. Текст мне, в#nbsp;итоге, конечно, выдали, но#nbsp;даже не#nbsp;сочли нужным объяснить, что вообще происходит в#nbsp;картине, какие отношения между героями, и#nbsp;т.#nbsp;д.

В#nbsp;общем, я#nbsp;так и#nbsp;не#nbsp;понял, о#nbsp;чем картина, пока не#nbsp;увидел ее#nbsp;на#nbsp;экране. Жаль, что поставили производство кино на#nbsp;поток…

Я#nbsp;считаю, что кинематограф#nbsp;— один из#nbsp;важнейших инструментов идеологии. И#nbsp;в#nbsp;будущем театр останется «для гурманов», а#nbsp;кино найдет свою нишу, и#nbsp;опять будут сниматься добрые сказки, как у#nbsp;Ромма, и#nbsp;замечательные фильмы, как у#nbsp;Гайдая. А#nbsp;сериалы будут равняться не#nbsp;на#nbsp;«Улицы разбитых фонарей», а#nbsp;на#nbsp;«Следствие вели знатоки», чтобы и#nbsp;сотрудники УВД уважали свою профессию, и#nbsp;зрители понимали#nbsp;— где плохо, а#nbsp;где#nbsp;— хорошо, а#nbsp;искусство не#nbsp;носило#nbsp;бы лозунговый характер".

Инесса Шевцова
г. «Новый город», 11.10.2023#nbsp;г.