Театр. В Саровском драмтеатре состоялась премьера иммерсивной постановки «Горящий светильник». Режиссёр рассказал о спектакле.
Для нашего города, надо сказать, подобный формат – это новый опыт. Возможно, противоречивый, но, без сомнения, интересный.
Что такое иммерсивный театр и как создавалась постановка, в эфире радио «Говорит Саров» рассказали режиссёр Евгений Цапаев и художник спектакля Константин Терентьев.
Что же такое иммерсивный театр? Портал культура.рф разъясняет: «Иммерсивный театр – один из самых молодых видов театрального искусства. Так называют постановки, аудитория которых становится их соучастником. Иногда гости могут проявлять инициативу, а во многих спектаклях актёры сами взаимодействуют со зрителем: завязывают ему глаза, обнимают, приглашают к совместному действию. Имерсивный театр также называют театром-променадом, потому что его посетители могут передвигаться по сценическому пространству во время представлений».
Евгений Цапаев: « Актёры и зрители максимально приближены друг к другу.
Стирается четвёртая стена, которую обычно видит зритель в классическом театре. Происходит максимальное приближение театра к зрителю, где зритель становится в той или иной степени участником спектакля».
– Это участие насколько близкое? Можно будет как-то с актёрами взаимодействовать?
– Иммерсивность и интерактивность – это разные вещи. Зрители будут свободны в своих перемещениях, смогут наблюдать за всем, что происходит в пространстве, куда они попадут. Лишь иногда им будут рекомендовать, в какую сторону и когда пойти. При этом будут действовать определённые правила: зрители не смогут трогать актёров и с ними разговаривать, но актёры могут делать это. И это такая маленькая загадочка, разгадать которую можно будет придя на спектакль.
– Как пришла идея поставить спектакль по рассказам О’ Генри?
– История довольно простая. В марте прошлого года мы с заведующей литературной частью нашего театра Ольгой Логиновой задались целью сделать постановку малой формы. Нужно было что-то придумать. Современная драматургия на тот момент была не очень актуальна, тогда только что состоялась премьера спектакля
« Мой папа – Питер Пен». Ольга подала идею поработать с рассказами О’ Генри, а я давно мечтал поставить иммерсивную постановку, что и предложил. Так пазлы и сошлись.
МАГИЯ ПРОСТРАНСТВА
После началась дальнейшая разработка идеи: читали рассказы, обсуждали. Для оформления постановки Евгений пригласил своего давнего знакомого, московского театрального художника Константина Терентьева.
Саровский зритель уже знаком с его работами. Около десяти лет назад Константин также участвовал в создании постановки, которую показывали на сцене нашего театра. А из недавнего – это спектакль «Поллианна». А теперь и «Горящий светильник».
Константин Терентьев: «Мне всегда была близка подобная форма. Евгений весной позвонил, идея мне сразу понравилась, как-то на эмоциональном уровне, логически это сложно объяснить. Я раньше работал в Сарове, знаком с театром. Стали думать, как пространство фойе, которое довольно специфично, сломать – в хорошем смысле этого слова. То есть среди керамики и стекла создать определённую магию. Думали, разговаривали, тогда работали по телефону, долго не могли прийти к какому-то общему решению.
И я неожиданно вдруг вспомнил свои ощущения, когда где-нибудь гуляю в городе и встречаю витрины магазинов, где идёт ремонт. Бывает так, что магазин съехал, новый ещё не заехал, и вот это пространство хаоса с лестницами, стремянками, вёдрами, частично чем-то завешенное, застланное картоном, меня всегда завораживало.
Возможно, потому, что когда мы попадаем в обустроенное пространство, то сразу понимаем, где мы находимся. Но когда идёт ремонт, то не знаем, что здесь будет. Видим пространство вообще. Место, в котором возможно всё. Вот за эту идею мы зацепились и стали её развивать».
В постановке задействованы все три холла театра. В трёх локациях будут проходить показы, артисты при этом будут играть одно и то же три раза перед тремя сменяющимися группами зрителей. В перерывах между показами зрители смогут погулять по фойе и наблюдать за тем, что происходит там. А действо в перерывах не остановится. Актёры продолжат играть и существовать в образах.
Евгений Цапаев: «Существуют разные миры. Например, есть домашний мир, а есть совершенно другой, тот что на улице. Мы пытались их создать. Взяли за основу рассказы О’ Генри. Это домашние истории, которые имеют свою прелесть, интимность, трогательность. И также создали другой уличный мир, где мы встречаем странных людей.
Мы хотели зрителям дать возможность, гуляя по городу, заглянуть в какие-то дома, посмотреть, какая там жизнь. А жизнь там своя, всё происходит в разных жанрах. И даже по секрету скажу: если кто-то захочет прийти ещё раз, то он увидит другой спектакль. Так как всё время будет что-то меняться.
ВНУТРИ СПЕКТАКЛЯ
– То, о чём вы рассказываете - это некий эксперимент…
– Для Сарова уж точно.
– Саровский зритель готов к подобным театральным экспериментам?
– Готов. Однозначно готов. Саровский зритель в последнее время настолько влюбился в театр – как никогда. Что-то произошло со зрителями за последние пару лет. Я помню, когда мы играли спектакли на 7 человек. Сейчас же, и это огромная радость для нас, билеты разлетаются, как горячие пирожки. И если у нас не аншлаг, то мы уже как-то начинаем расстраиваться (смеётся). Возможно, пандемия сыграла свою роль. Раньше зритель больше интересовался гастролями, сейчас же гастроли могут и отменить, потому что не проданы билеты. Моё личное мнение: люди поняли, что ходить в театр – это престижно.
Что же касается экспериментов, мы и раньше создавали экспериментальные проекты: «Везде театр», «Театральный подвал», и они пользовались спросом. «Горящий светильник» - это продукт, который вырос из тех экспериментов. И я думаю, что зритель этого хочет.
– Насколько далеко театральный режиссёр может в своих экспериментах зайти?
– Каждый спектакль – это всегда в какой-то мере эксперимент. Хороший ответ на этот вопрос я прочитал в одном интервью Римаса Туминаса – бывшего художественного руководителя театра им. Вахтангова. Он сказал, что талант не спасёт, если нет вкуса. Если у человека есть вкус, то он транслирует тот уровень вкуса, который в нём присутствует.
Ты как режиссёр можешь, конечно, сделать всё, что хочешь, что будет тебе лично интересно. И возможно это будет интересно кому-то ещё. А когда происходят нестыковки (режиссёр выпустил продукт, а он не интересен другим), то нужно задавать вопросы самому себе.
– Правда ли, что вы специально подбирали молодой актёрский состав?
– У нас задействован Анатолий Викторович Наумов, так что только молодой состав отпадает. Но в основном – да. В начале работы над каким-то новым спектаклем я подхожу к артистам и спрашиваю. Хотят ли они поучаствовать в этом материале. Предлагаю текст почитать, объясняю общую концепцию. И так как мы люди в основном молодые, на одном уровне общаемся, работаем, дружим. Со многими работаем со времён «Театрального подвала» и других проектов. И, конечно, у нас есть определённая команда. У нас вообще потрясающий молодой состав артистов в театре. Я им предложил, они согласились, и всё случилось.
– Спектакль «малой формы» - что это значит?
– Малая форма – это то, что играется не на большой сцене. Важно количество зрителей, их предполагается всего девяносто, в то время, когда в зале – пятьсот.
Спектакль малой формы имеет свою прелесть, когда граница между зрителем и актёром стирается. Мы становимся ближе не только физически, но и атмосферно, эмоционально. Артист в этот момент максимально раскрывается. Когда ты на большой сцене находишься за 20 метров от зрителя, то можешь отвернуться и подумать, условно, о том, как будешь домой добираться – на автобусе или на такси. А в малой форме такого не получится.
Спектакль «Горящий светильник» даже для нас получился необычным. Когда мы посмотрели первые прогоны, то у всех появилось одинаковое ощущение, что мы оказались в ловушке тех правил, которые сами же придумали. Мы оказались внутри спектакля до такой степени, что не очень понимали, как в этих реалиях существовать. То, что там происходит, - это в новинку и в диковинку, хотя мы сами всё и придумали. Сами придумали, сами удивились.