Статьи

Новейшие приключения Шурика

Кто такой Шурик, почему ему нельзя есть конфеты, и#nbsp;как может такое произойти, что шестилетний мальчуган превратится в#nbsp;сказочного царя? Если вы#nbsp;попытаетесь ответить на#nbsp;эти вопросы, не#nbsp;посмотрев хулиганскую фантазию по#nbsp;мотивам сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о#nbsp;золотом петушке», то#nbsp;наверняка наделаете ошибок! Чтобы хоть немного прояснить ситуацию, мы#nbsp;до#nbsp;премьеры спектакля поговорили с#nbsp;режиссёром Фамилом Джавадовым из#nbsp;Санкт Петербурга.

Прежде, чем начнём разговор с#nbsp;Фамилом Джавадовым, напомним (а#nbsp;кто-то узнает об#nbsp;этом впервые, прочитав нашу статью), что долгое время пушкинисты пытались найти источник, вдохновивший великого поэта на#nbsp;создание «Сказки о#nbsp;золотом петушке». Но#nbsp;поиски были тщетны, ни#nbsp;в#nbsp;одном из#nbsp;многообразных сюжетов народных сказов ничего похожего не#nbsp;было. Разгадать загадку удалось Анне Ахматовой: оказалось, что за#nbsp;основу была взята «Легенда об#nbsp;арабском звездочёте» современника Пушкина#nbsp;— американского писателя Вашингтона Ирвинга (1783−1859).

Критики в#nbsp;один голос утверждают, что «Сказку о#nbsp;золотом петушке» Александр Сергеевич сочинял вовсе не#nbsp;для детей, а#nbsp;для взрослых. Но#nbsp;кому из#nbsp;нас в#nbsp;детстве её#nbsp;не#nbsp;читали? Вот автор этих строк, например, отлично помнит, как мама очень громко, призвав всё актёрское умение, восклицает: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на#nbsp;боку!» Кстати, эту фразу, равно как и#nbsp;«Сказка#nbsp;— ложь, да#nbsp;в#nbsp;ней намёк! Добрым молодцам урок» цензура при жизни поэта публиковать запретила, опасаясь каких-нибудь политических «применений». Вот так. И#nbsp;что#nbsp;же наши малыши «6+» должны почерпнуть из#nbsp;такой сложной сказки? И#nbsp;как поможет восприятию хулиганская фантазия Саровского драмтеатра? Пришло время задать вопросы режиссёру.

—#nbsp;Фамил, почему для создания спектакля была выбрана не#nbsp;самая простая «Сказка о#nbsp;золотом петушке?»

—#nbsp;Саровский театр предложил мне к#nbsp;юбилею Пушкина поставить для детей одну из#nbsp;его сказок. Из#nbsp;пяти произведений по#nbsp;разным причинам отпали три#nbsp;— например, какой смысл брать «Сказку о#nbsp;мертвой царевне», если в#nbsp;театре уже идет замечательная «Белоснежка» с#nbsp;похожим сюжетом? А «Сказку о#nbsp;рыбаке и#nbsp;рыбке» сейчас репетирует ваш театр кукол «Кузнечик». В#nbsp;общем, в#nbsp;итоге остались «Сказка о#nbsp;золотом петушке» и#nbsp;«Сказка о#nbsp;царе Салтане». Я#nbsp;выбрал «Сказку о#nbsp;золотом петушке»#nbsp;— мне показалось, что там больше простора для сочинительства.

—#nbsp;В#nbsp;афише читаем жанр грядущей премьеры: хулиганская фантазия. Что это значит?

—#nbsp;По#nbsp;моему ощущение, сегодня слово «хулиган» носит не#nbsp;такую уж#nbsp;отрицательную коннотацию. Для меня это больше синоним озорства. Главный герой нашего спектакля, мальчик Шурик#nbsp;— хулиган и#nbsp;фантазер. Мы#nbsp;переосмысляем сказку о#nbsp;Золотом петушке, с#nbsp;помощью фантазий приближаем её#nbsp;к#nbsp;ребёнку. Например, Шамаханская Царица у#nbsp;нас поёт песню на#nbsp;стихи Иосифа Бродского. Но#nbsp;— на#nbsp;зашифрованном детском языке…

—#nbsp;Не#nbsp;будем раскрывать все секреты, но#nbsp;уже из#nbsp;информации о#nbsp;действующих лицах и#nbsp;исполнителях понятно, что мальчик Шурик в#nbsp;какое-то мгновенье превратится в#nbsp;Царя Дадона. Как это произойдёт?

—#nbsp;Начало спектакля#nbsp;— очень знакомая бытовая ситуация: мама, укладывая непослушного сына спать, сначала беседует с#nbsp;ним о#nbsp;прожитом дне, а#nbsp;затем читает ему сказку Пушкина о#nbsp;Золотом Петушке. Знакомясь с#nbsp;Шуриком, мы#nbsp;понимаем, что мальчишка#nbsp;— тот ещё сорванец. Он#nbsp;— хитрит, юлит, а, давая обещание о#nbsp;лучшем поведении, скрещивает пальцы… Внезапно гремит гроза, из-за которой в#nbsp;доме выбивает пробки. Наступает темнота, и#nbsp;это служит толчком к#nbsp;началу фантазий.

—#nbsp;Пожалуй, сюжетных спойлеров достаточно. Давайте поговорим об#nbsp;эстетике сказки. Как мы#nbsp;уже поняли, исторических костюмов или сценографии не#nbsp;будет. Значит, все герои переместятся в#nbsp;современность?

-У нас фантазия, но#nbsp;при этом#nbsp;— фантазия современного мальчика. Поэтому на#nbsp;сцене будет условный мир, в#nbsp;котором прослеживаются отсылки к#nbsp;поп-культуре#nbsp;— и#nbsp;советской, зарубежной. Возможно, кто-то вспомнит мультфильм «Вовка в#nbsp;Тридевятом царстве» или узнает знакомые считалочки, кто-то из#nbsp;взрослых зрителей увидит в#nbsp;костюмах героев стилистику Тима Бёртона или даже аллюзии на#nbsp;«Звездные войны». В#nbsp;общем, не#nbsp;столько современность, сколько постмодернизм#nbsp;— переосмысление и#nbsp;игра.

—#nbsp;Фамил, провокационный, но#nbsp;логичный вопрос#nbsp;— а#nbsp;как#nbsp;же Пушкин? Услышат#nbsp;ли его зрители за#nbsp;всеми этими постмодернистскими играми? И#nbsp;оказал#nbsp;ли он#nbsp;на ваше формирование, как режиссёра, влияние?

—#nbsp;Конечно, текст оригинальной сказки я#nbsp;сохранил практически целиком, с#nbsp;небольшими включениями из#nbsp;либретто Бельского к#nbsp;опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».

А#nbsp;что касается его влияния, то#nbsp;я#nbsp;уверен, что Пушкин в#nbsp;той или иной мере присутствует в#nbsp;жизни каждого человека, связан он#nbsp;с#nbsp;миром искусств или нет. Мы#nbsp;встречаемся с#nbsp;ним в#nbsp;первые#nbsp;же годы жизни. И#nbsp;в#nbsp;моей памяти есть тёплые и#nbsp;очень личные моменты, когда бабушка читала мне «Сказку о#nbsp;Царе Салтане».

—#nbsp;Вы#nbsp;— молодой режиссёр, полный идей, энергии. И#nbsp;вдруг предлагают делать сказку для малышей 6+… Как вы#nbsp;отнеслись к#nbsp;этой задаче?

—#nbsp;С#nbsp;оптимизмом. Я#nbsp;в#nbsp;большей степени и#nbsp;работаю для детей в#nbsp;театре. И#nbsp;мне кажется, в#nbsp;этом больше толка. Детям ещё можно что-то привить, заложить в#nbsp;души юных зрителей какие-то нужные зерна, которые смогут прорасти. Но#nbsp;мне кажется очень важным не#nbsp;только сам спектакль, но#nbsp;и#nbsp;то, что останется после него. Лично я#nbsp;не#nbsp;верю, что ребёнок в#nbsp;шестилетнем возрасте способен подвергнуть глубокому анализу просмотренный материал и#nbsp;сделать важные нравственные выводы. Хотелось#nbsp;бы, чтобы после похода в#nbsp;театр взрослые обсудили увиденное со#nbsp;своими детьми. Театр для детей меняется, потому что дети сами#nbsp;— меняются. Они совсем по-другому воспринимают мир, получают информацию, осмысливают#nbsp;её. Поэтому и#nbsp;режиссёрские решения должны быть созвучны зрителям.

—#nbsp;Фамил, расскажите, откуда вы#nbsp;родом и#nbsp;как стали режиссёром? Почему выбрали именно эту профессию?

—#nbsp;Я#nbsp;родом из#nbsp;Омска. Режиссёром решил стать в#nbsp;пятом классе, когда мне подарили телефон с#nbsp;камерой. Я#nbsp;гулял с#nbsp;друзьями и#nbsp;начал снимать разные видеосюжеты. Получалось кино, которое мы#nbsp;сочиняли на#nbsp;ходу. Стало ясно, что мне это интересно, поэтому пошёл в#nbsp;театральное отделение школы искусств. И#nbsp;там театр «засосал», про кино я#nbsp;забыл. После школы, не#nbsp;с#nbsp;первого раза поступил в#nbsp;мастерскую Андрея Могучего в#nbsp;Санкт-Петербурге. Пришлось для этого немало потрудиться. Но#nbsp;когда есть большое желание, можно всего добиться.

—#nbsp;И#nbsp;напоследок вопрос, который мы#nbsp;задаём всем приезжим режиссёрам. Как вам наш город? Ощущаете#nbsp;ли вы#nbsp;его закрытость?

—#nbsp;Город#nbsp;— интересный и#nbsp;необычный для меня. Закрытость начала ощущаться спустя пару недель, не#nbsp;хватало новых впечатлений. Но#nbsp;вот на#nbsp;неделе я#nbsp;съездил в#nbsp;Нижний, получил там заряд энергии и#nbsp;готов работать дальше. Честно говоря, все уже устали#nbsp;— все-таки конец сезона, но#nbsp;мы с#nbsp;артистами продолжаем вместе сочинять наш спектакль, работаем много и#nbsp;плодотворно. Сейчас мы#nbsp;уже практически на#nbsp;финишной прямой, в#nbsp;выходные приглашаем ребят и#nbsp;их#nbsp;родителей на#nbsp;премьеру нашей хулиганской фантазии!

Благодарим Фамила Джавадова за#nbsp;интересную беседу. С#nbsp;нетерпением ждём следующих выходных, когда получим ответы на#nbsp;все наши вопросы. Чем закончатся новейшие приключения Шурика в#nbsp;пушкинской сказке? Поможет#nbsp;ли ему Золотой Петушок одолеть Шамаханскую царицу? И#nbsp;уж#nbsp;очень хочется услышать её#nbsp;песню…

Беседовала Анна Шиченкова
Голос Сарова, 2024 г, № 11 от#nbsp;13 июня
2024-06-13 11:53 Золотой петушок