Московский режиссер Антон Морозов приехал в Саров второй раз — впервые он посетил наш город в феврале этого года и в рамках творческой лаборатории «Театр Наций — театрам атомных городов» поставил эскиз по мотивам рассказа Романа Михайлова «Свободный Тибет». И теперь этот эскиз превратился в полноценный спектакль. По словам режиссера, писатель Роман Михайлов создает свою мифологию, его персонажи перетекают из одного рассказа в другой, поэтому в постановке Антон не ограничился одним рассказом «Свободный Тибет», но взял истории и персонажей из других рассказов писателя. Так в постановке появились дополнительные планы и новые линии. Автор, с которым у режиссера доверительные отношения, не против этого. По словам Антона, тема рассказа ему очень близка. Для режиссера важно ответить на вопрос о счастье — полноте и гармонии жизни. «Вот ты проживаешь свою жизнь, но в какой-то точке останавливаешься и размышляешь: я по своей воле здесь оказался или это стечение обстоятельств? я в этом счастлив? Мне хорошо в этом? — рассуждает режиссер. — Для этого нужно останавливаться, погружаться в диалог с самим собой. И даже если не все в твоей жизни складывается так, как хотелось бы, нужно „присвоить“ свою жизнь, жить ее с интересом. Будь счастлив в том, что есть сейчас! Даже если ты хочешь уехать, но не можешь, придумай, как быть счастливым здесь. Ведь это очень важно, мне кажется». Режиссер вслед за героями рассказа утверждает, что у каждого человека есть «свой Тибет» — мечта, которой он живет в глубине души. Но у большинства этот Тибет так и остается «за закрытой дверью». Главные герои спектакля освобождают свой Тибет, идут к нему. «Он условен, и важно не столько дойти до него, сколько пройти этот путь, чтобы получить некое знание, поймать ощущение счастья, гармонии», — поясняет Антон Морозов. При этом в спектакле, по словам режиссера, никакой эзотерики, мир прост и понятен — это мир наивного реализма, притчи. Есть главные герои, которые на первый взгляд производят впечатление сумасшедших, и все остальные — обыватели. На поверку оказывается, что Вася, Поша и Уля вовсе не умалишенные, а просто по-другому смотрят на реальность и говорят о ней другим языком. «Они открыты, непосредственны, легки на подъем. В их жизни нет ничего невозможного», — говорит режиссер. В спектакле нет осуждения остальных героев, которые живут обыденностью. Они, по словам Антона, «не хорошие и не плохие — просто сделали такой выбор. Их паттерн повторяется изо дня в день, они знают, чего друг от друга ждать. Людям страшна всякая необратимость — мы не знаем, что ждет впереди, поэтому лучше будем сидеть в своем болоте, хотя желание что-то поменять есть у всех. У каждого где-то спрятан чемодан, но мало кто уезжает, ведь там ждет неизвестность. И мечты остаются нереализованными, гештальты незакрытыми». Антон Морозов: «Наша постановка-притча дает иное восприятие мира, где каждый может подключиться к героям и сопереживать им. Мне хотелось бы, чтобы у зрителей после спектакля осталось теплое чувство и — может быть, интуитивный, эмоциональный — но повод поразмыслить о своей жизни. У меня нет цели научить кого-то жить — ни в коем случае! — я лишь хочу поделиться своим ощущением, энергией чувств. Почему я тысячу раз упомянул интуитивное, эмоциональное? Наша история эмоциональная, но без розовых очков и патетики. Все в нашем мире стало слишком рациональным. Однако если дать себе возможность к чему-то подключиться с помощью чувств, жизнь качественно улучшится». Кстати, режиссер и актеры спектакля при подготовке к премьере посетили пещеры Саровского монастыря. «Пещеры дали нам правильную энергию и информацию, — отмечает Антон Морозов. — У вас здесь тоже свой Тибет». Валерия Александрова г. «Новый город», 2021 г., № 45 от 17 ноября