В начале июня Саровский драматический театр снова порадовал премьерой — удивительным спектаклем «Ш.О.К», автор пьесы Екатерина Ходякова, режиссер, художник и автор музыкального оформления — Антон Неробов. В спектакле необычно всё: и нетрадиционное театральное пространство — мы посмотрели его в «театральном подвале», в камерном пространстве, когда артист находится в двух шагах от тебя, и ты слышишь его дыхание, видишь все мельчайшие нюансы его эмоций, ловишь каждое изменение в настроении. И то, что это пьеса для одного актера: хотя эпизодически в действие вторгаются второстепенные персонажи — паспортистка (Юлия Французова), внучка Марианна (Алина Порхачева), НКВДшники (Денис Мунин и Роман Зеленцов), однако бОльшую часть времени героиня Ольга Константиновна Ширяева (Валентина Юрина) на сцене совсем одна. Она рассказывает потрясающую историю своей жизни.
И — знаете? — с такой биографией никаких сериалов не надо, «Санта-Барбара» и ее коллеги, как говорится, «нервно курят в сторонке». Ольга Ширяева — художник, график, архитектор, мастер гротескного портрета и политической карикатуры. Член Союза архитекторов СССР, заслуженный строитель СССР. Проектировала курорты, институты, стадионы, автор интерьеров ресторана «Арагви», концертного зала им. П. И. Чайковского в Москве, театра им. Навои в Ташкенте и пр. Но самое интересное, что ее судьба оказалась тесно переплетена с глухим поселком Саровом… В 1945 году была арестована по обвинению в антисоветской агитации и приговорена к пяти годам лагерей. Ссылку отбывала как раз в Сарове, где стала первым художником-оформителем нашего театра, отделывала коттеджи для физиков-ядерщиков и даже спроектировала один из жилых домов. Здесь она познакомилась с ученым Яковом Зельдовичем, и завертелась драматическая история их любви, которая аукнулась Ольге новым сроком и высылкой в Магаданскую область… Спектакль получился мощный: мало того, что сама история жизни Ольги захватывающая, так еще и с исполнительницей роли получилось стопроцентное попадание. Валентина Александровна Юрина не оставила ни единого зазора между собой и своей героиней. Это не она говорит, мыслит, страдает, едет в страшную ссылку в Магадан, а Ольга. Ольга, безусловно, героический персонаж: она не идет на компромисс с системой, способной перемолоть любого, не предает любимых и за это получает сначала первый срок в лагерях, затем второй… Тот же стальной стержень ощущается и в актрисе. Для меня главной в спектакле оказалась, конечно, человеческая судьба героини, хотя есть там и иные пласты — например, политический. Но лично мне лирика намного ближе. При минимуме аскетичных декораций спектакль побуждает представлять, формировать образы, на которые только намекает. Вот, например, кровать с панцирной сеткой: сначала просто лагерная койка, накрытая сереньким казенным одеялом, а затем — стенка скотного вагона, мчащего в неизвестность. Театральный осветительный прибор в один момент превращается в лампу, направленную сотрудником НКВД на допросе прямо в лицо, а может, в прожектор, освещающий зону за колючей проволокой… В спектакле много исторических меток, отсылок, которые не всегда просто понять: граффити, музыка, финальная мизансцена. Действо в целом побуждает мыслить, чувствовать, сопоставлять, вспоминать. И оставляет очень сильное впечатление. Пойду, пожалуй, еще разок посмотрю!
Валерия Александрова г. «Новый город», 2021 г., № 22 от 9 июня