Статьи

Горящие души

Театр. Саровчане могут погрузиться в#nbsp;миры знаменитых американских новеллистов.

В#nbsp;театре состоялась премьера нового необычного спектакля «Горящий светильник». В#nbsp;ткани спектакля 3 рассказа американского мастера новеллы Уильяма Портера, известного под псевдонимом О’Генри.
Читатели, уже успевшие побывать на#nbsp;постановке, знают, чем она отличается от#nbsp;других. Дело в#nbsp;том, что спектакль#nbsp;— иммерсивный. «Иммерсивной» называется популярная форма современного интерактивного театра. В#nbsp;таких постановках отсутствует привычная для#nbsp;нас сцена, благодаря чему непреодолимый барьер между актёром и#nbsp;зрителем разрушается. Получается эффект полного погружения#nbsp;— публика оказывается в#nbsp;самом сердце действия. На#nbsp;иммерсивных спектаклях можно свободно передвигаться, подходить максимально близко к#nbsp;героям спектакля, заглядывать за#nbsp;декорации, выбирать наиболее интересный ракурс. Единственное ограничение#nbsp;— во#nbsp;время действия «на#nbsp;сцене» нельзя мешать актёрам (говорить с#nbsp;ними, трогать и#nbsp;т.#nbsp;д.)
Первое, что приходит на#nbsp;ум#nbsp;при попытке осмыслить и#nbsp;описать спектакль#nbsp;— это банальная фраза «было необычно». Вместо привычных интерьеров театра уже на#nbsp;входе зритель погружается в#nbsp;атмосферу нетривиального авторского кино. Нарисованные на#nbsp;больших белых полотнах рисунки, приглушённый тёплый (местами синий) свет, музыка, напоминающая произведения знаменитых неоклассиков и#nbsp;актёры, буквально «разбросанные» по#nbsp;всем площадкам (в#nbsp;постановке полностью задействованы 3 этажа). По#nbsp;моим ощущениям и#nbsp;ассоциациям получилась довольно интересная смесь «Матрицы», «Сияния» и#nbsp;«Чёрного зеркала» с#nbsp;вкраплениями мелодрамы и#nbsp;трагедии.

В «Горящем светильнике» 2 антракта и#nbsp;3 сценки длительностью 15−20 минут. Разделение на#nbsp;«сам спектакль» и#nbsp;«перерыв» в#nbsp;случае с#nbsp;этой постановкой довольно условное#nbsp;— действие происходит всегда. На#nbsp;улицах города саровчан будут ждать робкие любопытные тени жителей, их#nbsp;пронзительно-горькие рассуждения о#nbsp;жизни «проклятого поэта», тихие бормотания, несмелые улыбки и#nbsp;прикосновения. Не#nbsp;нужно бояться и#nbsp;убегать#nbsp;— они не#nbsp;причинят вам зла. Город существует в#nbsp;двух плоскостях#nbsp;— в#nbsp;простом «житейском» мире и#nbsp;полубезумной психоделической атмосфере новелл известного американского мистика. В#nbsp;одном из#nbsp;интервью режиссёр Евгений Цапаев объяснил свою задумку:
—#nbsp;Идея навеяна знаменитыми нью-йоркскими улицами с#nbsp;толпой полусумасшедших, фриков, одетых в#nbsp;пух и#nbsp;прах. Наши герои живут небогато, но#nbsp;семейный уют поддерживают, а#nbsp;вот на#nbsp;улицах города полный трэш. И#nbsp;если в#nbsp;сценах главенствует О`Генри, то#nbsp;на#nbsp;улицах#nbsp;— Эдгар По. Они с О`Генри современники, но#nbsp;смотрят на#nbsp;мир под диаметрально разными углами…
Актёры полностью вжились в#nbsp;роли благонравных (и#nbsp;не#nbsp;очень) героев историй и#nbsp;полубезумных горожан. Смотришь на#nbsp;трогательно-меланхоличного Александра Палеху в#nbsp;роли рассказчика, отчаянно надеющуюся на#nbsp;чудо Алину Порхачеву в#nbsp;роли Сью, подруги тяжелобольной Джонси и#nbsp;понимаешь#nbsp;— верю!
В#nbsp;перерывах между основными действиями можно послушать сбивчивое чтение горожанки (Елизаветы Лашмановой), пытающейся этим сказать что-то очень важное и#nbsp;заглянуть в#nbsp;тревожные глаза безмолвной горожанки-предсказательницы (Анастасии Андриевской), вкладывающей в#nbsp;твою руку нечто невесомо-ценное.
Интересный момент#nbsp;— зрители сами выбирают свой Путь. На#nbsp;входе в#nbsp;город серьёзные проводники выдают будущим «гостям» бейджики с#nbsp;цветами. Выбранный цвет укажет порядок просмотра рассказов, сформирует дорогу от#nbsp;одной сцене к#nbsp;другой. Принятое решение повлияет на#nbsp;общее впечатление и#nbsp;настроение в#nbsp;конце путешествия#nbsp;— у#nbsp;каждого рассказа своя атмосфера и#nbsp;степень «хэппи-эндности». Моё путешествие завершилось неоднозначной «серой» концовкой, что, впрочем, не#nbsp;помешало остаться в#nbsp;полном восторге от#nbsp;постановки.

Готов#nbsp;ли Саров к#nbsp;новой форме?
Я#nbsp;познакомилась со#nbsp;спектаклем на#nbsp;его сдаче (последнем прогоне спектакля перед премьерой с#nbsp;полностью настроенным звуком, светом, готовыми костюмами, декорациями и#nbsp;т.#nbsp;д.)
Форма постановки очень интересная. Вопрос лишь в#nbsp;том, готов#nbsp;ли наш город принять#nbsp;её. Саров довольно консервативен, на#nbsp;сдаче зрители (персонал театра с#nbsp;семьями, СМИ, фотографы) вели себя довольно тихо#nbsp;— скромно сидели на#nbsp;скамейках и#nbsp;осторожно наблюдали за#nbsp;разворачивающимся перед ними действием. Ответ на#nbsp;этот вопрос мы#nbsp;узнаем только спустя время, а#nbsp;пока предлагаем почитать первые отзывы, оставленные саровчанами. Они оказались ожидаемо разными, от#nbsp;осторожно-критикующих до#nbsp;восхищённых.

Из#nbsp;книги отзывов саровского драмтеатра:
—#nbsp;Побывали на#nbsp;спектакле «Горящий светильник». Очень необычный формат. Заставляет задуматься: какие мы#nbsp;все разные, но#nbsp;ценности у#nbsp;нас одинаковые. Живое общение в#nbsp;перерывах между общениями с#nbsp;героями понравилось. Но… возрастной ценз стоило#nbsp;бы поднять. Спасибо. Ваши постоянные зрители;
—#nbsp;«Горящий светильник»#nbsp;— это просто ВАУ! Спасибо;
—#nbsp;… Я#nbsp;поражён. Очарован. Невероятно окружён. Для#nbsp;меня это была новая грань Театра. Театр, который пришёл к#nbsp;тебе. Молодые артисты были Так убедительны, что стиралась грань между Рассказом и#nbsp;реальностью.
…Как будто открыл любимую книгу и#nbsp;погрузился в#nbsp;фантазию с#nbsp;головой. Буду ждать новой встречи! Это невероятно!

В «электронной» книге жалоб и#nbsp;предложений (группе театра «ВКонтакте») благодарные поклонники тоже поделились впечатлениями от#nbsp;премьеры:
—#nbsp;Очень повезло тем, кто посетил и#nbsp;кому ещё предстоит посетить спектакль#nbsp;— путешествие «Горящий светильник»!!! Было мощно, очень тепло от#nbsp;близости актеров! Музыка волшебная!
—#nbsp;Спектакль побуждает к#nbsp;обсуждению увиденного. Очень необычный! Но#nbsp;не#nbsp;очень ясно для#nbsp;чего зрителя помещают в#nbsp;атмосферу сумасшедшего дома? Почему артисты (в#nbsp;перерывах) вели себя как психически больные люди? Эти выкрики, эти безумные глаза, эти замедленные движения. В#nbsp;перерывах между зарисовками все чувствовали себя неуютно. Вставал вопрос: «Почему нельзя было в#nbsp;город выпустить обычных людей?» Мы#nbsp;бы с#nbsp;удовольствием понаблюдали за#nbsp;стариком-художником или за#nbsp;общением молодых девушек и#nbsp;т.#nbsp;д. И#nbsp;ещё: такие затянутые начала… Казалось, что постановка никогда не#nbsp;начнётся… Актёры играли хорошо, рассказы интересные и#nbsp;со#nbsp;смыслом, но#nbsp;шлейф того, что я#nbsp;побывала в#nbsp;сумасшедшем доме, оставался несколько дней.

Если вы#nbsp;ещё не#nbsp;успели побывать на#nbsp;«Горящем светильнике», сейчас самое подходящее время. Путеводный огонёк укажет дорогу к#nbsp;Городу 17 и#nbsp;18#nbsp;февраля, после чего исчезнет до#nbsp;второй пятницы весны. Увлекательного путешествия вам, уважаемые читатели!

Мария Епифанова
г. «Городской курьер», 2023#nbsp;г., № 8 от#nbsp;22 февраля

2023-02-22 13:16 Горящий светильник