Да, да, чудная игра! Нет, мы не о фильме Петра Тодоровского. Мы — о премьере детского спектакля, которая состоялась в минувшие выходные в Саровском драмтеатре. И честно говоря, наверное, даже не о спектакле, а о теме, поднятой в этой постановке… Редко мы пишем о детских постановках, а это очень важно. Ведь именно сейчас формируется будущее поколение, которое будет жить в нашем городе, любить его, беречь, преумножать богатства, радоваться ему и жизни в целом. Ну, вот о радости — чуть позже, это очень важно. А для начала расскажем всё-таки о премьере.
Спектакль «Поллианна» по роману Элионор Портер, американской писательницы, его создатели определили, как «игру в радость» в двух действиях. Впервые роман был опубликован в 1913 году и стал настоящим бестселлером. Для понимания, популярность «Поллианны» в то время, пожалуй, можно сравнить с фаворитом последних 20 лет «Гарри Поттером». Что же такого необычного в героине романа, 11-летней рыжей девчонки, оставшейся сиротой? Чем она покорила мир? Ведь она — даже не волшебник, но её влияние на людей, как в самом литературном произведении, так и в реальной жизни оказалось просто удивительным. Удивительным, но вполне объяснимым. Элионор Портер выросла в маленьком городке в Новой Англии, где все жители знали друг друга, приходились друг другу дальними родственниками и вместе посещали одну церковь. По мнению некоторых критиков, силы для неиссякаемого оптимизма девочка черпает именно в христианстве. «Игру в радость» придумал для Поллианны её отец, протестантский пастор. Семья девочки жила очень бедно даже питание было скудным, что уж говорить об игрушках! Их у Поллианны просто не было, а так хотелось. Девочка мечтала, что к празднику члены благотворительной организации пришлют ей в подарок куклу, но получила… костыли. Отец же всегда убеждал её искать в любом событии позитивные моменты. И ему пришла в голову гениальная мысль: «Нужно радоваться, что костыли тебе не нужны». Так появилась «игра в радость». Действие нашего спектакля, как и в книге, начинается с того момента, когда Поллианна (Мария Раздобарина) уже после смерти отца приезжает жить к тётушке (Елизавета Цапаева). Родственницу мы видим чопорной, красивой, но холодной дамой. Она очень любит порядок, осознаёт необходимость выполнения долга по воспитанию сироты, дочки её умершей сестры. Все внешние атрибуты заботы присутствуют, явного пренебрежения и агрессии нет. Но в начале нет и любви. А кроме того, нет и радости. И если приглядеться, то этого чувства вообще в городе, как будто, не знают. При очевидном благополучии горожане не умеют радоваться жизни (как знакомо, не правда ли, дорогие саровчане?). Жить в чужом доме, казалось бы, не слишком-то завидная участь. Несмотря на это, девочка стойко продолжает играть в радость, во всём находит хорошее и всегда довольна своим положением, чем поражает окружающих и даже ставит их в тупик. Постепенно люди вокруг Полианны начинают меняться к лучшему — мирятся, выздоравливают, учатся ценить то, чем обладают, и не тратить драгоценного времени на бессмысленное уныние. Даже самый молчаливый и угрюмый персонаж, мистер Пендлтон (Андрей Кочетков), который не общался с горожанами 15 лет, оттаивает сердцем и душой. Первые два показа нового спектакля для детей «Поллианна» вызвали у детей и родителей настоящий восторг. Зрители, не стесняясь, признавались в искренних и добрых чувствах, родившихся во время и после посещения театра. Думаем, мы знаем, в чём секрет. Для нас такой персонаж — очень близок. «Радость моя» — так великий русский святой Серафим Саровский обращался к каждому человеку, приходившему к нему за молитвой, утешением или духовным советом. Где-то на подкорке сознания у нас записана любовь и доверие к искренним и добрым персонажам. Мы стараемся быть расчётливыми и холодными, критически настроенными к любому событию в нашем городе. Но «прокалываемся» и обнажаем широту и глубину своей души, встретившись с «Поллианной», пусть и в детском спектакле на сцене театра. Будь на то наша воля, мы бы прописывали, как рецепт от склочности и злословия, посещение спектакля «Поллианна» взрослым жителям Сарова. Ведь так часто замечательные события, хорошие дела, искреннее желание помочь нашими горожанами воспринимаются, как нечто плохое. Как будто боясь показаться простаками, своим долгом многие саровчане считают раскритиковать что-то новое, сделанное для них же. Не будем искать примеры, мы все всё знаем. Давайте попробуем, как эта странная милая девочка, поиграть в РАДОСТЬ. Знаем, сейчас очень сложное время. И что там будет дальше — даже подумать иногда страшно… Поэтому радоваться нужно уже сегодня, сейчас! Тому, что у нас есть и тому, чего у нас, слава Богу, нет. Несколько интересных фактов. Бронзовая скульптура Поллианны стоит в Литлтоне (город в штате Колорадо, США), на родине писательницы. Она представляет собой фигуру девочки с широко распахнутыми, как крылья, руками. Надпись на гранитном постаменте гласит: «Писательница Элинор Ходжман Портер (1868−1920) родилась и жила в Литлтоне, Нью-Гемпшир. В 1913 году она создала веселую Поллианну, всемирно известную героиню, само имя которой внушает радость и оптимизм». Сегодня по всему миру действуют «Клубы радости» (The Pollyanna Glad Club), где учатся оптимизму, невзирая на жизненные трудности. Роман вызвал множество подражаний, историй с похожими героями, кроме того, многие авторы писали продолжение истории самой Поллианны. Так, Элизабет Бортон создала пять книг о ней, Харриет Луммис Смит — шесть. Ни одна из этих повестей пока не переведена на русский язык. В 1920 году вышла первая экранизация повести с Мэри Пикфорд в главной роли, а всего по произведению Портер снято четыре полнометражных художественных фильма и два сериала. О спектакле вы можете составить своё представление. Правда, говорят, в Саровском драмтеатре — сплошные аншлаги. Чувствуем, скоро появятся те самые люди на крыльце, которые будут спрашивать «лишний билетик». Ах, как это прекрасно! Какая чудная игра! Анна Шиченкова г. «Голос Сарова», 2022 г., № 22 от 23 ноября