Для того, чтобы понять новый спектакль Саровского драмтеатра «Свободный Тибет», притчу про взрослых детей (по мотивам рассказа Р. Михайлова), можно много-много всего перечитать и пересмотреть. Например, про Романа Михайлова, очень интересного автора, по произведениям которого написана инсценировка. Михайлов — признанный математик, написавший большое количество научных работ, сейчас работает во Франции. Он же практикующий эзотерик, путешественник, человек, увлечённый философией и клинической психиатрией, литератор. Можно присмотреться к необычному режиссёру — Антону Морозову, живущему в Москве, выпускнику курса Андрея Могучего. А можно просто заглянуть в свою душу, отбросив всю суетность окружающего мира. И попробовать вместе с героями спектакля «открыть свой Тибет».
За несколько дней до премьеры я побеседовала с режиссёром спектакля Антоном Морозовым. Это было очень необычное интервью: в какой-то момент, поняв, что на чёткие вопросы я не получу столь же чёткие ответы, я перестала «насильничать» и пытаться затащить собеседника в удобные для журналиста рамки. Чему он, кажется, был несказанно рад. И почти час Антон рассуждал, говорил (иногда сам с собой), что-то для себя попутно открывал, удивлялся, радовался, вдохновлялся и смущался…
Посмотрев спектакль, я убедилась, что «Свободный Тибет», помимо текста Романа Михайлова — это сумма знаний, впечатлений, воспоминаний, разговоров и картинок, песенок и голосов, которые живут в голове Антона Морозова и всех, кто принимал участие в создании спектакля. По признанию самого режиссёра, во время создания спектакля он очень много разговаривал с актёрами, придумывал возможные судьбы и жизненные истории героев. Вероятнее всего, чем дольше будет жить спектакль, тем больше он будет прирастать новыми слагаемыми: переживаниями, мечтаниями, воспоминаниями актёров, играющих в постановке. А значит, он будет ещё интересней.
Напомню, спектакль «Свободный Тибет» вырос из эскиза, поставленного на Творческой Лаборатории в рамках проекта «Театр Наций — театрам атомных городов» при поддержке программы «Территория культуры Росатома». Мы спросили у Антона Морозова, насколько изменился «Свободный Тибет», приобретя статус полноценного спектакля? — Это новый спектакль, — пояснил режиссёр, — но чувственно, эмоционально — это ровно то же, что вы видели на момент эскиза. В эскизе был не очень понятен сюжет, мотивация героев. Сейчас мне важно было создать два мира: обыденный — двор и другой, трогательный и хрупкий, который живёт в каждом персонаже. Представьте, до какого-то возраста мы можем легально фантазировать и придумывать себе разные миры. Например, увидеть, что ручка — шпага. Но в определённый момент наступает пора перехода в реальный мир. И если этого не происходит, то ты становишься аутсайдером на дороге жизни. Ты либо не понят, либо к тебе относятся с агрессией. Тибет — это мечта, высшая цель, о которой мы забываем за обыденными делами. Вдруг однажды ты останавливаешься и пытаешься понять: как я оказался в этой точке? Это вообще мой выбор был? Есть какие-то нормы, которым ты должен соответствовать. И ты соответствуешь, соответствуешь, но при этом забываешь за рутиной, что у тебя был свой путь. Кажется, будто в этом обыденном мире нет просвета. Ты не можешь поднять голову и посмотреть на солнце… Очень интересно, что «Свободный Тибет» незаметно начинает проникать в зрителя ещё до начала спектакля. Заняв свои места и ожидая третьего звонка, зрители погружаются в едва уловимую медитативную музыку, которую можно, собственно, и не заметить. Настолько она деликатна и комфортна. Хитрый ход создателей спектакля срабатывает безотказно.
Что может представить себе зритель, ничего не знающий об этой постановке, только опираясь на название? Тибет значит, красота, белоснежные пики гор, взмывающие в лазурное небо. Кто-то вспомнит картины Рериха… Да, да… И вдруг из наших фантастически красивых пейзажей мы возвращаемся на нашу грешную землю. И не просто на землю, а в обычный российский двор, и даже в самый банальнейший подъезд с зелёными стенами и чёрными каракулями на них! Где, где же обещанный Тибет? На сцене знакомые всем персонажи. Вот дворник, безнадёжно влюблённый в измученную бытом и заботой о необычной дочке женщину. Вот чрезвычайно активная соседка-воительница с ЖКХ и местными мальчишками, а также её «тень», следующая по пятам. По всему видно, что «Тень» очень хочет замуж. И при всяком удобном моменте подбирает чужие букетики. Тут же бегает мальчик, у которого, похоже, нет родителей. Он необычно самостоятелен и находчив, сам по себе мальчик. Вот местные «Ромео и Джульетта», необычные ребята, странные. Им запрещают быть вместе, но любовь не знает границ и запретов…
По моим наблюдениям, если в эскизе ещё присутствовали персонажи, которых можно называть бытовым языком «нормальными и обычными», то в спектакле таких людей не осталось. Даже пенсионер, который нежно произносит: «Люблю я вас, сумасшедших», оказывается народным целителем.
Антон Морозов рассказывает: — Здесь такой двор — вроде, все люди активные, жизнь идёт, всё время что-то происходит. Но на самом деле все находятся в состоянии стагнации. Это болото. Тем не менее, у каждого есть мысль, что где-то есть что-то лучшее. Можно встать, собрать чемоданы? Нужно сделать только шаг.
Но поезд всякий раз мчится мимо. И тогда откуда-то из люка появляется Вася. Пусть простят создатели спектакля. Тут уж у всех свои ассоциации, кому что в голову придёт. Я вспомнила Карлсона. Может, потому что в руках у Васи была огромная банка с вареньем, а может, потому что он появился в тот момент, когда был очень нужен всем жителям этого обычного двора. Пересказывать сюжет спектакля нет совершенно никакого смысла. Приходите и посмотрите сами.
Любопытно, что в беседе со мной Антон Морозов несколько раз сбивался, произнося вместо «Свободный Тибет» «Свободный Саров». Наш город режиссёру очень нравится, особенно его старая часть. Она, по мнению Антона, похожа на старую Москву и Санкт-Петербург. Те места, куда он отправляется за вдохновением. Никакой закрытости и «колючки» в саровчанах столичный режиссёр тоже не заметил. Одну из задач спектакля Антон Морозов сформулировал следующим образом: — Надеюсь, что зритель, когда он выйдет из зала, в какую-то секунду почувствует в себе гармонию и счастье. Посмотрит на человека, который казался ему странным, другими глазами.
Что значит быть счастливым для самого режиссёра: — Я хочу быть счастлив. Это не значит, что я должен в эйфории бегать и радоваться. Но я должен в течение дня останавливаться и, несмотря на проблемы, трудности, ежедневную рутину, понимать, что я занимаюсь тем, что мне нравится. И даже если мне это не нравится, я ищу свой интерес во всём. И мне хорошо от этого. Если я выбрал этот путь, я не доживаю жизнь, не несу эту ношу. И когда я в гармонии с собой — я счастлив.
Анна Шиченкова г. «Голос Сарова», 2021 г., № 22 от 24 ноября