В Саровском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Поллианна». Премьерный показ спектакля для семейного просмотра состоялся 19 и 20 ноября. «Поллианну» саровские зрители встретили полным залом, морем цветов и оваций. Спектакль поставлен по одноимённой детской книге американской писательницы Элинор Портер.
Все детские книги и сказки написаны, по большому счёту, не столько для детей, сколько для взрослых. Писатели доносят до «больших детей» (как сейчас модно говорить — «внутреннего ребёнка») позабытые с годами важные истины, передают их простыми доступными словами сквозь призму восприятия маленького человека. Роман «Поллианна» многогранен. Для детей это увлекательная приключенческая история о неунывающей ровеснице, для взрослых — возможность взглянуть на мир «холодных грустных взрослых» детскими глазами. В какой-то степени, сама книга — лекарство для тех, кто попал в тяжёлые жизненные обстоятельства. Героиня как бы говорит: «Смотри, мне 11, я потеряла родителей, но не сдалась. Ты тоже сможешь!» Многие действительно вдохновились историей Поллианны. Сегодня по всему миру действуют «Клубы радости» (The Pollyanna Glad Club), где люди учатся оптимизму, невзирая на жизненные трудности. Сюжет романа «Поллианна» ассоциируется с деревом, где корни и ствол — основная линия с тётей Полли, а ветви и листья — беседы героини с другими жителями городка. Все эти «веточки» важны не столько для сюжета, сколько для более полного раскрытия героев. Жаль, что в силу ограниченности хронометража в спектакль не вошли некоторые из них. Для меня переход от первого акта ко второму был немного резковат, чувствовалась некоторая отрывистость повествования. Возможно, это ощущение возникло из-за не услышанной в антракте беседы Поллианны с пастором Фордом. Впрочем, премьера всё равно удалась на славу! Порадовало, что спектакль получился в меру серьёзным, не безрассудно-радостным. Первый акт делает акцент на философско-житейской стороне произведения. Зрителей знакомят с философией тёти Полли, отдельных жителей городка, бездомного мальчишки Джимми, слуг и самой Поллианны. Между строчек — столкновение нескольких миров. Заметна колоссальная разница мировосприятия ребёнка и взрослого (проблема «отцов и детей»), очевидная пропасть между мирами богачей и бедняков, конфликт чувств и разума. В спектакле, как и в романе, поднимается незаметная с первого взгляда проблема — чрезмерная ответственность, возложенная на девочку. «Игра в радость» — дар и проклятье. С одной стороны, игра помогает находить позитив даже в самой тяжёлой ситуации, с другой — запрещает чувствовать. Всегда радостный ребёнок, безусловно, удобен, но что будет с его психическим здоровьем? Человек должен испытывать весь спектр чувств и эмоций для полноценного здорового развития. Вопрос не поднимается «в открытую», а потому остаётся без ответа. Для детей, в основном обращающих внимание на сюжет, первый акт — это весёлая приключенческая история. Они хохочут над реакцией Нэнси и тети Полли на вечернюю прогулку девочки по крыше и восхищаются смелостью доброй весёлой Поллианны. Мария Раздобарина прекрасно вжилась в роль непосредственной ласковой девчушки. Актриса замечательно передала всеобъемлющую любовь девочки ко всему живому и искреннее желание помочь всем. В то же время, Мария аккуратно, тонкой кистью, прорисовывает глубокую внутреннюю борьбу девочки, обязанной играть в радость (показательна фраза девочки «сейчас мне совсем непросто играть!») Для думающего человека атмосфера первого акта может показаться довольно мрачной — одинокий ребёнок старается выжить в недружелюбной среде, самостоятельно справиться с потерей отца и помочь новым знакомым почувствовать себя немного счастливей. Ситуация кардинально меняется после антракта. На сцене «оттаявшая» тётя с золотистыми кудряшками, излучающие спокойствие и дружелюбие горожане, счастливая Поллианна. Второй акт больше напоминает приятную голливудскую мелодраму — лёгкая музыка, «лёгкие» актёры, светлые воздушные наряды девочки. Даже момент аварии преподнесён без надрыва и ощущения серьёзной трагедии (как это было в книге). Как и во многих греющих душу мелодрамах, историю ждал хороший конец — девочку вылечили, тётя Полли вышла замуж, жители городка счастливы и дружны. Хэппи энд! Отдельно о «картинке». Нарисованные декорации придают спектаклю более мягкое, наивно-детское звучание. Характерное растягивание гласных Александра Палехи, исполнявшего роль Джимми, показная благовоспитанность тётушек и мягкие мелодии талантливого композитора Дмитрия Чуйкова слились в гармоничную картину небольшого американского городка. Посетить спектакль однозначно стоит. На «Поллианну» лучше идти всей семьёй. Пусть вас не смущает то, что она поставлена по детской книге — пищи для размышлений вам хватит с лихвой. Каждый зритель найдёт в истории сильной девочки что-то своё — смирение, мудрость, толчок к возрождению или напоминание о ценности каждого момента жизни. К тому же, обсуждение спектакля между детьми и родителями за чашечкой ароматного чая со сладостями сделает ваш вечер намного уютнее. Приятного просмотра, уважаемые читатели! Мария Епифанова г. «Городской курьер», 2022 г., № 48 от 30 ноября