Статьи

"Сторителлинг" в театральном подвальчике

В#nbsp;Саровском драматическом театре#nbsp;— премьера для подростков

29#nbsp;февраля, в#nbsp;последний день зимы, в#nbsp;моем любимом театральном подвальчике, который я#nbsp;обожаю за#nbsp;неповторимую камерную атмосферу, прошла сдача экспериментальной постановки для подростков «Спектакль-19». Спектакль поставила режиссер Ленара Гадельшина.

Ленара впервые побывала в#nbsp;Сарове осенью 2022 года во#nbsp;время театральной лаборатории, организованной Театром Наций для театров атомных городов. Тогда она сочинила эскиз по#nbsp;рассказам Джанни Родари. Новый спектакль Ленара поставила в#nbsp;жанре «сторителлинг»#nbsp;— «рассказывание историй».

И#nbsp;действительно, в#nbsp;ходе спектакля четверо молодых артистов#nbsp;— Лев Арустамов, Даниил Комаров, Анфиса Карманова, Алина Порхачёва#nbsp;— рассказывают не#nbsp;только истории, навеянные Саровом, но#nbsp;и#nbsp;свои собственные.

Почему «Спектакль 19»? 19#nbsp;— порядковый номер буквы «С» в#nbsp;алфавите, а#nbsp;сюжет постановки строится вокруг этой буквы. Это некая игра с#nbsp;секретными названиями и#nbsp;именами Сарова: Сараклыч, Серафим Саровский, Сахаров и#nbsp;т.#nbsp;д. Тут, хотя и#nbsp;неявно, присутствует тема научных открытий, создания атомного оружия#nbsp;— а#nbsp;куда#nbsp;же без нее в#nbsp;нашем городе?

Это «околокраеведческая» история, рассчитанная на#nbsp;старшеклассников. Рассказана она с#nbsp;помощью малой экспериментальной формы. Спектакль необычен, в#nbsp;нем минимум реквизита и#nbsp;декораций#nbsp;— только свет и#nbsp;тьма, неясные, но#nbsp;узнаваемые фигуры Стражей в#nbsp;ватниках по#nbsp;бокам сцены, песок и#nbsp;сосны. Нашлось место и#nbsp;древним археологическим находкам, и#nbsp;пьесе Шекспира, и#nbsp;обычным карманным фонарикам, создающим световые блики на#nbsp;потолке…

Истории рассказаны в#nbsp;клиповой манере, без окончательного раскрытия темы и#nbsp;сюжета, без явной связи одного периода с#nbsp;другим#nbsp;— к#nbsp;такому театру я#nbsp;не#nbsp;привыкла и#nbsp;воспринимать его мне, человеку «старой формации», оказалось тяжеловато. Однако подросткам такая подача, возможно, как раз «зайдет». И, вероятно, кого-то из#nbsp;них даже побудит погуглить эти истории во#nbsp;всемирной паутине. Видимо, такова и#nbsp;была задумка режиссера.

Еще мне, как историку по#nbsp;образованию и#nbsp;человеку, интересующемуся краеведением, было непонятно, откуда в#nbsp;спектакле возникла история с намеком на любовь Прохора Мошнина (будущего Серафима Саровского) и#nbsp;купеческой дочери Фотиньи Первышевой. Оказывается, источником вдохновения для режиссера здесь послужил роман саровчанина Павла Тужилкина «Пламенный» (так#nbsp;же, как и#nbsp;история легендарного татарского города, существование которого на#nbsp;месте Сарова археологи и#nbsp;краеведы не#nbsp;подтверждают, взята режиссером из#nbsp;романа Кузьмы Абрамова «Сараклыч»).

Однако в#nbsp;итоге главным судьей и#nbsp;«оценщиком» каждой постановки является ее#nbsp;зритель#nbsp;— здесь это подростки 12+. Им#nbsp;и#nbsp;предоставим судить.

Валерия Александрова
г. «Новый город», 2024#nbsp;г., № 9 от#nbsp;6 марта
2024-03-06 14:24 Спектакль-19