Театр. Саровчане могут погрузиться в миры знаменитых американских новеллистов.
В театре состоялась премьера нового необычного спектакля «Горящий светильник». В ткани спектакля 3 рассказа американского мастера новеллы Уильяма Портера, известного под псевдонимом О’Генри.
Читатели, уже успевшие побывать на постановке, знают, чем она отличается от других. Дело в том, что спектакль — иммерсивный. «Иммерсивной» называется популярная форма современного интерактивного театра. В таких постановках отсутствует привычная для нас сцена, благодаря чему непреодолимый барьер между актёром и зрителем разрушается. Получается эффект полного погружения — публика оказывается в самом сердце действия. На иммерсивных спектаклях можно свободно передвигаться, подходить максимально близко к героям спектакля, заглядывать за декорации, выбирать наиболее интересный ракурс. Единственное ограничение — во время действия «на сцене» нельзя мешать актёрам (говорить с ними, трогать и т. д.)
Первое, что приходит на ум при попытке осмыслить и описать спектакль — это банальная фраза «было необычно». Вместо привычных интерьеров театра уже на входе зритель погружается в атмосферу нетривиального авторского кино. Нарисованные на больших белых полотнах рисунки, приглушённый тёплый (местами синий) свет, музыка, напоминающая произведения знаменитых неоклассиков и актёры, буквально «разбросанные» по всем площадкам (в постановке полностью задействованы 3 этажа). По моим ощущениям и ассоциациям получилась довольно интересная смесь «Матрицы», «Сияния» и «Чёрного зеркала» с вкраплениями мелодрамы и трагедии.
В «Горящем светильнике» 2 антракта и 3 сценки длительностью 15−20 минут. Разделение на «сам спектакль» и «перерыв» в случае с этой постановкой довольно условное — действие происходит всегда. На улицах города саровчан будут ждать робкие любопытные тени жителей, их пронзительно-горькие рассуждения о жизни «проклятого поэта», тихие бормотания, несмелые улыбки и прикосновения. Не нужно бояться и убегать — они не причинят вам зла. Город существует в двух плоскостях — в простом «житейском» мире и полубезумной психоделической атмосфере новелл известного американского мистика. В одном из интервью режиссёр Евгений Цапаев объяснил свою задумку:
— Идея навеяна знаменитыми нью-йоркскими улицами с толпой полусумасшедших, фриков, одетых в пух и прах. Наши герои живут небогато, но семейный уют поддерживают, а вот на улицах города полный трэш. И если в сценах главенствует О`Генри, то на улицах — Эдгар По. Они с О`Генри современники, но смотрят на мир под диаметрально разными углами…
Актёры полностью вжились в роли благонравных (и не очень) героев историй и полубезумных горожан. Смотришь на трогательно-меланхоличного Александра Палеху в роли рассказчика, отчаянно надеющуюся на чудо Алину Порхачеву в роли Сью, подруги тяжелобольной Джонси и понимаешь — верю!
В перерывах между основными действиями можно послушать сбивчивое чтение горожанки (Елизаветы Лашмановой), пытающейся этим сказать что-то очень важное и заглянуть в тревожные глаза безмолвной горожанки-предсказательницы (Анастасии Андриевской), вкладывающей в твою руку нечто невесомо-ценное.
Интересный момент — зрители сами выбирают свой Путь. На входе в город серьёзные проводники выдают будущим «гостям» бейджики с цветами. Выбранный цвет укажет порядок просмотра рассказов, сформирует дорогу от одной сцене к другой. Принятое решение повлияет на общее впечатление и настроение в конце путешествия — у каждого рассказа своя атмосфера и степень «хэппи-эндности». Моё путешествие завершилось неоднозначной «серой» концовкой, что, впрочем, не помешало остаться в полном восторге от постановки.
Готов ли Саров к новой форме?
Я познакомилась со спектаклем на его сдаче (последнем прогоне спектакля перед премьерой с полностью настроенным звуком, светом, готовыми костюмами, декорациями и т. д.)
Форма постановки очень интересная. Вопрос лишь в том, готов ли наш город принять её. Саров довольно консервативен, на сдаче зрители (персонал театра с семьями, СМИ, фотографы) вели себя довольно тихо — скромно сидели на скамейках и осторожно наблюдали за разворачивающимся перед ними действием. Ответ на этот вопрос мы узнаем только спустя время, а пока предлагаем почитать первые отзывы, оставленные саровчанами. Они оказались ожидаемо разными, от осторожно-критикующих до восхищённых.
Из книги отзывов саровского драмтеатра:
— Побывали на спектакле «Горящий светильник». Очень необычный формат. Заставляет задуматься: какие мы все разные, но ценности у нас одинаковые. Живое общение в перерывах между общениями с героями понравилось. Но… возрастной ценз стоило бы поднять. Спасибо. Ваши постоянные зрители;
— «Горящий светильник» — это просто ВАУ! Спасибо;
— … Я поражён. Очарован. Невероятно окружён. Для меня это была новая грань Театра. Театр, который пришёл к тебе. Молодые артисты были Так убедительны, что стиралась грань между Рассказом и реальностью.
…Как будто открыл любимую книгу и погрузился в фантазию с головой. Буду ждать новой встречи! Это невероятно!
В «электронной» книге жалоб и предложений (группе театра «ВКонтакте») благодарные поклонники тоже поделились впечатлениями от премьеры:
— Очень повезло тем, кто посетил и кому ещё предстоит посетить спектакль — путешествие «Горящий светильник»!!! Было мощно, очень тепло от близости актеров! Музыка волшебная!
— Спектакль побуждает к обсуждению увиденного. Очень необычный! Но не очень ясно для чего зрителя помещают в атмосферу сумасшедшего дома? Почему артисты (в перерывах) вели себя как психически больные люди? Эти выкрики, эти безумные глаза, эти замедленные движения. В перерывах между зарисовками все чувствовали себя неуютно. Вставал вопрос: «Почему нельзя было в город выпустить обычных людей?» Мы бы с удовольствием понаблюдали за стариком-художником или за общением молодых девушек и т. д. И ещё: такие затянутые начала… Казалось, что постановка никогда не начнётся… Актёры играли хорошо, рассказы интересные и со смыслом, но шлейф того, что я побывала в сумасшедшем доме, оставался несколько дней.
Если вы ещё не успели побывать на «Горящем светильнике», сейчас самое подходящее время. Путеводный огонёк укажет дорогу к Городу 17 и 18 февраля, после чего исчезнет до второй пятницы весны. Увлекательного путешествия вам, уважаемые читатели!
Мария Епифанова
г. «Городской курьер», 2023 г., № 8 от 22 февраля
В театре состоялась премьера нового необычного спектакля «Горящий светильник». В ткани спектакля 3 рассказа американского мастера новеллы Уильяма Портера, известного под псевдонимом О’Генри.
Читатели, уже успевшие побывать на постановке, знают, чем она отличается от других. Дело в том, что спектакль — иммерсивный. «Иммерсивной» называется популярная форма современного интерактивного театра. В таких постановках отсутствует привычная для нас сцена, благодаря чему непреодолимый барьер между актёром и зрителем разрушается. Получается эффект полного погружения — публика оказывается в самом сердце действия. На иммерсивных спектаклях можно свободно передвигаться, подходить максимально близко к героям спектакля, заглядывать за декорации, выбирать наиболее интересный ракурс. Единственное ограничение — во время действия «на сцене» нельзя мешать актёрам (говорить с ними, трогать и т. д.)
Первое, что приходит на ум при попытке осмыслить и описать спектакль — это банальная фраза «было необычно». Вместо привычных интерьеров театра уже на входе зритель погружается в атмосферу нетривиального авторского кино. Нарисованные на больших белых полотнах рисунки, приглушённый тёплый (местами синий) свет, музыка, напоминающая произведения знаменитых неоклассиков и актёры, буквально «разбросанные» по всем площадкам (в постановке полностью задействованы 3 этажа). По моим ощущениям и ассоциациям получилась довольно интересная смесь «Матрицы», «Сияния» и «Чёрного зеркала» с вкраплениями мелодрамы и трагедии.
В «Горящем светильнике» 2 антракта и 3 сценки длительностью 15−20 минут. Разделение на «сам спектакль» и «перерыв» в случае с этой постановкой довольно условное — действие происходит всегда. На улицах города саровчан будут ждать робкие любопытные тени жителей, их пронзительно-горькие рассуждения о жизни «проклятого поэта», тихие бормотания, несмелые улыбки и прикосновения. Не нужно бояться и убегать — они не причинят вам зла. Город существует в двух плоскостях — в простом «житейском» мире и полубезумной психоделической атмосфере новелл известного американского мистика. В одном из интервью режиссёр Евгений Цапаев объяснил свою задумку:
— Идея навеяна знаменитыми нью-йоркскими улицами с толпой полусумасшедших, фриков, одетых в пух и прах. Наши герои живут небогато, но семейный уют поддерживают, а вот на улицах города полный трэш. И если в сценах главенствует О`Генри, то на улицах — Эдгар По. Они с О`Генри современники, но смотрят на мир под диаметрально разными углами…
Актёры полностью вжились в роли благонравных (и не очень) героев историй и полубезумных горожан. Смотришь на трогательно-меланхоличного Александра Палеху в роли рассказчика, отчаянно надеющуюся на чудо Алину Порхачеву в роли Сью, подруги тяжелобольной Джонси и понимаешь — верю!
В перерывах между основными действиями можно послушать сбивчивое чтение горожанки (Елизаветы Лашмановой), пытающейся этим сказать что-то очень важное и заглянуть в тревожные глаза безмолвной горожанки-предсказательницы (Анастасии Андриевской), вкладывающей в твою руку нечто невесомо-ценное.
Интересный момент — зрители сами выбирают свой Путь. На входе в город серьёзные проводники выдают будущим «гостям» бейджики с цветами. Выбранный цвет укажет порядок просмотра рассказов, сформирует дорогу от одной сцене к другой. Принятое решение повлияет на общее впечатление и настроение в конце путешествия — у каждого рассказа своя атмосфера и степень «хэппи-эндности». Моё путешествие завершилось неоднозначной «серой» концовкой, что, впрочем, не помешало остаться в полном восторге от постановки.
Готов ли Саров к новой форме?
Я познакомилась со спектаклем на его сдаче (последнем прогоне спектакля перед премьерой с полностью настроенным звуком, светом, готовыми костюмами, декорациями и т. д.)
Форма постановки очень интересная. Вопрос лишь в том, готов ли наш город принять её. Саров довольно консервативен, на сдаче зрители (персонал театра с семьями, СМИ, фотографы) вели себя довольно тихо — скромно сидели на скамейках и осторожно наблюдали за разворачивающимся перед ними действием. Ответ на этот вопрос мы узнаем только спустя время, а пока предлагаем почитать первые отзывы, оставленные саровчанами. Они оказались ожидаемо разными, от осторожно-критикующих до восхищённых.
Из книги отзывов саровского драмтеатра:
— Побывали на спектакле «Горящий светильник». Очень необычный формат. Заставляет задуматься: какие мы все разные, но ценности у нас одинаковые. Живое общение в перерывах между общениями с героями понравилось. Но… возрастной ценз стоило бы поднять. Спасибо. Ваши постоянные зрители;
— «Горящий светильник» — это просто ВАУ! Спасибо;
— … Я поражён. Очарован. Невероятно окружён. Для меня это была новая грань Театра. Театр, который пришёл к тебе. Молодые артисты были Так убедительны, что стиралась грань между Рассказом и реальностью.
…Как будто открыл любимую книгу и погрузился в фантазию с головой. Буду ждать новой встречи! Это невероятно!
В «электронной» книге жалоб и предложений (группе театра «ВКонтакте») благодарные поклонники тоже поделились впечатлениями от премьеры:
— Очень повезло тем, кто посетил и кому ещё предстоит посетить спектакль — путешествие «Горящий светильник»!!! Было мощно, очень тепло от близости актеров! Музыка волшебная!
— Спектакль побуждает к обсуждению увиденного. Очень необычный! Но не очень ясно для чего зрителя помещают в атмосферу сумасшедшего дома? Почему артисты (в перерывах) вели себя как психически больные люди? Эти выкрики, эти безумные глаза, эти замедленные движения. В перерывах между зарисовками все чувствовали себя неуютно. Вставал вопрос: «Почему нельзя было в город выпустить обычных людей?» Мы бы с удовольствием понаблюдали за стариком-художником или за общением молодых девушек и т. д. И ещё: такие затянутые начала… Казалось, что постановка никогда не начнётся… Актёры играли хорошо, рассказы интересные и со смыслом, но шлейф того, что я побывала в сумасшедшем доме, оставался несколько дней.
Если вы ещё не успели побывать на «Горящем светильнике», сейчас самое подходящее время. Путеводный огонёк укажет дорогу к Городу 17 и 18 февраля, после чего исчезнет до второй пятницы весны. Увлекательного путешествия вам, уважаемые читатели!
Мария Епифанова
г. «Городской курьер», 2023 г., № 8 от 22 февраля