В Саровском драмтеатре — предновогодняя премьера «Щелкунчик»
Накануне Нового года Саровский драматический театр пригласил детей и взрослых на масштабную премьеру «Щелкунчик» по мотивам сказки Гофмана. В постановке задействовано 24 артиста, пошито заново, а также извлечено из театральных закромов и переделано не менее 50 костюмов. Музыка Чайковского, стихи, песни, танцы — все вместе создает на сцене яркий праздничный вихрь. Получился по-настоящему новогодний спектакль!
В доме родителей Мари Штальбаум (Ольга Берзина, Максим Солнцев) на рождественский бал собрались многочисленные гости, танцуют под ремейк Чайковского, «осовремененный» жесткими ритмами. Под стать музыке и их танцы: двигаясь парами, они на самом деле одиноки — наедине со своими смартфонами, и окружающие их не интересуют — они движутся так, будто их дергают за веревочки. Действо в целом производит впечатление чего-то мертвенного, ненастоящего.
Неудивительно поэтому, что Мари (Алина Порхачева) стремится сбежать оттуда в настоящую жизнь — в мастерскую к крестному Дроссельмейеру (Константин Алексеев), где ей дадут починить старинные часы, поработать электросваркой и шуруповертом — сотворить что-нибудь живое и настоящее! А еще — там ей позволят ходить в пижаме и примут такой, какая она есть. Это как раз то, чего она не может найти в своем доме: родители стремятся «расплющить» ее и залить в заданную обществом жесткую форму хорошей девочки — послушной жены — степенной хозяйки и матери семейства. Мари же в эту форму не помещается.
Именно там, в мастерской Дроссельмейера, она достает из сундука и воскрешает Щелкунчика (Лев Арустамов) — некрасивую куклу с огромным открытым ртом и стеклянными глазами. Щелкунчик рассказывает Мари грустную историю своего превращения в деревянного болванчика. Это повествование о том, что случилось много лет назад в сказочном Конфетенбурге, — настоящая новогодняя феерия ярких костюмов и танцев куртуазного века.
Незабываемые декорации спектакля, игра света и тени, вихрь костюмов и танцев — все вместе создает картинку, от которой получаешь истинное наслаждение. Особая благодарность режиссеру за прекрасную музыку Чайковского — и никого кроме. На мой взгляд, «Щелкунчика» без нее и представить невозможно.
В саровской постановке есть всё — и сказочные превращения, и прекрасные (и необычные) принц и принцесса, и злобные мыши во главе со своим мстительным и истеричным Королем (Артем Жуков). И даже страшноватый момент, когда Щелкунчик и Мари, затаившись в темноте, ждут появления мышиного войска. Но мы-то с вами знаем, что окончится все наилучшим образом — и в сказке, и в реальной жизни. Да и может ли быть иначе накануне Нового года?..
Антон Неробов: «Ставить Щелкунчика так, как он был
написан 200 лет назад, невозможно"
Перед наступающим Новым годом «Щелкунчика» в разных версиях кто только не показал: и Марийский театр оперы и балета приехал со своей постановкой в Саров, а показы представлений Большого театра и Российского молодежного симфонического оркестра прошли онлайн в кинозале Художественной галереи и виртуальном концертном зале Дома молодежи. Чем удивит своих зрителей новогодний спектакль для детей и взрослых с тем же названием, поставленный в Саровском драматическом театре? Об этом мы побеседовали с драматургом постановки Екатериной Ходяковой, автором стихов и песен завлитом театра Ольгой Логиновой и режиссером Антоном Неробовым.
«Действительно, в этом году в Сарове прямо „перебор“ „Щелкунчиков“. Я не знаю, как это работает, — удивляется Катя Ходякова, — потому что, когда мы задумывали этот спектакль, ни о никаких других „Щелкунчиках“ еще не было слышно. И вдруг — просто какое-то нашествие! Наверно, это работа коллективного разума».
Екатерина рассказала, что саровский «Щелкунчик» необычный — театр отошел от сказки Гофмана, взяв ее только как мотив. «Мари у нас — подросток, ей не семь, как у Гофмана, а 15−16 лет, — поясняет драматург. — У нее конфликт с родителями: она не хочет быть такой, какой ее видят они. Мама хочет наряжать ее в платья, удачно выдать замуж, сделать из нее леди. Наша Мари другая: она хочет работать в мастерской со своим крестным Дроссельмейером, ей интересно изобретать всякие механизмы — она у нас немножко диснеевская девочка, с авантюрной жилкой. Это и есть главный конфликт постановки — между Мари и ее родителями, между ожиданиями и реальностью».
Не беспокойтесь, сказку Гофмана здесь тоже расскажут, но в стихах, с песнями и танцами — автором стихов и песен выступила Ольга Логинова. «История о том, как Щелкунчик стал деревянной куклой, это вставной номер нашей сказки, — поясняет она. — Он полностью стихотворный, при этом герои как бы отправятся в путешествие в прошлое — поменяются и декорации, и костюмы. Сама история подана в более гротесковом, почти буффонном виде».
Ольга рассказала, что стихи для «сказки в сказке» она написала быстро — за пять дней был создан основной стихотворный текст, который затем только дорабатывался. Трудности же при написании текстов для песен добавило то, что у балетной музыки Чайковского очень сложный ритм, и Ольге пришлось писать стихи именно под него. «Хотя Чайковский писал явно не для песен, песенка Мышиного Короля получилась прямо хитовая!», — поделилась впечатлениями она.
Антон Неробов: «Ставить «Щелкунчика» так, как он был написан 200 лет назад, невозможно. Да и вообще Гофман — мистик, абсурдист. В оригинале «Щелкунчик» — это довольно мрачная и совсем не праздничная история. Но у нас страшной истории нет, как нет и очевидного зла.
Для постановки я взял классическую музыку Чайковского, но переработал ее в современном ключе — добавил актуального бита, перевернул с ног на голову. Музыка будет развиваться на протяжении всего спектакля и, начавшись с невероятно современной, постепенно вернется к классической.
В созвучии с ней и сценарий: начинается постановка с новомодного селфи-бала, но понемногу мы приходим все к той же вечной классике. Ведь такие человеческие ценности, как любовь и участие, вечные, они спасают и разрушают злое колдовство. Получается, что сказка, входя в нашу жизнь, постепенно возвращает нас к человечности".
Режиссер пообещал, что на «Щелкунчике» не заскучает никто: для малышей каждые сорок секунд случается волшебство, происходят перестановки, блистают яркие краски. Подросткам предлагается актуальная проблема поколений. А для взрослых повсюду множество скрытых смыслов.
Валерия АЛЕКСАНДРОВА
г. «Новый город», 2021 г., № 51