В Саровском драматическом театре — премьера для подростков
29 февраля, в последний день зимы, в моем любимом театральном подвальчике, который я обожаю за неповторимую камерную атмосферу, прошла сдача экспериментальной постановки для подростков «Спектакль-19». Спектакль поставила режиссер Ленара Гадельшина.
Ленара впервые побывала в Сарове осенью 2022 года во время театральной лаборатории, организованной Театром Наций для театров атомных городов. Тогда она сочинила эскиз по рассказам Джанни Родари. Новый спектакль Ленара поставила в жанре «сторителлинг» — «рассказывание историй».
И действительно, в ходе спектакля четверо молодых артистов — Лев Арустамов, Даниил Комаров, Анфиса Карманова, Алина Порхачёва — рассказывают не только истории, навеянные Саровом, но и свои собственные.
Почему «Спектакль 19»? 19 — порядковый номер буквы «С» в алфавите, а сюжет постановки строится вокруг этой буквы. Это некая игра с секретными названиями и именами Сарова: Сараклыч, Серафим Саровский, Сахаров и т. д. Тут, хотя и неявно, присутствует тема научных открытий, создания атомного оружия — а куда же без нее в нашем городе?
Это «околокраеведческая» история, рассчитанная на старшеклассников. Рассказана она с помощью малой экспериментальной формы. Спектакль необычен, в нем минимум реквизита и декораций — только свет и тьма, неясные, но узнаваемые фигуры Стражей в ватниках по бокам сцены, песок и сосны. Нашлось место и древним археологическим находкам, и пьесе Шекспира, и обычным карманным фонарикам, создающим световые блики на потолке…
Истории рассказаны в клиповой манере, без окончательного раскрытия темы и сюжета, без явной связи одного периода с другим — к такому театру я не привыкла и воспринимать его мне, человеку «старой формации», оказалось тяжеловато. Однако подросткам такая подача, возможно, как раз «зайдет». И, вероятно, кого-то из них даже побудит погуглить эти истории во всемирной паутине. Видимо, такова и была задумка режиссера.
Еще мне, как историку по образованию и человеку, интересующемуся краеведением, было непонятно, откуда в спектакле возникла история с намеком на любовь Прохора Мошнина (будущего Серафима Саровского) и купеческой дочери Фотиньи Первышевой. Оказывается, источником вдохновения для режиссера здесь послужил роман саровчанина Павла Тужилкина «Пламенный» (так же, как и история легендарного татарского города, существование которого на месте Сарова археологи и краеведы не подтверждают, взята режиссером из романа Кузьмы Абрамова «Сараклыч»).
Однако в итоге главным судьей и «оценщиком» каждой постановки является ее зритель — здесь это подростки 12+. Им и предоставим судить.
Валерия Александрова
г. «Новый город», 2024 г., № 9 от 6 марта
29 февраля, в последний день зимы, в моем любимом театральном подвальчике, который я обожаю за неповторимую камерную атмосферу, прошла сдача экспериментальной постановки для подростков «Спектакль-19». Спектакль поставила режиссер Ленара Гадельшина.
Ленара впервые побывала в Сарове осенью 2022 года во время театральной лаборатории, организованной Театром Наций для театров атомных городов. Тогда она сочинила эскиз по рассказам Джанни Родари. Новый спектакль Ленара поставила в жанре «сторителлинг» — «рассказывание историй».
И действительно, в ходе спектакля четверо молодых артистов — Лев Арустамов, Даниил Комаров, Анфиса Карманова, Алина Порхачёва — рассказывают не только истории, навеянные Саровом, но и свои собственные.
Почему «Спектакль 19»? 19 — порядковый номер буквы «С» в алфавите, а сюжет постановки строится вокруг этой буквы. Это некая игра с секретными названиями и именами Сарова: Сараклыч, Серафим Саровский, Сахаров и т. д. Тут, хотя и неявно, присутствует тема научных открытий, создания атомного оружия — а куда же без нее в нашем городе?
Это «околокраеведческая» история, рассчитанная на старшеклассников. Рассказана она с помощью малой экспериментальной формы. Спектакль необычен, в нем минимум реквизита и декораций — только свет и тьма, неясные, но узнаваемые фигуры Стражей в ватниках по бокам сцены, песок и сосны. Нашлось место и древним археологическим находкам, и пьесе Шекспира, и обычным карманным фонарикам, создающим световые блики на потолке…
Истории рассказаны в клиповой манере, без окончательного раскрытия темы и сюжета, без явной связи одного периода с другим — к такому театру я не привыкла и воспринимать его мне, человеку «старой формации», оказалось тяжеловато. Однако подросткам такая подача, возможно, как раз «зайдет». И, вероятно, кого-то из них даже побудит погуглить эти истории во всемирной паутине. Видимо, такова и была задумка режиссера.
Еще мне, как историку по образованию и человеку, интересующемуся краеведением, было непонятно, откуда в спектакле возникла история с намеком на любовь Прохора Мошнина (будущего Серафима Саровского) и купеческой дочери Фотиньи Первышевой. Оказывается, источником вдохновения для режиссера здесь послужил роман саровчанина Павла Тужилкина «Пламенный» (так же, как и история легендарного татарского города, существование которого на месте Сарова археологи и краеведы не подтверждают, взята режиссером из романа Кузьмы Абрамова «Сараклыч»).
Однако в итоге главным судьей и «оценщиком» каждой постановки является ее зритель — здесь это подростки 12+. Им и предоставим судить.
Валерия Александрова
г. «Новый город», 2024 г., № 9 от 6 марта