Статьи

Горячие сердца в холодном мегаполисе

В#nbsp;Саровском драматическом театре#nbsp;— премьера иммерсивного спектакля

Вечереет, город зажигает фонари и#nbsp;окна, выпускает на#nbsp;улицу праздношатающуюся публику#nbsp;— модных фриков, разнообразных тусовщиков, выпивох#nbsp;— и#nbsp;просто бомжей, вечно бродящих с#nbsp;места на#nbsp;место в#nbsp;поисках куска хлеба и#nbsp;убежища на#nbsp;ночь…
Большой город#nbsp;— среда враждебная и#nbsp;тревожная, пропитанная индивидуализмом и#nbsp;равнодушием к#nbsp;окружающим, часто небезопасная, холодная и#nbsp;неуютная. Но#nbsp;где-то там, в#nbsp;холодном городе, живут неравнодушные люди с#nbsp;горячими сердцами, которые согревают тех, кто рядом… Премьера Саровского драматического театра, состоявшаяся в#nbsp;выходные#nbsp;— спектакль «Горящий светильник» по#nbsp;рассказам О`Генри из#nbsp;одноименного цикла режиссера Евгения Цапаева и#nbsp;художника-постановщика Константина Терентьева, приглашает в#nbsp;мегаполис и#nbsp;ведет по#nbsp;его улицам. Двухчасовой трек к#nbsp;постановке помогает нам в#nbsp;пути, его написал звукооператор театра Борис Андреев.
Я, как бессменный зритель всех постановок театрального подвала, заранее приготовилась к#nbsp;экспериментам. И#nbsp;не#nbsp;разочаровалась! Спектакль расположился сразу на#nbsp;трех этажах театрального фойе. Перед началом просмотра зрителям предложили выбрать бейджи одного из#nbsp;трех цветов, с#nbsp;помощью которых нас разделили на#nbsp;три группы#nbsp;— по#nbsp;числу мини-спектаклей внутри многоуровневой постановки. Я#nbsp;взяла желтый, но#nbsp;попала в#nbsp;группу сначала к#nbsp;«зеленым», а#nbsp;потом и#nbsp;вовсе к#nbsp;«красным». Со#nbsp;временем стало понятно: совсем не#nbsp;важно, с#nbsp;какой группой ты#nbsp;отправишься в#nbsp;путь и#nbsp;в#nbsp;каком порядке посмотришь сюжеты. Неважно, будешь#nbsp;ли ты#nbsp;сидеть на#nbsp;лавочке и#nbsp;наблюдать за#nbsp;действиями артистов с#nbsp;привычного ракурса или станешь разгуливать повсюду и#nbsp;дышать актерам в#nbsp;спину#nbsp;— даже такое дозволяется (нельзя только заговаривать с#nbsp;артистами и#nbsp;прикасаться к#nbsp;ним).
По#nbsp;пути к#nbsp;каждой из#nbsp;трех сцен тебя встречают их#nbsp;герои#nbsp;— вот у#nbsp;подножия лестницы сидит пожилой «привратник» и#nbsp;строго предупреждает всех#nbsp;— снимать на#nbsp;камеру нельзя (хотя по#nbsp;правилам и#nbsp;это можно), на#nbsp;следующем этаже молодая девушка спросит тебя, знаешь#nbsp;ли ты#nbsp;такое-то стихотворение Эдгара По#nbsp;и#nbsp;особенно#nbsp;— сколько денег он#nbsp;получил за#nbsp;него от#nbsp;издателей? Я#nbsp;в#nbsp;тупике#nbsp;— признаюсь, в#nbsp;творчестве По#nbsp;я#nbsp;полный профан… В#nbsp;следующем закоулке тебе погадают, еще в#nbsp;одном#nbsp;— одарят вырванной страницей из#nbsp;неведомой книги, полной тайных смыслов… И#nbsp;на#nbsp;всём этом пути тебя ведут проводники в#nbsp;белых рубашках, темных очках, с#nbsp;рацией за#nbsp;поясом#nbsp;— секьюрити, ни#nbsp;дать ни#nbsp;взять… И#nbsp;весь твой путь сопровождает всепроникающая холодно-тревожная музыка#nbsp;— где-то на#nbsp;грани терпения… Повсюду следы ремонта#nbsp;— затянутые пленкой стены и#nbsp;дверные проемы#nbsp;— как символ будущего преображения пространства. А#nbsp;еще#nbsp;— графические рисунки на#nbsp;белых стендах#nbsp;— нечто среднее между городским граффити и#nbsp;черно-белой иллюстрацией из#nbsp;книги…
Три мини-спектакля по#nbsp;трем рассказам#nbsp;— «Пурпурное платье», «Маятник», «Последний лист»#nbsp;— переносят нас во#nbsp;внутреннюю жизнь города, и#nbsp;она очень сильно отличается от#nbsp;того, что мы#nbsp;видели на#nbsp;улицах. Там тепло и#nbsp;уютно, мягкий свет успокаивает, даже музыка меняется#nbsp;— теряет свою тревожность, становится гармоничной и#nbsp;теплой. Интересно, что все три истории идут параллельно в#nbsp;разных локациях, и#nbsp;помогает скомбинировать их#nbsp;работу именно музыкальный трек. Три группы зрителей смотрят истории в#nbsp;разной последовательности, в#nbsp;разных вариантах актерской игры.
Все три рассказа на#nbsp;самом деле об#nbsp;одном#nbsp;— самопожертвовании, горячих сердцах, согревающих людей на#nbsp;холодных улицах. Небольших мазков, пары слов довольно, чтобы начать серьезно сопереживать героям. Они ведь такие прекрасные, пусть у#nbsp;них все будет хорошо!..

ПУТЬиШЕСТВИЕ сквозь ремонт
Евгений Цапаев: «Я#nbsp;давно уже лелеял мечту сделать иммерсивный спектакль, а#nbsp;завлит нашего театра Ольга Логинова предложила в#nbsp;качестве материала взять рассказы О`Генри, вот тут пазл и#nbsp;сошелся. Три рассказа я#nbsp;выбрал сам, перечитав весь сборник. Это истории про таких#nbsp;же простых людей, как мы, находящихся в#nbsp;сложных жизненных ситуациях, но, несмотря на#nbsp;все беды, внутренне стремящихся к#nbsp;свету и#nbsp;теплу, что и#nbsp;помогает сохраниться в#nbsp;них человеческому.
Понятие иммерсивного театра зародилось только в#nbsp;2000-х, его суть#nbsp;— как можно глубже погрузить зрителя в#nbsp;атмосферу постановки, где «четвертая стена» отсутствует, зрителю дается свобода перемещения, а#nbsp;актеры и#nbsp;зрители максимально близко соприкасаются. Первым намеком на#nbsp;подобный формат был спектакль в#nbsp;разных локациях Городского музея, который мы#nbsp;поставили несколько лет назад в#nbsp;рамках проекта «Вездетеатр».
В#nbsp;этой постановке мы#nbsp;приглашаем зрителей в#nbsp;некий город, населенный самыми обычными#nbsp;— и#nbsp;необычными людьми. Навеяно знаменитыми нью-йоркскими улицами с#nbsp;толпой полусумасшедших, фриков, одетых в#nbsp;пух и#nbsp;прах. Наши герои живут небогато, но#nbsp;семейный уют поддерживают, а#nbsp;вот на#nbsp;улицах города полный трэш. И#nbsp;если в#nbsp;сценах главенствует О`Генри, то#nbsp;на#nbsp;улицах#nbsp;— Эдгар По. Они с О`Генри современники, но#nbsp;смотрят на#nbsp;мир под диаметрально разными углами.
Жанр путешествия (а#nbsp;точнее, ПУТЬиШЕСТВИЯ) определяет формат спектакля не#nbsp;только для#nbsp;зрителей, но#nbsp;и#nbsp;для актеров. Путь проделывают зрители, а#nbsp;шествие совершают актеры#nbsp;— перед зрителем проходит череда персонажей, которые создают общую картину, и#nbsp;это немного мистерия. Зрителям придется понять правила существования в#nbsp;нашем городе, хотя некоторые из#nbsp;них мы#nbsp;заявляем на#nbsp;входе.
Как добиться полного погружения зрителя в#nbsp;мир спектакля? Наш художник-постановщик придумал великолепный ход#nbsp;— ремонт! Он#nbsp;вносит в#nbsp;действо еще больше хаоса, когда разрушено все старое, а#nbsp;новое пока еще не#nbsp;создано. И#nbsp;это позволяет вынуть зрителя из#nbsp;пространства и#nbsp;времени, выбить у#nbsp;него твердую почву из-под ног".
Константин Терентьев: «Художественная концепция спектакля родилась не#nbsp;сразу. Много месяцев я#nbsp;замечал за#nbsp;собой, что, где#nbsp;бы я#nbsp;ни был, проходя мимо ремонтов, я#nbsp;всегда замираю#nbsp;— останавливаюсь и#nbsp;фотографирую. В#nbsp;какой-то момент я#nbsp;задумался#nbsp;— зачем это мне? И#nbsp;наконец понял: в#nbsp;принципе, ремонт#nbsp;— это формула современного искусства, которое заставляет остановиться и#nbsp;рождает у#nbsp;человека рефлексию. Наш мозг анализирует любое пространство, классифицирует его. Но#nbsp;когда идет ремонт, мы#nbsp;видим пространство само по#nbsp;себе, метафизически, не#nbsp;придавая ему определенных признаков. И#nbsp;это как раз то, к#nbsp;чему современное искусство стремится».
Добавим, что черно-белая графика на#nbsp;баннерах в#nbsp;театральном фойе#nbsp;— это личное пристрастие Константина, такие картины он#nbsp;рисует каждый день и, по#nbsp;его словам, не#nbsp;может без этого жить. Высшая форма этого искусства, по#nbsp;словам Константина Терентьева,#nbsp;— рисунки Пушкина на#nbsp;полях его рукописей.

Валерия АЛЕКСАНДРОВА
г. «Новый город», 2023#nbsp;г., № 4 от#nbsp;1 февраля

2023-02-01 13:02 Горящий светильник