Статьи

Традиция длиною в жизнь

Практически в каждой профессии, на каждой работе есть свои традиции.
Пожарные, например, никогда при смене караула не жмут друг другу руки и всегда желают «сухих рукавов», кораблестроители спуская на воду судно, разбивают о борт бутылку шампаского; космонавты перед стартом смотрят «Белое солнце пустыни»; пилоты и стюардессы не фотографируются перед полётом и т. д. Конечно, бывает трудно различить традицию, ритуал и суеверия, да, наверное, и не стоит этого делать. Главное: есть нечто, что передаётся из поколения в поколение в разных профессиях и по которому всегда можно определить «своего».
В театре тоже есть и свои привычки, и традиции и, что уж греха таить, суеверия. Например, артист, уронивший роль, никогда не поднимет её просто так. Он обязательно сначала сядет на неё, а подниматься будет уже вместе с текстом. Актёры не пришивают перед началом показа пуговицы, а раньше даже нельзя было давать артистам письма, телеграммы и звать к телефону, всё это разрешалось делать только после окончания спектакля.
Когда я училась в училище, у нашего курса был свой ритуал. Перед началом спектакля мы брались за руки и, покачивая ими, произносили вслух: «Главное: любить и слышать друг друга». В мире кулис существует немало хороших, красивых традиций: после первого показа постановки актёры, выходя со сцены в коридор, видят своих коллег, которые устраивают им бурные аплодисменты и кричат: «С премьерой!» Про театральные капустники, приуроченные к праздникам, открытию и закрытию сезона, юбилеям и премьерам, уже давно ходят легенды, а ведь это тоже традиция, которой уже больше сотни лет.

Театр начинается с программки

Все, кто побывал на экскурсиях в нашем театре, конечно же, обращали внимание на программки, развешанные на стенах разных цехов. Кому особенно повезло, смог рассмотреть на них нетипографские надписи. Вот об этой красивой традиции я и хочу рассказать. Вообще, тема театральных программ, а именно так правильно называются листики с информацией о спектакле, что называется обоюдная. Ведь собирают программки не только работники цехов и артисты. Для многих зрителей театр начинается не с вешалки, а с программок, приобретённых у любезных администраторов, и очень часто в семьях любителей сценического искусства хранятся их целые альбомы. Я сама всегда покупаю театральные программы, когда хожу на «чужие» постановки.

Папка внушительных размеров

Моя мама служила театрам почти 60 лет, 56 из них — нашему, саровскому (правда, когда она приехала в 1961 году сюда работать, театр носил другое название), и у неё накопилась папка внушительных размеров, в которой хранятся программки, подписанные режиссёрами и художниками-постановщиками. По сути, в это небольшие листочки бумаги уместилась вся её долгая театральная жизнь, начиная от того времени, когда она была артисткой балета Светланой Ширкиной и заканчивая художником-гримёром Светланой Александровной Шевцовой.

От руки, на машинке и в типографии

Когда наш театр открылся 30 апреля 1949 года, то программки для него писались от руки, позднее стали печатать на машинке, когда мама начала в нём служить, они уже создавались типографским способом. Менялось время, менялся театр, менялось его название (за почти 73 года его существования их было 9!), менялись программки. Если в начале маминой работы они печатались на бумаге не очень хорошего качества: тонкой и желтоватой, то затем театральные программки «побелели» и «поплотнели». Но это не мешало им всем нести информацию для зрителей: кто и когда делал постановку и кто в ней занят, а также признательность создателям спектаклей от режиссёров и художников-постановщиков.
Перебирая и перечитывая эти надписи, можно узнать не только историю театра, но и увидеть личность каждого, подписавшего их.

Признания и благодарности

Год 1965. Спектакль «Королева красоты». Музыкально драматический театр им. М. Горького. Надпись на программке: «Светочка! Поздравляю с премьерой. Дважды!», подпись И. Л. Фельдман. Дважды — потому что мама не только солировала в танце «Сомбреро», но и постигала премудрости работы гримёра-постижёра, что режиссёр, конечно же, не мог не отметить.
О том же говорит и надпись на программке спектакля «Нас где-то ждут» в постановке Б. С. Володарского: «Желаю хороших успехов в балете и парикмахерском деле. Оба они хороши!»
Есть надписи лаконичные, в одно-два слова или предложение, а есть очень эмоциональные и душевные.
Год 1967. Спектакль «Ни Бог, ни царь и ни герой». Объединённый театр драмы и музыкальной комедии ми. М. Горького. Подпись: «С Праздником! С премьерой! Милая Света! Большое Вам спасибо за профессора Ключникова, за портретный грим В. И. Ленина, за кофе и гостеприимство От души желаю всего-всего хорошего!» Народный артист БССР Ю. Б, Щербаков.
Тут, пожалуй, стоит уточнить некоторые детали. Во-первых — портретный грим. Так называемый портретный или исторический грим способен «превратить» артиста в любого знаменитого исторического деятеля. Художнику-гримёру Шевцовой приходилось «делать» Пушкина и Бенкендорфа, Дзержинского и Карбышева, Ивана Грозного и Ленина. При этом использовались не только живописные гримировальные краски, но и парики, бакенбарды и даже лысины, для Владимира Ильича, например. Причем в своей жизни ей пришлось гримировать под вождя мирового пролетариата двух разных артистов, одному из них «повезло» — у него была своя лысина, а для второго изготавливали её из тонкой замши. Грим Ленина, о котором идёт речь в программке, делался на городской праздник, в спектакле такого персонажа не было, но режиссёр захотел поблагодарить гримёра и за эту работу. Во-вторых, народный артист Юрий Борисович Щербаков — автор композиции «Ленин» (по пьесе «Человек с ружьём»), в которой сыграл В. И. Ленина, ему первому разрешили исполнять роль вождя на эстраде.
Вот так — одна программка, одна надпись — а сколько истории и интересных театральных секретов можно узнать благодаря ей…
Для многих зрителей театр начинается не с вешалки, а с программок, приобретённых у любезных администраторов, и очень часто в семьях любителей сценического искусства хранятся их целые альбомы…

Моя мама служила театрам почти 60 лет, 56 из них — нашему, саровскому, и у неё накопилась папка внушительных размеров, в которой хранятся программки, подписанные режиссёрами и художниками-постановщиками. По сути, в эти небольшие листочки бумаги уместилась вся её долгая театральная жизнь, начиная от того времени, когда она была артисткой балета Светланой Ширкиной, и заканчивая художником-гримёром Светланой Александровной Шевцовой.

«Светочь! Низёхонько кланяюсь!»

Творческие люди — творческие во всём, поэтому и программки иногда подписывают, что называется, в стиле спектакля.
Год 1977. Сказка «Два мастера». Горьковский областной театр драмы. «Светочь! Низёхонько кланяюсь за чудодействие твоё!» Режиссёр В. Якунин…
Для режиссёров, которые ставили спектакли, важны и профессионализм, ведь без него в театре никак, и человеческие качества. В каждой подписи сквозят безмерное уважение к труду и любовь к тем, кто создаёт спектакли.
1983 год. В это время мама работала помощником режиссёра. Вообще она за свою театральную жизнь «перемерила» много профессий. Спектакль «Яков Богомолов». Горьковский областной театр драмы. Режиссёр М. Д. Беков. «Уважаемая Светлана Александровна, мой бесценный помощник, спасибо за общение, за работу, за вашу любовь к Театру!»
Сезон 1985−86 год. Программка «уплотнилась», «поглянцевела» и на ней появился хорошо известный театралам 80−90-х годов профиль Максима Горького и стрельчатые окна здания бывшего тогда храма батюшки Серафима. Горьковский областной театр драмы. Спектакль «Утиная охота». Режиссёр — заслуженный артист РСФСР В. В. Дроздов. «Поздравляю Вас с нашей премьерой! Когда режиссёр отсутствует — значение его помощника удесятеряется! Справляйтесь с этими умноженными обязанностями и дальше так великолепно, как до сих пор! Спа-си-бо!»
Сезон 1990−91. Сказка «Шишок». Режиссёр А. В. Наумов. «Спасибо Вам за обеспечение надёжного тыла в нашей многотрудной работе!»
Сезон 1993−94 г. «Лес». Режиссёр В. Т. Арсеньев. «Спасибо Вам — хранительница! Спасибо за внимание и чуткость!»
1993 год. Спектакль «Месса по деве». Режиссёр В. Н. Бондарь. «Огромное спасибо за Ваше искусство!»
Конец 90-х и начало 2000-х. Нижегородский областной театр драмы. Программки снова становятся матовыми, но зато более плотными, такие точно не порвутся при неловком движении. На титульной стороне: «старое» здание театра. То самое: храм-театр-храм и теперь и теперь эти листки называются правильно: «программа спектакля», о чём имеется соответствующая надпись.
Год 1997. «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Режиссёр Ю. В. Клепиков «Глубоко ценю и уважаю Вашу внутреннюю и человеческую культуру и сердечность. Светлане Александровне и Елене, замечательным, красивым женщинам в благодарность за чудесную высоко профессиональную работу, которая украсила спектакль и создала целый ряд сценических образов! С любовью Ваш Клепиков».

В это время — в конце 90-х появляются программки «индивидуальные», которые несут не просто информацию о создателях и участниках спектакля, но и атмосферу постановки. Такие программы изредка бывали и раньше, но, в основном, они создавались для сказок.
1998 год. Спектакль «Двое поменьше». Режиссёр Анна Трифонова. Уникальность этой постановки в том, что это был тройной дебют: режиссёрский, драматургический и художнический! Надпись для гримцеха. «Спасибо за Ваши Чудеса! Актрисы расцветают от Ваших причёсок!»
2002 год. Ещё одна интересная постановка — самостоятельная работа актёра Андрея Боровикова (ныне актёра и режиссёра театра Романа Виктюка) «Бабочки… Бабочки…». «Спасибо за точное понимание образов в спектакле, за точное воплощение, за чуткость, внимание и веру в молодых постановщиков».
Наверное, только профессиональный человек может понять глубину таланта и сложность работы другого профессионала.

Стихами — и в шутку, и всерьёз.

И совсем особое место занимают подписи в стихах, они надолго остаются в памяти и вызывают восхищение всех, кто их читает. Иногда это одна строчка: «Спасибо за чудесный вид наших актёров и актрис!» (Режиссёр В. Дроздов, спектакль «Идиот»). Иногда — почти полноценное стихотворение:
«На сцене пять бород, есть чёрные, седые.
Искусственные две и три живые.
Но даже если близко подойдёшь,
Не отличишь: где правда, а где — ложь.
С премьерой дорогие: мастерица
И юная помощница-девица!
Могу помрежу пожелать я
Построже быть с актёрской братьей,
Не позволять шуметь на сцене,
Служа с усердьем Мельпомене!"
(Режиссёр А. Наумов, спектакль «Гондла», в котором мама была и помощником режиссёра, и гримёром).
Порой это — дружеский шарж: «Свэтлана! Как много в жизни потерял я! Будь даже кучеряв, могу признаться — Я специально волос выдирал бы, Чтоб у тебя париковаться!» (Режиссёр В. Якунин, «Плутни Скапена»).

Яркость и красочность

У мамы сохранились программки и спектаклей Народного театра юного зрителя Дворца культуры им. В. И. Ленина. Да! Для спектаклей самодеятельного коллектива тоже печатались программы, причём на плотной бумаге и цветные! Это, конечно, понятно — зрители — дети, им нужны яркость и красочность.
Все они были сделаны, как и для профессионального театра: с указанием сезона, создателей, постановки, вплоть до технических цехов, и её участников. Но есть на них нечто, чего я никак не ожидала увидеть: режиссёр подписывал их также, как в «настоящем» театре!
Мама делала для спектакля грим и парики, и постановщик сказок Борис Смбатович Меликджанов писал на них добрые слова для художника-гримёра. Кстати Борис Смбатович — человек-легенда, знаковая фигура не только, и даже не столько для Дворца культуры им. Ленина, сколько для саровского драматического. Он был прекрасным актёром, постановщиком нескольких спектаклей и концертов, а ещё художественным руководителем театра. И, когда старожилы театра говорят: «время Смбатыча», это равняется понятию золотая пора в истории нашего городского драматического. Как говорится профессиональный человек все свои профтрадиции привносит в любое место работы, потому у народного коллектива, потому у народного коллектива были программки, и они с любовью подписывались всем участникам и создателям.

Сезон 1976 — 77 гг. «Хрустальный башмачок». «Светочка, с премьерой! Спасибо тебе большое! Всё у тебя отлично. До следующих работ!»
Сезон 1977- 78 г. Постановка «Пеппи Длинный Чулок». Театр юного зрителя. Режиссёр — Б. С. Меликджанов. «Светик! Спасибо большое! Хочу работать и дальше вместе!»
1980 год. Спектакль «Снежная королева». Народный ТЮЗ. Режиссёр — Борис Меликджанов. «Светочка! Спасибо огромное! Всё замечательно в этой твоей работе!»
Перебирая маленькие листочки театральных программок, словно перелистываешь историю нашего театра, а читая подписи на них — узнаёшь историю человека, всю жизнь посвятившего служению прекраснейшему из искусств — сценическому.
Инесса Шевцова
г. «Вести города», 2022 г., № 13 от 6 апреля и № 14 от 13 апреля