Последние двадцать пять лет театральную историю нашего города невозможно представить без этой яркой, разноплановой, харизматичной артистки. Ирина сыграла на сцене нашего театра уже 70 ролей. Ей прекрасно удаются и драматические, и комедийные роли, о чём не раз писали коллеги-журналисты и отмечали критики. «Для заядлых театралов исполнение Ириной Аввакумовой роли Софьи Александровны станет откровением. Её игра сравнима с радугой, игра красок, которая неподвластна словам, так она тонка и нежна. Её невозможно описать, ею можно только безмолвно восхищаться» («Старый город №» от 17.04.2003 г.)
Накануне юбилея мы пообщались с актрисой.
— Когда ты почувствовала призвание играть на сцене?
Ирина Аввакумова: «Это произошло не в детском возрасте. Сначала я полюбила театр как зритель, и очень благодарна родителям, которые часто водили меня в театр: сначала кукольный, потом — ТЮЗ и драматический. Когда подросла, то со школьной подругой, такой же заядлой театралкой, не пропускала ни одной премьеры в любимой Нижегородской драме. А в старших классах мы стали приобщать к театру наш класс. Каждое десятое число месяца шли в кассу и заказывали на всех билеты».
— А какие-то любимые спектакли вспомнить можешь?
Ирина Аввакумова: «Бешеные деньги» А. Островского, «Бедные люди»
Ф. Достоевского, «Уроки музыки» Л.Петрушевской. Мне все спектакли нравились. Мы знали всех артистов, подмечали малейшие нюансы игры. В школе я участвовала в агитбригадах, в театральном кружке играла, мне нравилось выходить на сцену. Ещё нравилось, проезжая мимо театрального училища, любоваться в окно танцкласса на красивых девочек в трессах. Но я не предполагала, что когда-то это станет моей профессией. Я хотела, как многие девочки, лечить людей, учить детей… Даже поступила в педкласс, перейдя для этого в другую школу.
Точно не помню, когда, но в какой-то момент во время спектакля у меня вдруг возникло желание оказаться там, на сцене. А почему бы и нет? Так начался мой путь в театр".
— Как родители отнеслись к твоему выбору?
Ирина Аввакумова: «Мама меня всегда поддерживала. У нас с ней даже был опыт совместной игры в Доме офицеров, куда она меня привела. Папа очень осторожно отнёсся к моему выбору — возможно, боялся, что это — «не моё» Он удивлялся, откуда у меня такая тяга к театру, у нас же семья не актёрская. Но я считаю творческие гены у меня всё-таки от родных: дедушка был самодеятельным музыкантом городского оркестра, папа был одарённым человеком, и если бы пошёл учиться в художку, многого бы добился. Жаль, что послевоенное детство помешала осуществиться его мечте.
Мама видела все мои дипломные спектакли, а папа — нет — мне кажется, очень боялся разочароваться. Но у мамы всегда спрашивал: «Как там Ирина?» Только через несколько лет после окончания училища, когда мы с театром приехали в Нижний на фестиваль «Премьеры сезона» с «Дядей Ваней», он убедился, что все его тревоги были напрасны. И внутренне успокоился, что мой выбор был правильным".
- Сложно было убедить родителей, что собираешься поступать в театральное?
Ирина Авакумова: «Со мной всегда было сложно спорить, если я в чём-то убеждена. Наверное, родители понимали, что отговаривать бесполезно. Когда папа понял, что уговоры не действуют, отступил и предложил поступать в наше Нижегородское училище, мы слышали о нём много хорошего. Им было важно, чтобы я жила дома».
- Выходит, зря ты перешла в педкласс?
Ирина Аввакумова: «Нет, всё в жизни не зря, этот опыт пригодился. Для меня артисты всегда были чем-то недосягаемым. Правда в детстве я надевала мамины украшения, туфли, брала микрофон от катушечного магнитофона, объявляла: «Выступает народная артистка Советского Союза и «пела» под Пугачёву. (Смеётся) Когда стали старше, уверенности в себе поубавилось — уж очень это необычная профессия, надо получить «нормальную». И общение с детьми всегда нравилось, вот и подумывала о работе учителя».
- Какие педагоги оставили наиболее яркий след в твоей жизни?
Ирина Аввакумова: «Их много, я благодарна всем, с кем встречалась, пока училась. Каждый оставил след в моей судьбе. Поступила на экспериментальный курс драмы. У Владимира Иордана, выпускника нашего училища, получившего позже режиссёрское образование, родилась идея создать молодёжный театр, а труппу воспитать самим. Нас набрали зимой, на полгода раньше остальных студентов. Поначалу мы учились не в училище, а в арендованном помещении, которое мы называли „чердаком“. Нас было 25 человек, нас учили и педагоги училища, и приглашённые преподаватели из Москвы — например психолог. Было много предметов, которых не было у других. Очень рада, что нас учили психоанализу, это пригодилось в работе над ролью. У нас была потрясающая атмосфера студийности, и я с огромной теплотой вспоминаю это время. На втором курсе мы сделали свой первый спектакль по Платонову „Река Потудань“. Летом набрал курс Семён Эммануилович Лерман, и впервые в истории училища получилось два параллельных драматических курса. Нашим руководителем был Андрей Алексеевич Ярлыков. Но после второго курса, поскольку нас осталось всего пять человек, а у Лермана — семь, было решено курсы объединить. Меня учили потрясающие педагоги: оба мастера (Ярлыков и Лерман), Наталия Ивановна Заякина, Анатолий Иванович Захаров, Людмила Юльевна Волчек, Альбина Александровна Нестерова, Татьяна Васильевна Цыганкова. Им было важно вырастить нас не просто артистами, а личностями, они прививали вкус, этику, любовь и уважение к профессии. Слушая их, невозможно было не напитаться культурой. Репетировал с нами и Валерий Семёнович Соколоверов, легенда училища, которого все уважали и боялись. Помню свою с ним первую встречу. Для показа выбрали мой отрывок из „На всякого мудреца довольно простоты“ (меня всегда вызывают первой ещё со школы). Сначала надо было войти в дверь. Но я делала это раз десять, потому что Валерий Семёнович был недоволен и говорил: „Я это всё уже видел“. Каждый раз я пыталась изобрести что-то оригинальное. В конце концов, разозлившись на собственную бездарность, увидела, что над дверью есть разбитое окно. В считанные секунды я разбежалась, швырнула в него сумку, а потом влетела сама. Соколоверову понравилось (смеётся). И мы, наконец-то, двинулись дальше. Позже мы сделали с этим режиссёром ещё один отрывок Островского к экзамену».
- А как вы с супругом (актёр Саровского театра Руслан Шегуров — прим. авт.) оказались в Сарове?
Ирина Аввакумова: «В училище во время показа дипломных спектаклей приезжают „купцы“ — режиссёры и директора театров, в которых нужна молодёжь. Посмотрев нашего училищного „Дядю Ваню“, нас пригласил на беседу Борис Смбатович Меликджанов. А поскольку в Сарове уже работал наш выпускник Андрей Боровиков, от которого мы слышали, что ему здесь очень нравится, мы решили пообщаться. Борис Смбатович рассказал о городе науки, об уникальном театре в котором есть свой оркестр, своя кукольная труппа, а пьесы ставят столичные режиссёры, да и сам театр располагается в помещении храма Серафима Саровского. А ещё Борис Смбатович обещал много работы. Нас всё это заинтересовало. Да, поступали ещё приглашения поехать в Киров, Армавир, Туапсе, Пензу, Северодвинск, но мы выбрали Саров. Анкеты прошли быстро, и 15 мая 1997 года мы въехали в город. Здесь нас встретила чёрная „Волга“ директора. Борис Смбатович познакомил нас с коллективом и сам отвёз в общежитие. Нам всё понравилось: и люди и воздух, и вода (смеется)! В город и в театр я влюбилась сразу, было ощущение родного дома. Мы поняли — это наше, здесь всё сложится. Так и получилось».
- Есть ли спектакли, про которые совсем не хочется вспоминать?
Ирина Аввакумова: «Пожалуй, нет. Ведь в каждом из них — часть тебя, твоего сердца. Невозможно не любить то, во что от души вкладываешься».
- Какие наиболее значимые для тебя режиссёры?
Ирина Авакумова: «Конечно, Виктор Тимофеевич Арсеньев, мы у него играли практически во всех спектаклях, росли с ним, он нам доверял сложные, серьёзные роли. По сути, он осуществил многие наши актёрские мечты. Каждому актёру важно найти не только свой театр, но и своего режиссёра. Виктора Тимофеевича мы по праву можем считать своим. Владимир Салюк, Александр Кладько — тоже очень важные режиссёры для моей актёрской судьбы. А роли — есть такие этапные, значимые, как, например, Манечка в „Двое поменьше“, режиссёр Анна Трифонова. После сдачи актриса старшего поколения сказала режиссёру: „Спасибо Вам за артистку“. Думаю, эта роль помогла мне раскрыться. Или Джульетта — безумно сложная работа, девочка-подросток в мои тогда уже 30 лет! И я счастлива, что у меня была эта роль-мечта. А вообще, люблю все роли — в них вложено много труда».
- Какие традиции нашего театра тебе нравятся?
Ирина Аввакумова: «Поздравление коллег с премьерой, когда за кулисами выстраивается „коридор почёта“ и все аплодируют тем, кто выходит со сцены. Очень нравятся подписанные режиссёрами программки, все их бережно храним дома. Кто-то благодарит за работу, желает успеха, роста, кто-то пишет теплые дружеские слова о совместной работе, а некоторые — например, Владимир Бондарь — даже в стихах это делает».
Капустники — ещё одна прекрасная традиция. Они могут «раскрыть» артиста с неожиданной стороны и делают внутреннюю жизнь театра интереснее. Наш первый капустник был после дебюта в «Мёртвых душах», я должна была играть героиню Александры Дорониной. Ужасно волновалась, чтобы было узнаваемо. Сохранилась традиция посвящения в артисты: когда-то нас посвящали, теперь мы посвящаем молодёжь. Любимая традиция, которой уже более 25 лет — эксклюзивное представление ко Дню театра, доходы от которого шли ветеранам сцены. Дело благородное, и зрители всегда ждали этого дня. Весь театр участвовал. А последние годы мы с Русланом являлись организаторами «Ночи в театре» — писали сценарий, были ведущими и участниками. Надеемся, что в этом сезоне пандемия отступит и удастся подготовить и провести День театра в новом формате".
- Поделись секретом семейного счастья.
Ирина Авакумова: «У нас есть пример крепких семейных отношений наших родителей. Вот и мы, как встретились, так и идём по жизни вместе. Радуемся и огорчаемся друг за друга, делимся событиями дня за общими обедами, строим планы — всё это наше общее. Вырастили прекрасную дочь, много работали и состоялись в профессии — всё это мы вместе. Иногда я думаю, что могла бы не поступать в наше училище, а уехать в другой город, я бы не встретила Руслана, и не было бы нашей семьи. И мне делается не по себе. Мы — единомышленники, супруги и творческий союз одновременно. Мы смотрим в одном направлении, у нас много совместных проектов в театре и вне его».
- Дочка сама выбрала другую профессию? Или вы настояли?
Ирина Авакумова: «Сама. Как актёрский ребёнок, Соня в детстве мечтала стать актрисой, и творческие способности проявились рано. Она была занята в спектаклях театра, участвовала в постановках мамы и папы в гимназической студии, но потом переросла это. И мы счастливы, что Софья нашла свою дорогу и своё призвание в жизни».
- У тебя богатый профессиональный опыт. Есть кому передать?
Ирина Аввакумова: «Да! Одна моя ученица уже окончила Нижегородское театральное училище и успешно работает в московском театре. Сейчас ещё одну готовлю к поступлению. Так что педагогический класс пригодился!»
Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2021 г., № 41 от 20 октября