Театр. Диалог с режиссёром
Уже в эти выходные (14 сентября) наш Саровский театр драмы вновь распахнёт свои двери после отпуска.
Мы очень ждём этого события, но с терпением у нас проблемы, поэтому напросились в учреждение ещё на прошлой неделе, чтобы узнать, как идёт подготовка к премьере. Новый 76-й сезон откроет классика — пушкинские «Повести Белкина». Ставит премьеру сезона столичный перспективный режиссёр Андрей Маник. Именно с ним у нас и состоялся диалог.
Сначала пару слов об Андрее. Он — выпускник ГИТИСа, педагог мастерской Каменьковича-Крымова. Участник (а порою и ментор) множества режиссёрских лабораторий и театральных проектов. Он поставил несколько походных спектаклей- променадов в Выксе и Переславле-Залесском, его спектакли шли и идут в «Современнике» и Севастопольском театре Луначарского. Самое главное, Андрей — постановщик спектаклей «Ричард» и «Три сестры» в Пространстве Внутри, о которых сегодня говорит вся театральная Москва.
Пригласил молодого режиссёра в Саров наш главреж — Антон Морозов. Сошлись на датах, началась работа над новой постановкой. 2024 год ознаменован юбилеем прекрасного русского поэта и драматурга, «солнца русской поэзии» Александра Пушкина, поэтому именно его произведением открывается новый театральный сезон в Сарове. Получилось так называемое сочинение по произведению «Повести Белкина».
Почему выбор пал именно на этот материал для саровской театральной труппы?
Андрей Маник: «Антон Морозов предложил подумать в направлении Пушкина. Потом, уже совместно, было принято решение сделать именно эту постановку — по произведению „Повести Белкина“. Это истории маленьких людей, которые могут важно прозвучать в наше время. Получился такой понятный разговор со зрителем».
Андрей занимается не только режиссурой, но ещё ведёт и преподавательскую деятельность. Занимается в ГИТИСЕ в своей студии в Москве. Занятия проводятся преимущественно с режиссёрами, но также и с актёрами, при наличии времени. Есть также свой независимый театр под названием «Озеро». Это театральное объединение, которое Андрей сделал вместе с творческими людьми, близкими по взгляду, мыслям, видению, с которыми интересно заниматься вместе своим ремеслом. «Любой театр — это какая-то своя среда. Это абсолютно наше детище, где мы сами себе принадлежим», — отмечает Андрей.
Как правило, для студентов театральных курсов такое понятие, как «мастер курса», — это важная смысловая единица и в личностном плане, и в профессиональном. Андрей рассказал нам о своих: «У меня было два мастера — это Евгений Борисович Коменькович и Дмитрий Анатольевич Крымов. Четыре года они учили меня, как заниматься этой профессией. Ведь очень много есть технических моментов, каких-то мировоззренческих моментов. Главное, они учили, что театр должен быть понятен зрителю. Театр не должен быть такой „вещью в себе“».
Что же самое сложное было в постановке в Сарове в плане взаимодействия с театральной труппой? В работе режиссёра и актёра всегда происходит необыкновенный процесс обмена энергетикой. На каком эмоциональном фоне идет подготовка спектакля?
— У нас очень хорошая рабочая атмосфера. Сейчас с ребятами идут прогоны. Какие-то вещи ещё уточняются, меняются. Не могу сказать, что с кем-то из артистов возникали сложности, со всеми интересно разговаривать, работать. Каждый режиссёр работает по своему, и мне важно, чтобы артист меня услышал: что мне нужно, мои аргументы в ту или иную пользу. Но дальше это же его работа, его труд, его проживание на сцене. И тут важно, чтобы мы сговорились. Такой вот наш «сговор», и дальше вот этот «сговор» будет работать".
Какие это ощущения? Вот ты создал продукт, это твой «маленький ребёночек». И ты его оставляешь, тебе приходится его покидать. Ты переживаешь или доверяешь ребятам, с которыми ты упорно отработал эти несколько месяцев. Уверен на все 100 процентов, что с ним сделают всё и продолжат жизнь этого спектакля в том виде, в котором ты его воплотил? Андрей с уверенностью заявляет: «Это совместная работа, режиссёр и артист неотделимы. Это общее дело!»
Какой спектакль, какой площадки в нашей стране посоветовал бы посетить Андрей Маник зрителю, который любит театр?
— Вопрос непростой. Их так много! Из последнего это «Моцарт „Дон Жуан“ Генеральная репетиция» — идея, композиция и постановка Дмитрия Крымова. Этот спектакль уже не идёт на площадке, но его можно посмотреть в записи.
И всё же почему театр? Почему именно театральное искусство Андрей сделал смыслом своей жизни?
— Его величество «случай». Я долго думал, куда поступать. Было несколько вариантов. В итоге, не помню уже почему, я пошёл учиться в театральный институт в родной Тюмени. Очень старался. Но, как мне кажется, не очень понимал, чем я занимаюсь. Потом я посмотрел спектакль Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» на гастролях. Вот тогда всё прояснилось для меня. Стал прикладывать больше сил, поехал учиться в Москву. Почему именно режиссура? Да мне всегда нравилось придумывать что-то, организовывать. Я очень органично себя в этом чувствую!
Мы уже в предвкушении и очень ждём премьеру 14 сентября. Встречаем новый 76-й театральный сезон спектаклем «Повести Белкина»!
г. «Городской Курьер, 2024 г., № 37 от 11 сентября
Уже в эти выходные (14 сентября) наш Саровский театр драмы вновь распахнёт свои двери после отпуска.
Мы очень ждём этого события, но с терпением у нас проблемы, поэтому напросились в учреждение ещё на прошлой неделе, чтобы узнать, как идёт подготовка к премьере. Новый 76-й сезон откроет классика — пушкинские «Повести Белкина». Ставит премьеру сезона столичный перспективный режиссёр Андрей Маник. Именно с ним у нас и состоялся диалог.
Сначала пару слов об Андрее. Он — выпускник ГИТИСа, педагог мастерской Каменьковича-Крымова. Участник (а порою и ментор) множества режиссёрских лабораторий и театральных проектов. Он поставил несколько походных спектаклей- променадов в Выксе и Переславле-Залесском, его спектакли шли и идут в «Современнике» и Севастопольском театре Луначарского. Самое главное, Андрей — постановщик спектаклей «Ричард» и «Три сестры» в Пространстве Внутри, о которых сегодня говорит вся театральная Москва.
Пригласил молодого режиссёра в Саров наш главреж — Антон Морозов. Сошлись на датах, началась работа над новой постановкой. 2024 год ознаменован юбилеем прекрасного русского поэта и драматурга, «солнца русской поэзии» Александра Пушкина, поэтому именно его произведением открывается новый театральный сезон в Сарове. Получилось так называемое сочинение по произведению «Повести Белкина».
Почему выбор пал именно на этот материал для саровской театральной труппы?
Андрей Маник: «Антон Морозов предложил подумать в направлении Пушкина. Потом, уже совместно, было принято решение сделать именно эту постановку — по произведению „Повести Белкина“. Это истории маленьких людей, которые могут важно прозвучать в наше время. Получился такой понятный разговор со зрителем».
Андрей занимается не только режиссурой, но ещё ведёт и преподавательскую деятельность. Занимается в ГИТИСЕ в своей студии в Москве. Занятия проводятся преимущественно с режиссёрами, но также и с актёрами, при наличии времени. Есть также свой независимый театр под названием «Озеро». Это театральное объединение, которое Андрей сделал вместе с творческими людьми, близкими по взгляду, мыслям, видению, с которыми интересно заниматься вместе своим ремеслом. «Любой театр — это какая-то своя среда. Это абсолютно наше детище, где мы сами себе принадлежим», — отмечает Андрей.
Как правило, для студентов театральных курсов такое понятие, как «мастер курса», — это важная смысловая единица и в личностном плане, и в профессиональном. Андрей рассказал нам о своих: «У меня было два мастера — это Евгений Борисович Коменькович и Дмитрий Анатольевич Крымов. Четыре года они учили меня, как заниматься этой профессией. Ведь очень много есть технических моментов, каких-то мировоззренческих моментов. Главное, они учили, что театр должен быть понятен зрителю. Театр не должен быть такой „вещью в себе“».
Что же самое сложное было в постановке в Сарове в плане взаимодействия с театральной труппой? В работе режиссёра и актёра всегда происходит необыкновенный процесс обмена энергетикой. На каком эмоциональном фоне идет подготовка спектакля?
— У нас очень хорошая рабочая атмосфера. Сейчас с ребятами идут прогоны. Какие-то вещи ещё уточняются, меняются. Не могу сказать, что с кем-то из артистов возникали сложности, со всеми интересно разговаривать, работать. Каждый режиссёр работает по своему, и мне важно, чтобы артист меня услышал: что мне нужно, мои аргументы в ту или иную пользу. Но дальше это же его работа, его труд, его проживание на сцене. И тут важно, чтобы мы сговорились. Такой вот наш «сговор», и дальше вот этот «сговор» будет работать".
Какие это ощущения? Вот ты создал продукт, это твой «маленький ребёночек». И ты его оставляешь, тебе приходится его покидать. Ты переживаешь или доверяешь ребятам, с которыми ты упорно отработал эти несколько месяцев. Уверен на все 100 процентов, что с ним сделают всё и продолжат жизнь этого спектакля в том виде, в котором ты его воплотил? Андрей с уверенностью заявляет: «Это совместная работа, режиссёр и артист неотделимы. Это общее дело!»
Какой спектакль, какой площадки в нашей стране посоветовал бы посетить Андрей Маник зрителю, который любит театр?
— Вопрос непростой. Их так много! Из последнего это «Моцарт „Дон Жуан“ Генеральная репетиция» — идея, композиция и постановка Дмитрия Крымова. Этот спектакль уже не идёт на площадке, но его можно посмотреть в записи.
И всё же почему театр? Почему именно театральное искусство Андрей сделал смыслом своей жизни?
— Его величество «случай». Я долго думал, куда поступать. Было несколько вариантов. В итоге, не помню уже почему, я пошёл учиться в театральный институт в родной Тюмени. Очень старался. Но, как мне кажется, не очень понимал, чем я занимаюсь. Потом я посмотрел спектакль Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» на гастролях. Вот тогда всё прояснилось для меня. Стал прикладывать больше сил, поехал учиться в Москву. Почему именно режиссура? Да мне всегда нравилось придумывать что-то, организовывать. Я очень органично себя в этом чувствую!
Мы уже в предвкушении и очень ждём премьеру 14 сентября. Встречаем новый 76-й театральный сезон спектаклем «Повести Белкина»!
г. «Городской Курьер, 2024 г., № 37 от 11 сентября