Статьи
2023-11-22 13:11

Всё по-честному

О своём пути в#nbsp;кино рассказала актриса Саровского театра драмы Юлия Французова

«Как причудливо тасуется колода»,#nbsp;— сказал классик, а#nbsp;мы#nbsp;добавим#nbsp;— колода судьбы. Ведь действительно, никогда не#nbsp;знаешь, как «карта ляжет». Наша землячка, актриса Саровского театра драмы Юлия Французова, долгое время проработавшая, как раньше говорили, «на#nbsp;большой земле», впервые попала на#nbsp;съемки случайно. А#nbsp;потом снялась в#nbsp;более чем 20 проектах.

«ПЛЮНУТЬ В#nbsp;ВЕЧНОСТЬ»
Сниматься в#nbsp;кино она никогда не#nbsp;планировала#nbsp;— её#nbsp;мечтой был театр. И#nbsp;даже когда во#nbsp;время вступительных испытаний в#nbsp;театральный вуз услышала: «Не#nbsp;хотите#nbsp;ли попробовать поступить во#nbsp;ВГИК?», не#nbsp;задумываясь, ответила: «Нет, конечно! Это все не#nbsp;серьезно. Там должны играть красивые актрисы, а#nbsp;я#nbsp;пойду в#nbsp;театр».
Ни#nbsp;по#nbsp;кастингам не#nbsp;ходила, ни#nbsp;фото свои никуда не#nbsp;отправляла. Однако кино нашло ее#nbsp;само: уже на#nbsp;первом курсе Юля получила предложение сняться в#nbsp;фильме.
Юлия Французова: «Дмитрия Астрахана я#nbsp;случайно ударила дверью (Дмитрий Астрахан#nbsp;— режиссёр театра и#nbsp;кино, продюсер, телеведущий, киноактёр,#nbsp;— авт.). Так и#nbsp;познакомились. Проводился кастинг на#nbsp;мужские роли, и#nbsp;я#nbsp;пошла с#nbsp;однокурсником#nbsp;— он#nbsp;пробовался, а#nbsp;я#nbsp;решила его подождать, чтобы потом вместе дойти до#nbsp;общежития. И#nbsp;вот открывая дверь#nbsp;— а я, как всегда, шла «впереди планеты всей» (смеется)#nbsp;— случайно толкнула его, своего первого режиссера. Еще не#nbsp;зная, кто передо мной стоит, извинилась и#nbsp;услышала: «Девушка, а#nbsp;вы#nbsp;не ко#nbsp;мне?» Пошутила: «Хотите#nbsp;— к#nbsp;вам!». Тогда режиссер дал мне текст#nbsp;— как позже выяснилось#nbsp;— главной роли! —#nbsp;и#nbsp;стали пробовать. По#nbsp;сценарию эта героиня все время плакала и#nbsp;страдала. Вот он#nbsp;слушал, слушал, а#nbsp;потом сказал: «Это все, конечно, хорошо, но#nbsp;мужская половина зрителей не#nbsp;поверит, что вас бросают. Давайте вторую главную роль#nbsp;— актрисы-звезды, ее#nbsp;попробуем».
Попробовала. Утвердили. И#nbsp;пошла я#nbsp;к#nbsp;педагогам. В#nbsp;училище им.#nbsp;М.#nbsp;С.#nbsp;Щепкина, где я#nbsp;училась, съемки не#nbsp;приветствовались (видимо, мастера считали, что неокрепшего театрального актера специфика кино может «испортить»,#nbsp;— авт.). «По#nbsp;мою душу» собрали совет из#nbsp;пяти преподавателей. Они ознакомились с#nbsp;ролью, сценарием, спросили, кто режиссер. Узнав, что Астрахан, и#nbsp;съемки намечены на#nbsp;лето, дали добро!
Дмитрий Астрахан стал моим первым режиссером, который подарил мне возможность «плюнуть в#nbsp;вечность» (выражение Фаины Раневской#nbsp;— авт.). Я#nbsp;благодарна ему за#nbsp;эту возможность. Я#nbsp;влюбилась в#nbsp;съемочный процесс! Он#nbsp;учил меня работать с#nbsp;камерой. В#nbsp;одной из#nbsp;сцен мне нужно было говорить слова любви партнеру, а#nbsp;снимали крупный план. И#nbsp;слова эти пришлось говорить в#nbsp;уголок камеры. Для меня был шок. Это потом ты#nbsp;уже ловишь от#nbsp;этого процесса кайф, ведь камера#nbsp;— она больше, чем партнер".
Юлия несколько лет работала с#nbsp;Дмитрием Астраханом в#nbsp;антрепризах, гастролировала с#nbsp;его спектаклями, партнерами саровчанки были известные актеры. А#nbsp;вот в#nbsp;кино во#nbsp;время учебы больше не#nbsp;снималась#nbsp;— времени не#nbsp;было.

ПРАВЫЙ ПРОФИЛЬ
Уйдя и#nbsp;театра и#nbsp;родив старшую дочь, Юлия начала ходить по#nbsp;кастингам.
Юлия Французова: «В#nbsp;киношном мире есть определенная градация: «дешевый» сериал, «дорогой» сериал, полный метр, фестивальное кино. И#nbsp;можно всю жизнь остаться на#nbsp;первой ступени, не#nbsp;поднимаясь выше, поскольку попасть на#nbsp;другие проекты не#nbsp;так просто. Правда, и#nbsp;«дешевые» проекты могут снимать хорошие режиссеры. Если режиссеру или оператору ты#nbsp;нравишься, он#nbsp;для себя «поставит галочку», и#nbsp;потом пригласит «напрямую», минуя кастинговые агентства, в#nbsp;какой-то свой новый проект.
Первый режиссер, у#nbsp;которого Юлия снялась в#nbsp;сериале, был Казбек Меретуков.
Юлия Французова: «Было тяжело. Он#nbsp;ругался на#nbsp;съемочной площадке, не#nbsp;стесняясь в#nbsp;выражениях, мог оскорбить. Но#nbsp;меня Бог миловал#nbsp;— меня он#nbsp;хвалил. Работая с#nbsp;Казбеком Заурбековичем, я#nbsp;узнала, что такое крупный план и#nbsp;прочие киношные премудрости. Ведь Дмитрий Астрахан меня не#nbsp;обучал, не#nbsp;объяснял#nbsp;— просто «ставил в#nbsp;определенную точку». Ему, как режиссеру, нравился «мгновенный, а#nbsp;не#nbsp;сделанный» кадр, он#nbsp;любил снимать естественность.
Сейчас, смотря на#nbsp;эту первую после работы с#nbsp;Астраханом картину, вижу какие-то натужности#nbsp;— еще не#nbsp;было свободы, не#nbsp;умела плакать. Зато это была хорошая школа. Казбек Заурбекович потом еще несколько раз приглашал меня сниматься".
Постепенно актриса постигала азы кинопрофессии#nbsp;— например, узнала от#nbsp;одного из#nbsp;операторов, что «правый профиль#nbsp;— это ее#nbsp;профиль», и#nbsp;с#nbsp;тех пор стала сама просить на#nbsp;съемках снимать себя с#nbsp;этого ракурса.
Юлия Французова: «На#nbsp;площадке я#nbsp;быстро находила контакт со#nbsp;всеми. Чем больше становилось съемок, тем лучше я#nbsp;понимала операторов и#nbsp;режиссеров#nbsp;— практически с#nbsp;полуслова. К#nbsp;примеру, где надо «поддать» эмоцию, а#nbsp;где#nbsp;— нет. Постепенно режиссеры стали сами меня приглашать, и#nbsp;я#nbsp;даже перестала ходить по#nbsp;кастингам#nbsp;— работы и#nbsp;так было много.
Иногда режиссер, снимающий «дешевые» сериалы, мечтает снять полнометражное фестивальное кино. И#nbsp;когда у#nbsp;него появляется такая возможность, он#nbsp;приглашает тех актеров, с#nbsp;которыми уже работал. Вот так я#nbsp;однажды попала на#nbsp;главную роль в#nbsp;фильм, который, кстати, так не#nbsp;увидела#nbsp;— настолько это были закрытые показы.
Съемки таких фильмов сильно отличаются от#nbsp;сериальных. Помню, как один мой съемочный день длился сутки#nbsp;— с#nbsp;6 утра до#nbsp;6 утра следующего дня. Я#nbsp;приехала на#nbsp;площадку на#nbsp;своей машине, а#nbsp;возвращаясь обратно, буквально засыпала за#nbsp;рулем. Благо ранним утром МКАД был довольно пустым. Спать негде и#nbsp;некогда, тебя вызывают через пятиминутные перерывы, и#nbsp;ты#nbsp;можешь по#nbsp;два часа сниматься в#nbsp;одной и#nbsp;той#nbsp;же сцене, и#nbsp;каждый раз должен четко ее#nbsp;сделать, чтобы потом получились «склейки».

ЧАЙНАЯ КОРОЛЕВА, ИЛИ ПОЧЕМУ АКТЕРА НАДО ХВАЛИТЬ
Прочитав как-то у#nbsp;Юлии пост про одну из#nbsp;киношных ролей, решила посмотреть эту серию. И#nbsp;нисколько не#nbsp;пожалела об#nbsp;этом, хотя и#nbsp;не#nbsp;сильно жалую криминальные сериалы. Но#nbsp;коллега оказалась настолько убедительной в#nbsp;роли «Чайной королевы», что я#nbsp;наслаждалась увиденным.
Юлия Французова: «Как-то мне позвонил кастинг-директор и#nbsp;предложил попробоваться на#nbsp;эту роль. Я#nbsp;читаю сценарий и#nbsp;понимаю, что это безумно интересно! Оделась, как, на#nbsp;мой взгляд, могла одеться эта героиня, сделала соответствующую прическу, макияж, настроилась. Учу текст. (Помню, на#nbsp;пробы я#nbsp;тогда пришла на#nbsp;каблуках, в#nbsp;голубой кофте и#nbsp;белой юбке). Сижу в#nbsp;коридоре, думаю, как сыграть. И#nbsp;вдруг проходит режиссер (я#nbsp;тогда не#nbsp;знала, что это он)#nbsp;— маленький, невзрачненький. Поворачивается и#nbsp;спрашивает: «Вы#nbsp;ко#nbsp;мне?». Киваю. На#nbsp;кастинг заходят по#nbsp;очереди несколько девушек, иду и я. Режиссер смотрит, молчит, а#nbsp;на#nbsp;следующий день узнаю, что утверждена.
Режиссер Николай Денисов во#nbsp;время съемок часто приговаривал, показывая на#nbsp;меня в#nbsp;камере: «Шикарная!». Обращаясь к#nbsp;главным героям сериала, обещал снять их#nbsp;крупным планом в#nbsp;следующей серии, а#nbsp;в#nbsp;этой снимал меня. В#nbsp;этом фильме я#nbsp;впервые попробовала то, о#nbsp;чем ходили легенды про Сергея Безрукова#nbsp;— плакать одним глазом, чтобы потом получилась «склейка». И#nbsp;у#nbsp;меня#nbsp;— правда, не#nbsp;с#nbsp;первого дубля,#nbsp;— но#nbsp;это тоже вышло. Я#nbsp;понимала#nbsp;— надо сделать!
Ко#nbsp;времени съемок «Королевы» я#nbsp;уже доросла до#nbsp;такого уровня, что даже могла попросить переснять сцену, если чувствовала, что не#nbsp;дотянула. Режиссер разрешал смотреть отснятый материал. На#nbsp;этом проекте у#nbsp;меня крылья выросли! Если тебе дают свободу, тобой восхищаются#nbsp;— горы можно свернуть. Вот тогда я#nbsp;поняла, что артиста надо хвалить!"
По#nbsp;словам Юлии, в#nbsp;начале карьеры она часто играла полицейских, а#nbsp;когда перекрасилась в#nbsp;блондинку, перешла на#nbsp;главных героинь. «Все-таки в#nbsp;кино главное#nbsp;— внешность, фактура,#nbsp;— признается актриса. —#nbsp;Была темной шатенкой#nbsp;— давали роли сильных, волевых, независимых „стерв“. Стала „белой“#nbsp;— пошли нежные трогательные героини».

ОТКАЗАТЬСЯ#nbsp;ОТ ШАНСА
Не#nbsp;знаю, многие#nbsp;ли актеры рискнут отказаться от#nbsp;шанса сняться у#nbsp;Никиты Михалкова#nbsp;— скорее всего, нет. А#nbsp;вот наша сегодняшняя гостья смогла…
Юлия Французова: «У#nbsp;Никиты Сергеевича есть «ТриТЭ»#nbsp;— советское и#nbsp;российское творческо-производственное объединение, созданное кинорежиссером и#nbsp;его единомышленниками в#nbsp;1987 году. Туда можно написать, отправить анкету в#nbsp;актерский отдел, ею#nbsp;будут заниматься кастинг-директора. Ну, или не#nbsp;будут. Но#nbsp;шанс есть. И я, конечно, тоже отправила туда анкету. Ответа не#nbsp;было. Шел 2014 год. К#nbsp;этому времени я#nbsp;уже родила двоих детей, поняла, что в#nbsp;театре работать не#nbsp;хочу… Кино#nbsp;— вот чем были заняты мои мысли!
Конечно, после двух декретов восстановиться сложно#nbsp;— тебя забывают. Но#nbsp;я#nbsp;не сдавалась#nbsp;— ходила на#nbsp;кастинги, «отмечая свое лицо», чтобы вспоминали. А#nbsp;еще пошла получать второе образование#nbsp;— учиться на#nbsp;телеведущую. В#nbsp;институт приезжали известные люди, мы#nbsp;брали у#nbsp;них интервью. И#nbsp;вдруг однажды приезжает Никита Сергеевич Михалков. Конечно, я#nbsp;пытаюсь сесть в#nbsp;первые ряды, нервно жду эту встречу. «Да, вы#nbsp;вообще знаете, как я#nbsp;его жду?!»,#nbsp;— хочется мне крикнуть всем в#nbsp;зале. Входит высокий, красивый, окруженный охраной Михалков. Все, как в#nbsp;тумане. Сердце колотится. Еле дождалась окончания встречи. И#nbsp;только он#nbsp;встал, я#nbsp;бросилась к#nbsp;нему#nbsp;— но#nbsp;не#nbsp;за автографом. Я#nbsp;схватила его за#nbsp;руку и#nbsp;крикнула: «Я#nbsp;отправила вам свою анкету! Я#nbsp;хочу сниматься в#nbsp;ваших фильмах! У#nbsp;меня есть образование».
Охрана пытается нас разъединить, толпа хочет автограф. А#nbsp;Никита Сергеевич, сквозь крики и#nbsp;возгласы, говорит, наклонившись ко#nbsp;мне: «Не#nbsp;может быть, чтобы вам не#nbsp;ответили! Куда вы#nbsp;высылали анкету? Позвоните мне».
Берет мою книжку, пишет свой телефон и#nbsp;уходит, защищаясь охраной. Я#nbsp;остаюсь с#nbsp;этим номером телефона. Счастливая, но#nbsp;опустошенная…
Признаться, я#nbsp;ему так и#nbsp;не#nbsp;позвонила#nbsp;— испугалась, что если начну сниматься, не#nbsp;увижу своих детей, семью. Я#nbsp;уже тогда их#nbsp;мало видела. Видимо, одно дело#nbsp;— идти к#nbsp;цели, а#nbsp;другое#nbsp;— ее#nbsp;достигнуть. Мне в#nbsp;тот момент стало страшно.
А#nbsp;жизнь меня все равно связала потом с#nbsp;сыном Никиты Сергеевича. Позже я#nbsp;снялась в#nbsp;фильме Михалкова-младшего, и#nbsp;тогда впервые увидела выстроенный павильон#nbsp;— действие по#nbsp;сценарию происходило в#nbsp;«Нью-Йорке». Огромный! Я#nbsp;была в#nbsp;шоке от#nbsp;рельс, по#nbsp;которым ездила камера. У#nbsp;меня в#nbsp;картине был небольшой эпизод#nbsp;— я#nbsp;играла крупье, которая главным героям раздавала фишки. После съемок все должны были поехать отмечать этот процесс, а#nbsp;я#nbsp;поняла, что мой муж один дома, и#nbsp;это просто будет нечестно. Больше мне не#nbsp;позвонили".

ХРОМАКЕЙ, СЕРИАЛЫ И#nbsp;ЗНАМЕНИТЫЙ ПАРТНЕР
Был у#nbsp;Юлии и#nbsp;опыт съемок на#nbsp;хромакее (зеленый фон, который потом убирается, а#nbsp;вместо него можно поместить любой план,#nbsp;— авт.). Она снималась в#nbsp;пустом помещении, а#nbsp;потом с#nbsp;интересом смотрела рекламу уже с#nbsp;магазинами и#nbsp;домами. При этом надо было отыграть сцену так, как будто ты#nbsp;с#nbsp;кем-то говоришь, кому-то машешь рукой. «Наверное, это самое сложное в#nbsp;кино#nbsp;— когда у#nbsp;тебя нет партнера,#nbsp;— считает Юлия. —#nbsp;Вот в#nbsp;„Титанике“, например,#nbsp;— полный хромакей, актеры#nbsp;же не#nbsp;тонули в#nbsp;океане. А#nbsp;эмоции надо было сыграть!»
Одной из#nbsp;наиболее сложных для актрисы оказалась ее#nbsp;самая первая роль в#nbsp;одном из#nbsp;сериалов, где она играла женщину-полицейского, которая вбегает в#nbsp;комнату и#nbsp;видит, как ее#nbsp;бабушка стреляет в#nbsp;себя и#nbsp;умирает у#nbsp;нее на#nbsp;руках.
Юлия Французова: «Сложность кино в#nbsp;том, что ты#nbsp;должен не#nbsp;только сыграть, но#nbsp;и#nbsp;точно попасть в#nbsp;кадр, то#nbsp;есть совместить игру с#nbsp;другими задачами#nbsp;— наклониться не#nbsp;выше и#nbsp;не#nbsp;ниже, не#nbsp;перекрыть партнера, и#nbsp;т.#nbsp;д. На#nbsp;крупном плане, например, ты#nbsp;не#nbsp;можешь махать руками, ты#nbsp;ограничен в#nbsp;движении. Зато на#nbsp;общем плане можно ничего не#nbsp;играть (смеется). Это поток, там не#nbsp;думают, готов ты#nbsp;или нет, набрал#nbsp;ли нужное состояние. Если точно попал в#nbsp;кадр, тут#nbsp;же звучит: «Камера, мотор, начали!». А#nbsp;ведь мне тогда надо было влететь с#nbsp;сильной эмоцией!..
Но#nbsp;мне удалось, я#nbsp;натурально рыдала, трясла киношную «бабушку», при этом точно попав в#nbsp;кадр. На#nbsp;всю жизнь запомнила эту съемку".
За#nbsp;свою киношную жизнь Юлия работала со#nbsp;многими знаменитостями, но#nbsp;особенно запомнились съемки с#nbsp;Алексеем Маклаковым.
Юлия Французова: «Мы#nbsp;ждали, что приедет звезда, приготовили для него отдельную гримерку. В#nbsp;фильме была сцена с#nbsp;фонтаном, который запускали один раз, и#nbsp;если ты#nbsp;«накосячишь» или запнешься, переснять уже ничего будет нельзя. А#nbsp;тут такая ситуация вышла: когда меня гримировали, гример попала в#nbsp;глаз кисточкой с#nbsp;тушью. У#nbsp;меня слезы навернулись, я#nbsp;понимаю, что мне сейчас идти на#nbsp;площадку, а#nbsp;глаза красные! Пытаюсь что-то сказать и#nbsp;слышу от#nbsp;нее в#nbsp;ответ: «О! Звезда!»
Стало так обидно! Вышла из#nbsp;гримерной, стою, плачу. Подходит мужчина, говорит: «Девушка, вы#nbsp;такая красивая и#nbsp;плачете». Я#nbsp;оборачиваюсь#nbsp;— а#nbsp;это Маклаков. Рассказываю ситуацию, он#nbsp;обещает разобраться. И#nbsp;отчитал всех так, что мало никому не#nbsp;показалось!
Мы#nbsp;с#nbsp;ним потом часто пересекались, общались, я#nbsp;даже в#nbsp;гостях у#nbsp;него была. Он#nbsp;тогда сказал: «Ты#nbsp;всегда должна быть наготове, в#nbsp;тонусе, чтобы „схватить эту птицу“. Ведь съемок может не#nbsp;быть полгода, год, два#nbsp;— а#nbsp;потом вдруг подряд пойдут. Главное, никогда не#nbsp;унывать».
Я#nbsp;это запомнила и#nbsp;так и#nbsp;живу".
Юлии Французовой сейчас часто приходится отказываться от#nbsp;съемок, но#nbsp;она надеется, что в#nbsp;киношную жизнь еще вернется. Признается: «Я#nbsp;камеру люблю даже больше сцены!»

Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2023#nbsp;г., № 46−47