Статьи

Я попал в ловушку...

26 февраля, в день премьеры спектакля «Мой папа — Питер Пэн», мы с мужем купили диван. И это уже третий диван за десятый год совместной жизни. У меня всё хорошо. Но так было не всегда. И свою двенадцатилетнюю вахту несчастной «Венди» я отстояла, не бросив, не предав. Может, и дальше бы стояла, не пожалей меня Бог…

Спектакль-триггер
Простите. В этом отзыве о премьере Саровского драмтеатра будет много личного. По-другому не может быть. В предпремьерном интервью режиссёр спектакля «Мой папа — Питер Пэн» признался, что пьеса удивительным образом пересекается с его судьбой. Я читала пьесу, но, только посмотрев спектакль, поняла, насколько сильно она попадает и в мою жизнь.
Казалось, то тягостное время прошло, забылось, как страшный сон. Безденежье, моё одиночество в первом браке, бессилие что-либо изменить и этот чёртов диван с впивающимися в бока сломанными пружинами… Оказалось, нет — обида, ощущение предательства, чувство несправедливости всё ещё живут где-то глубоко в душе. Они отошли на «десятый план». Но не исчезли.

Такое совпадение
Маму главного героя зовут Аня… Это — я двадцать с небольшим лет назад. Работа и ещё две подработки… Пишу в два издания. Сад-огород в одной городской газете и две рубрики в автомобильном журнале. Покупаю домашние котлеты, самые дешёвые, добавляю в них хлеб и яйцо, чтобы из 10 сделать 15… И мы с дочкой безмерно счастливы, когда удаётся выкроить немного денег на сто граммов сладостей для неё… Боже, боже, зачем я всё это помню? В семье есть машина, но мы стоим холодной осенью на окраине города, на остановке у республиканской больницы — ждём маршрутку. Вчера дочке сделали несложную, но жизненно важную операцию. Ножки плохо ходят после наркоза, меня это пугает, хотя доктор и пообещал, что через несколько дней всё пройдёт. Какая-то бабуля сочувственно смотрит на нас, вздыхая: «Больные ножки у девочки?» Жёстко и коротко отвечаю ей: «Нет!» Как будто это она виновата, что у нашего папы-Питера Пэна не нашлось времени забрать нас из больницы. А на такси нет денег (да какое такси, о нём даже мысль в голову не пришла)… И ещё, ещё столько горьких воспоминаний!.. Словно они ждали за закрытой дверью, готовые в удобный момент выйти на авансцену. Что ж, дверь приоткрылась, и они не стали медлить.

Подготовка не помогла
Я знала, в отличие от многих зрителей, на какой спектакль иду. Но мне это не помогло. С момента, когда мама Дани, главного героя, в припадке отчаяния и бессилия неистово бьёт пьяного «Питер Пэна», слёзы без спроса потекли из моих глаз. Не скупые, а крупные, тяжёлые; кажется, слышно, как они падают и медленно впитываются в одежду. И зачем я накрасилась? Могла бы предположить, что буду плакать… Если не тереть глаза, то тушь не размажется… И хорошо, что у меня очки, а нос можно спрятать под маску. Спасибо, антиковидные меры. Иначе было бы так неловко выходить с красным носом в яркий свет фойе…
Снова хочу вспомнить слова Евгения Цапаева о желании воплотить на сцене принципы актёрского театра. Когда главенствует не форма, а то, как актёры существуют на сцене. Справедливости ради надо отметить и удачные формальные находки. Анимационные вставки Романа Зеленцова так органично вплетаются в действие, что без них сложно представить этот спектакль. И композиция Linkin Park «Numb», сопровождающая героя в минуты радости и отчаяния, в самые нежные, трогательные моменты интимной близости героев и тогда, когда сердце готово разорваться! Даже композиция американской рок-группы, попав в рамки актёрского театра, ожила и стала играть разные роли в этом спектакле…
Евгений Цапаев рассказывал, что в ходе работы над спектаклем актёры много разговаривали. Возможно, доверительные отношения помогли создать невероятно эмоциональный психологический спектакль.
«Работа над спектаклем лично мне пока ещё не помогла. Но и нет такой цели. Это высказывание, но не психотерапия. Это ковыряние старых болячек. А зачем он? Каждый решит сам для себя», — утверждал в момент интервью режиссёр.

Своя миссия
Наверное, у каждого зрителя, в чью душу попал спектакль «Мой папа — Питер Пэн», будет свой персонаж-фаворит. При том, что все актёры играют невероятно. И у всех — своя миссия в этом драматическом действии.
Как по мне, Владимира Петрик блестяще справилась с неимоверно сложной актёрской задачей. Трудно представить, какая внутренняя работа должна происходить, чтобы с такой концентрацией отрабатывать несколько минут на сцене. Милая молодая женщина, некогда веселая смешливая «Венди», предстаёт перед нами бледной тенью. Как смириться с суровой реальностью, с тем, что человек, которого ты любишь и малодушно прощаешь долгие годы, не предпринимает сколько-нибудь серьёзных попыток повзрослеть?
И он ведь, в сущности, неплохой человек. И сына любит, и жизнь, и свой талант так высоко ценит. Ещё немного, и зритель начнёт доставать кошельки, чтобы купить чудесное средство от страха! Да вот, что нам, двести рублей жалко? Мы верим, верим вам, Петя-Артём Жуков! Вы так вдохновенны, вы светитесь изнутри, рассказывая об этом чудном средстве. И ведь деньги — это даже не самое главное. Вам нужен полёт, а потому «Питеру Пэну» тесно на сцене — он выпархивает в зрительный зал и готов захватить весь мир со своей лебединой песней… Позабыв о сыне и о паучке Кузе…
Парень и девушка (Александр Палеха и Алёна Порхачёва) — гармоничная пара, оба молодые, красивые, любящие. И у них всё только начинается. Мы видим их в вечер откровения. Думается, у каждой молодой пары случаются такие моменты в жизни. Для них этот вечер — экзамен. Для обоих. Преодолеет ли Даня свои психологические проблемы, которые не дают ему почувствовать себя полноценным и счастливым человеком? Способна ли спутница понять и принять своего мужчину в момент его слабости? Как мне кажется, в данной линии — всё в порядке. И у героев определённо есть будущее.

Психологическая провокация
По задумке Евгения Цапаева, мы видим главного героя в тот момент, когда он осмысливает родительские поступки. Он не просто вспоминает прошлое и рефлексирует. Герой даёт оценку действиям родителей. И, как мне кажется, прощает их. Тем самым выстраивает пресловутый фундамент собственной жизни.
Спектакль «Мой папа — Питер Пэн», безусловно, психологическая провокация, спектакль-вопрос (идея режиссёра успешно реализована). И это не сеанс психотерапии. Он не даст вам ответов на ваши вопросы. Но он, я думаю, поможет понять, что прошлое живёт в тебе. И ты стал тем, кто ты есть, благодаря всей череде радостей и печалей, случившейся в твоей жизни. И да, воспоминания могут тебя ранить. Но также этот спектакль лично мне напомнил, насколько я счастлива в текущем моменте. Как сильно я люблю свою семью. И ценю замечательных коллег. И я — не в ловушке, не оцепеневшая, хотя композиция Linkin Park всё ещё способна напомнить мне о моём «тёмном» прошлом.

16+
Спасибо Саровскому драмтеатру за этот ушат ледяной воды. Спасибо Евгению Цапаеву, поздравляю его с несомненным успехом. У спектакля уже многочисленная и, в целом, — восторженная зрительская «пресса» в соцсетях. А сейчас и журналисты подтянутся! Рекомендую к просмотру. Один момент — не берите на спектакль детей. 16+.
Анна Шиченкова
г. «Голос Сарова», 2022 г., № 5 от 5 марта
Мой папа - Питер Пэн