1 марта на малой сцене Саровского драматического театра состоялась премьера постановки «Спектакль -19». Для сценария были использованы книги Павла Тужилкина «Пламенный» и Кузьмы Абрамова «Сараклыч».
Автор и режиссёр необычного спектакля — Ленара Гадельшина. В 2020 году Ленара Рафаиловна окончила режиссёрский факультет Российского института театрального искусства ГИТИС, в 2022 году ассистентуру-стажировку ГИТИС по специальности «Педагог». За время работы молодой режиссёр поставила около 7 спектаклей и приняла участие во множестве творческих лабораторий. Как раз благодаря одной из них и состоялась судьбоносная встреча Ленары с нашим городом. Нам удалось поговорить с режиссёром во время её короткого перерыва на отдых.
— Я уже не первый раз в Сарове, — делится воспоминаниями Ленара Гадельшина. — Может, кто-то из горожан вспомнит лабораторию «Театр наций — театрам атомных городов» в рамках программы «Территория культуры Росатома», проходившую здесь осенью 2022 года. Тогда я ставила эскиз по сборнику Джанни Родари «Сказки по телефону». После показа выяснилось, что и мне, и театру интересно дальнейшее сотрудничество!
Режиссёр — непростая профессия, требующая от человека полной самоотдачи. Интересуемся, почему выбор пал именно на неё.
- Я очень люблю создавать миры. Я хочу творить эту «магию» вместе с артистами. В это время возникает такая синергия — меня это очень вдохновляет! Режиссёр действительно должен быть в хорошей форме, потому что график довольно плотный, его непросто выдержать. Утро начинается с кофе и репетиции. Вообще между двумя репетициями обычно бывает длительный перерыв, но я его отменила и работаю в «продлёнке». Сейчас у меня как раз перерыв в час, потом будет ещё репетиция. Вечером я обычно ещё часа три пишу текст или готовлю что-то для репетиции на следующий день. Что касается любимых жанров, мне по душе все «вертикальные», отсылающие нас к истине — трагедии, драме. Я люблю посмеяться и повеселиться, но внутренне тяготею к чему-то такому.
«СПЕКТАКЛЬ-19»
Первое, что сразу привлекает внимание в премьерном спектакле — название. Для саровчан, знакомых с историей города, отсылка прозрачна. В то же время числительные в названиях произведений искусства всегда обладали долей мистики. Вспомним Александра Блока с нашумевшей поэмой «Двенадцать», горячие споры и обсуждения названия которой не утихают по сей день.
Спрашиваем, какая роль отводится таинственной цифре «19» в спектакле.
- Девятнадцать — действительно загадочная цифра. Я слышала много версий и трактовок от будущих зрителей. На самом деле всё просто. 19 — это номер буквы «С» в алфавите. Это название — игра слов, небольшой каламбур, отсылка к истории названия города. Весь спектакль посвящён Сарову. В нём есть разные герои, чьи имена начинаются на букву «С». Всё соединилось — и появилась цифра девятнадцать в названии. Жанр спектакля — сторителлинг, он дословно переводится как «рассказывание историй». В спектакле мы рассказываем истории, вдохновлённые Саровом. Всего их (историй) получилось три. Работа с артистами длилась чуть больше месяца, и они очень много привнесли в постановку. Часть историй связана непосредственно с ними. Таким образом, мы как бы «расширили» сторителлинг до других театральных жанров. Целевая аудитория этого спектакля — подростки старше 12 лет и взрослые зрители. В идеале, конечно, семья с подростком, но взрослым без детей тоже будет интересно.
Ставить спектакль про город, с которым знаком не так долго — работа, мягко говоря, непростая. Спрашиваем, почему Ленара «взялась» за эту постановку.
— Мне хотелось, чтобы горожане, пришедшие в театр, чувствовали, что происходящее на сцене как-то с ним связано. Мой интерес заключался в этом. Потому что очень часто, особенно когда мы работаем с подростками, бывает сложно найти ту ниточку, что соединит артиста, театр и нашу аудиторию. Хотелось создать что-то такое, что будет интересно именно жителям Сарова. Мне кажется, что нам удалось найти эти темы.
Подготовка к «Спектаклю-19» была кропотливой. Чтобы проникнуться атмосферой города, Ленара посещала саровские экскурсии и пообщалась с экскурсоводами в музеях.
- Подготовка спектакля всегда включает в себя «домашнюю работу» режиссёра, — объясняет Ленара Гадельшина. — Поэтому можно сказать, что работа над постановкой началась давно, ещё в конце прошлого года, когда мы созвонились с театром и начали обсуждать тему. Для того, чтобы создать спектакль, «первоисточник» надо тщательно изучить. Поэтому поиск информации начался за несколько месяцев. В основном это изучение текстового материала. Но просто чтения мало, нужно знать, что читать. Так как люди в музеях работают с городом давно, они могут точнее указать на достоверные источники информации. На мой взгляд, особенно успешным был поход в городской музей — там сотрудники «подарили» нам одну из историй. Так родилась одна из самых тонких, пронзительных частей спектакля. Сейчас, после досконального изучения Сарова со всех сторон, я вижу его соразмерным человеку!
Создатели спектакля благодарят за помощь сотрудников городского музея (и лично директора Светлану Фёдорову), музея ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ, Марию Зимину и Валентина Степашкина.
Мария Кисёлева
г. «Городской курьер», 2024 г. № 10 от 6 марта
Автор и режиссёр необычного спектакля — Ленара Гадельшина. В 2020 году Ленара Рафаиловна окончила режиссёрский факультет Российского института театрального искусства ГИТИС, в 2022 году ассистентуру-стажировку ГИТИС по специальности «Педагог». За время работы молодой режиссёр поставила около 7 спектаклей и приняла участие во множестве творческих лабораторий. Как раз благодаря одной из них и состоялась судьбоносная встреча Ленары с нашим городом. Нам удалось поговорить с режиссёром во время её короткого перерыва на отдых.
— Я уже не первый раз в Сарове, — делится воспоминаниями Ленара Гадельшина. — Может, кто-то из горожан вспомнит лабораторию «Театр наций — театрам атомных городов» в рамках программы «Территория культуры Росатома», проходившую здесь осенью 2022 года. Тогда я ставила эскиз по сборнику Джанни Родари «Сказки по телефону». После показа выяснилось, что и мне, и театру интересно дальнейшее сотрудничество!
Режиссёр — непростая профессия, требующая от человека полной самоотдачи. Интересуемся, почему выбор пал именно на неё.
- Я очень люблю создавать миры. Я хочу творить эту «магию» вместе с артистами. В это время возникает такая синергия — меня это очень вдохновляет! Режиссёр действительно должен быть в хорошей форме, потому что график довольно плотный, его непросто выдержать. Утро начинается с кофе и репетиции. Вообще между двумя репетициями обычно бывает длительный перерыв, но я его отменила и работаю в «продлёнке». Сейчас у меня как раз перерыв в час, потом будет ещё репетиция. Вечером я обычно ещё часа три пишу текст или готовлю что-то для репетиции на следующий день. Что касается любимых жанров, мне по душе все «вертикальные», отсылающие нас к истине — трагедии, драме. Я люблю посмеяться и повеселиться, но внутренне тяготею к чему-то такому.
«СПЕКТАКЛЬ-19»
Первое, что сразу привлекает внимание в премьерном спектакле — название. Для саровчан, знакомых с историей города, отсылка прозрачна. В то же время числительные в названиях произведений искусства всегда обладали долей мистики. Вспомним Александра Блока с нашумевшей поэмой «Двенадцать», горячие споры и обсуждения названия которой не утихают по сей день.
Спрашиваем, какая роль отводится таинственной цифре «19» в спектакле.
- Девятнадцать — действительно загадочная цифра. Я слышала много версий и трактовок от будущих зрителей. На самом деле всё просто. 19 — это номер буквы «С» в алфавите. Это название — игра слов, небольшой каламбур, отсылка к истории названия города. Весь спектакль посвящён Сарову. В нём есть разные герои, чьи имена начинаются на букву «С». Всё соединилось — и появилась цифра девятнадцать в названии. Жанр спектакля — сторителлинг, он дословно переводится как «рассказывание историй». В спектакле мы рассказываем истории, вдохновлённые Саровом. Всего их (историй) получилось три. Работа с артистами длилась чуть больше месяца, и они очень много привнесли в постановку. Часть историй связана непосредственно с ними. Таким образом, мы как бы «расширили» сторителлинг до других театральных жанров. Целевая аудитория этого спектакля — подростки старше 12 лет и взрослые зрители. В идеале, конечно, семья с подростком, но взрослым без детей тоже будет интересно.
Ставить спектакль про город, с которым знаком не так долго — работа, мягко говоря, непростая. Спрашиваем, почему Ленара «взялась» за эту постановку.
— Мне хотелось, чтобы горожане, пришедшие в театр, чувствовали, что происходящее на сцене как-то с ним связано. Мой интерес заключался в этом. Потому что очень часто, особенно когда мы работаем с подростками, бывает сложно найти ту ниточку, что соединит артиста, театр и нашу аудиторию. Хотелось создать что-то такое, что будет интересно именно жителям Сарова. Мне кажется, что нам удалось найти эти темы.
Подготовка к «Спектаклю-19» была кропотливой. Чтобы проникнуться атмосферой города, Ленара посещала саровские экскурсии и пообщалась с экскурсоводами в музеях.
- Подготовка спектакля всегда включает в себя «домашнюю работу» режиссёра, — объясняет Ленара Гадельшина. — Поэтому можно сказать, что работа над постановкой началась давно, ещё в конце прошлого года, когда мы созвонились с театром и начали обсуждать тему. Для того, чтобы создать спектакль, «первоисточник» надо тщательно изучить. Поэтому поиск информации начался за несколько месяцев. В основном это изучение текстового материала. Но просто чтения мало, нужно знать, что читать. Так как люди в музеях работают с городом давно, они могут точнее указать на достоверные источники информации. На мой взгляд, особенно успешным был поход в городской музей — там сотрудники «подарили» нам одну из историй. Так родилась одна из самых тонких, пронзительных частей спектакля. Сейчас, после досконального изучения Сарова со всех сторон, я вижу его соразмерным человеку!
Создатели спектакля благодарят за помощь сотрудников городского музея (и лично директора Светлану Фёдорову), музея ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ, Марию Зимину и Валентина Степашкина.
Мария Кисёлева
г. «Городской курьер», 2024 г. № 10 от 6 марта