Статьи

Быть главным на втором плане

Иммерсивная постановка «Горящий светильник» поразила своим новаторством. О#nbsp;том, как она создавалась, чем занимается художник-постановщик, а#nbsp;также о#nbsp;внутренней кухне театра мы#nbsp;поговорили в#nbsp;эфире радио «Говорит Саров» с#nbsp;художником-постановщиком Константином Терентьевым.

—#nbsp;Кто такой художник-постановщик, какова его роль в#nbsp;театре?

—#nbsp;Художник-постановщик#nbsp;— это второй человек после режиссёра или равный ему. Художник в#nbsp;театре сейчас#nbsp;— это полноценный соучастник, автор. Такой#nbsp;же художник, как и#nbsp;тот, который занимается живописью, инсталляцией, графикой, только мой холст#nbsp;— это сцена, театральное пространство. Разница в#nbsp;том, что картина#nbsp;— постоянна и#nbsp;к#nbsp;ней можно подойти, внимательней разглядеть детали, отвернуться.
А#nbsp;театр#nbsp;— это ситуация во#nbsp;времени, некое действие.

—#nbsp;Как театральные художники воплощают в#nbsp;жизнь задумку режиссёра?

#nbsp;— Задумка режиссёра#nbsp;— это коллективное творчество, в#nbsp;котором участвуют режиссёр, актёры, композитор, художник по#nbsp;свету и#nbsp;другие сотрудники. Моя задача#nbsp;— представить всё это в#nbsp;целом организме. И#nbsp;сначала важно понять, что это за#nbsp;материал, какая это история. В#nbsp;первую очередь я#nbsp;слушаю режиссёра, который и#nbsp;даёт импульс к#nbsp;фантазии. Уже потом вступаю я#nbsp;со#nbsp;своим высказыванием, видением этой истории. Необязательно оно будет вербальным, оно может быть эмоциональным, и#nbsp;эти эмоции мы#nbsp;впоследствии должны будем передать зрителю.

- К#nbsp;каким постановкам вы#nbsp;приложили руку, помимо «Поллианны» и#nbsp;«Горящего светильника»?

—#nbsp;У#nbsp;меня был долгий период отсутствия в#nbsp;театре, с#nbsp;2014 года. В#nbsp;Сарове работал 10 лет назад с#nbsp;режиссёром Денисом Азаровым над спектаклем «Село Степанчиково», в#nbsp;котором я#nbsp;отвечал за#nbsp;теневой театр. В#nbsp;Москве в#nbsp;театре Покровского ставил монооперу «Русская тетрадь» Участвовал и#nbsp;в#nbsp;разных фестивальных проектах.

—#nbsp;Какой был самый безумный и#nbsp;запоминающийся проект?

—#nbsp;В#nbsp;рамках фестиваля «Территория» в#nbsp;Москве в#nbsp;здании департамента культуры в#nbsp;актовом зале ставил перформанс, в#nbsp;котором текла вода, всё взрывалось вокруг. Публика была шокирована увиденным.

—#nbsp;Насколько среднестатистический зритель готов к#nbsp;театральным экспериментам?

—#nbsp;Когда я#nbsp;создаю новую картину, я#nbsp;не#nbsp;думаю о#nbsp;зрителе как об#nbsp;отдельном аспекте. Я#nbsp;стараюсь быть и#nbsp;создателем, и#nbsp;тем, кто моё творение увидит. Поэтому мне кажется, что любой зритель#nbsp;— это тоже художник. Смотреть на#nbsp;искусство, впечатляться им#nbsp;— тоже творчество. Как говорит мой любимый искусствовед Борис Гройс, «художник должен сделать то#nbsp;же#nbsp;самое, что и#nbsp;все остальные, но#nbsp;немного по-другому».
Если говорить о#nbsp;«Горящем светильнике» то#nbsp;не#nbsp;было задачей шокировать публику. Мы#nbsp;хотели вовлечь её#nbsp;в#nbsp;спектакль.

- Этот спектакль#nbsp;— что-то новое и#nbsp;необычное для#nbsp;Сарова. Как проходила работа над этой постановкой?

- Саровский режиссёр Евгений Цапаев рассказал мне весной прошлого года об#nbsp;идее будущего спектакля. Сначала мы#nbsp;долго это обсуждали в#nbsp;телефонном режиме и#nbsp;столкнулись с#nbsp;недопониманием того, что в#nbsp;итоге должно получиться. Женя изначально ставил задачу поставить спектакль в#nbsp;фойе в#nbsp;интерактивной форме, чтобы зрители могли ходить, смотреть. И#nbsp;я#nbsp;задавался вопросом#nbsp;— а#nbsp;зачем? Почему не#nbsp;использовать классический вариант?
Когда я#nbsp;приехал в#nbsp;Саров и#nbsp;погрузился в#nbsp;театральную атмосферу, мы#nbsp;стали более предметно обсуждать реализацию проекта, где будут места, какая будет фактура, музыка и#nbsp;т.#nbsp;д. И#nbsp;вот тут уже ясность наконец-то проступила. А#nbsp;после репетиций с#nbsp;актёрами вся постановка приобрела свою конкретность. Потому что именно актёр#nbsp;— главный в#nbsp;театре. Как говорил завкафедры факультета сценографии ГИТИСа, где я#nbsp;учился, великий художник Сергей Бархин, «театр может быть без художника, театр может быть без режиссёра, но#nbsp;театра не#nbsp;может быть без актёра».
И#nbsp;для меня настоящая магия спектакля начинается с#nbsp;работы актёров. Когда ты#nbsp;видишь как идеи, записанные в#nbsp;блокноте, на#nbsp;бумажках, в#nbsp;мессенджерах, в#nbsp;разговорах, начинают оживать.

—#nbsp;Пространство спектакля оформлено рисунками. Это ваши работы?

—#nbsp;Да#nbsp;это ещё одна моя страсть#nbsp;— монохромная графика. Для#nbsp;меня это образец высшего искусства. Я#nbsp;предложил Жене сделать графику одним из#nbsp;элементов оформления, и#nbsp;он#nbsp;поддержал мою идею. Она заключалась в#nbsp;своей необязательности, разрозненности: из#nbsp;множества фрагментов составить что-то цельное, подсознательное, которое можно вынести на#nbsp;свет. Для#nbsp;меня случайные зарисовки на#nbsp;полях всегда были интереснее, чем конечная картина. Особенность постановки заключается в#nbsp;фокусировке на#nbsp;мелочах в#nbsp;пространстве предметного безумия. Эти мелочи везде#nbsp;— они тебя окружают и#nbsp;являются, с#nbsp;первой точки зрения, неважными.

—#nbsp;Расскажите о#nbsp;себе.

—#nbsp;Я#nbsp;родился и#nbsp;вырос в#nbsp;Волгограде. В#nbsp;Москву приехал в#nbsp;2003 году. Закончил ГИТИС, факультет сценографии Дмитрия Крымова в#nbsp;2008 году. Со#nbsp;второго курса играл в#nbsp;театре школы драматического искусства Васильева. Здесь мы#nbsp;с#nbsp;однокурсниками придумывали и#nbsp;ставили спектакли и#nbsp;ездили с#nbsp;ними на#nbsp;различные фестивали за#nbsp;границу.

—#nbsp;Почему выбрали именно направление художника-постановщика в#nbsp;театре?

—#nbsp;Здесь было где разгуляться творческому процессу. И#nbsp;хоть работа связана с#nbsp;некоторыми финансовыми трудностями, но#nbsp;призвание никуда не#nbsp;денешь.

—#nbsp;Не#nbsp;хотелось#nbsp;ли вам быть знаменитым, как актёрам и#nbsp;режиссёрам?

—#nbsp;Нет. Мне нравится быть на#nbsp;втором плане, потому что я#nbsp;по#nbsp;натуре интроверт. И#nbsp;всё#nbsp;же это я#nbsp;задаю правила игры, просто мало кто об#nbsp;этом догадывается. Очень интересное ощущение, потому что я#nbsp;чувствую себя неким создателем, тайным кукловодом. Я#nbsp;что-то сотворил и#nbsp;отошёл в#nbsp;сторону. В#nbsp;этом есть определённый драйв.

—#nbsp;В#nbsp;перерывах между работой в#nbsp;театре вы#nbsp;занимались графикой, были выставки?

—#nbsp;В#nbsp;театре школы современной пьесы в#nbsp;Москве на#nbsp;Трубной площади была галерея «Комната», где были представлены три мои персональные выставки с#nbsp;2014 года. Вообще, графикой я#nbsp;занимаюсь каждый день. Всегда ношу с#nbsp;собой блокнот и#nbsp;карандаш. Никогда не#nbsp;знаешь, когда придёт вдохновение.

—#nbsp;Как вам наш город?

—#nbsp;Впечатление приятное, здесь очень уютно. Мне нравятся города, где жизнь замедленная. Именно в#nbsp;таких местах у#nbsp;людей искусства происходят важные открытия, в#nbsp;том числе внутренние.

—#nbsp;Какие качества необходимы художнику для#nbsp;работы в#nbsp;театре? Можно#nbsp;ли их#nbsp;развить или это природная данность?

—#nbsp;Главное#nbsp;— это терпение, потому что в#nbsp;театре большое количество творческих эмоциональных людей, с#nbsp;которыми тесно общаешься в#nbsp;ходе работы, Но#nbsp;во#nbsp;всех конфликтах интересов я#nbsp;стараюсь находить компромисс.

Оксана Карпова
г."Городской курьер", 2023#nbsp;г., № 19 от#nbsp;11 мая
2023-05-11 11:54 Горящий светильник