Статьи

Яркое завершение сезона

Ярким финальным аккордом в#nbsp;юбилейном театральном сезоне Саровского драматического театра станет хулиганская фантазия по#nbsp;мотивам сказки Александра Сергеевича Пушкина «Золотой петушок».

Спектакль будет поставлен в#nbsp;честь 225-летия со#nbsp;дня рождения поэта, ставшего национальным достоянием. Из#nbsp;года в#nbsp;год 6#nbsp;июня мои преподаватели современного русского языка (предмет, известный среди филологов ласковым сокращением «СРЯ») повторяли: «Александр Сергеевич был не#nbsp;только замечательным писателем, но#nbsp;и#nbsp;талантливым лингвистом#nbsp;— с#nbsp;него начался современный русский язык». Университет давно остался в#nbsp;прошлом, но#nbsp;эта фраза отпечаталась в#nbsp;моей памяти на#nbsp;всю жизнь.

О#nbsp;СКАЗКЕ
«Золотой петушок»#nbsp;— сказка нетривиальная. Пожалуй, она одна из#nbsp;самых сложных и#nbsp;загадочных в#nbsp;творчестве Александра Сергеевича. Можно долго рассуждать о#nbsp;тайных знаках и#nbsp;скрытых смыслах, тонко вплетённых мастером слова в#nbsp;полотно повествования, но#nbsp;сегодня#nbsp;— не#nbsp;об#nbsp;этом.

Александр Пушкин взял за#nbsp;основу «Легенду об#nbsp;арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга, добавил в#nbsp;неё щепотку сатиры, пригоршню юмора и#nbsp;оформил в#nbsp;понятный для взрослых и#nbsp;детей формат. Так родилась последняя сказка, вышедшая из-под пера Александра Сергеевича.

БЕСЕДА С#nbsp;РЕЖИССЁРОМ
Мы#nbsp;поговорили с#nbsp;Фамилом Джавадовым, режиссёром-постановщиком «Золотого петушка» о#nbsp;его творческом пути, методе и#nbsp;будущем спектакле.

Особенности постановки
—#nbsp;Жанр спектакля не#nbsp;зря называется «хулиганская фантазия». В#nbsp;целом весь спектакль#nbsp;— фантазия шестилетнего мальчика Шурика на#nbsp;тему сказки Пушкина. Он (Шурик) сам немного хулиган. В#nbsp;прологе мальчик ложится спать, к#nbsp;нему приходит мама и#nbsp;начинает читать сказку. Во#nbsp;время чтения он#nbsp;задаёт маме вопросы и#nbsp;вставляет отдельные реплики, благодаря которым мы#nbsp;можем лучше понять Шурика. Так мы#nbsp;узнаем, что в#nbsp;детском саду он#nbsp;подрался с#nbsp;одногруппником Сашей, отказавшимся делиться конфетами и#nbsp;что конфеты ребёнку вообще нельзя из-за болезни. Шурик не#nbsp;хочет обещать маме, что исправится, а#nbsp;когда всё#nbsp;же обещает#nbsp;— скрещивает пальцы. Он#nbsp;всё время хитрит, юлит и#nbsp;делает всё по-своему. У#nbsp;него богатая фантазия, которую он#nbsp;отпускает в#nbsp;процессе прослушивания сказки, представляя себя в#nbsp;роли царя Дадона. Я#nbsp;работаю над тем, чтобы переход из#nbsp;образа злого, самовлюблённого царя-тирана в#nbsp;обычного мальчика был логичным и#nbsp;естественным. Чтобы Шурик сам понял, что ему не#nbsp;нравится таким быть. И, я#nbsp;надеюсь, что юные зрители не#nbsp;столько поймут, сколько интуитивно почувствуют, что им#nbsp;тоже так не#nbsp;нравится.

—#nbsp;Зачем в#nbsp;спектакле нужны дополнительные персонажи?

—#nbsp;«Золотой петушок»#nbsp;— сказка не#nbsp;из#nbsp;простых. Чтобы детям помладше было проще её#nbsp;воспринимать, мы#nbsp;ввели новых персонажей#nbsp;— маму и#nbsp;Шурика. Так мы#nbsp;приблизим сказку к#nbsp;ребёнку, покажем, как он#nbsp;может применить полученный опыт. Не#nbsp;просто запомнить сюжет: «ага, был какой-то царь, что-то где-то случилось», а#nbsp;попробовать проанализировать увиденное. Здесь, мне кажется, очень важна беседа ребёнка со#nbsp;взрослым после спектакля. Родители могут обсудить со#nbsp;своими детьми произошедшее на#nbsp;сцене, помочь им#nbsp;отрефлексировать это и#nbsp;сделать правильные выводы. Поэтому в#nbsp;спектакле не#nbsp;будет дидактического момента с#nbsp;фразами типа: «нужно держать своё слово».

Творческий путь
Фамил Джавадов#nbsp;— ученик Андрея Могучего. Он#nbsp;ставил спектакли в#nbsp;БДТ, Театре имени Моссовета, Молодёжном театральном центре «Космос», Хабаровском ТЮЗе; участвовал в#nbsp;проекте РАМТа «ВСЛУХ» и#nbsp;режиссёрских лабораториях. Интересуемся, как начался его творческий путь.

—#nbsp;Я#nbsp;решил стать режиссёром в#nbsp;5 классе. Мне подарили телефон с#nbsp;видеокамерой, и#nbsp;мы с#nbsp;друзьями начали снимать сюжетные видео. В#nbsp;процессе того, как я#nbsp;монтировал в#nbsp;простой программе кино, которое мы#nbsp;сочинили на#nbsp;ходу, я#nbsp;понял, что мне это интересно и#nbsp;пошёл в#nbsp;театральное отделение школы искусств. И#nbsp;там меня уже «затянул» театр, к#nbsp;18-ти годам я#nbsp;и#nbsp;забыл про кино. Поступал в#nbsp;театральный институт в#nbsp;Санкт-Петербурге, но#nbsp;поступил не#nbsp;сразу. И#nbsp;даже когда поступил к#nbsp;Андрею Могучему, был вольным слушателем#nbsp;— меня перевели только через год, когда я, наверное, что-то им#nbsp;доказал, более явно проявился.

Я, в#nbsp;большей степени, работаю в#nbsp;театре для детей. Мне кажется, сейчас это важно. Детям ещё можно что-то привить, как-то их#nbsp;изменить, заложить в#nbsp;них зерно, которое ещё прорастёт. Моя «миссия» в#nbsp;глобальном смысле#nbsp;— формировать их#nbsp;мировосприятие. Мой дипломный спектакль был как раз для детей в#nbsp;БДТ, назывался «Чёрная скрипочка». Могучий предложил мне это сделать, я#nbsp;попробовал, и#nbsp;мне понравилось. Потом поставил новогоднюю сказку для детей в#nbsp;«Пятом театре» в#nbsp;Омске, пообщался с#nbsp;режиссёром Иваном Пачиным, который для себя решил создавать спектакли исключительно для детей и#nbsp;подростков. Вообще я#nbsp;увидел, как много молодых талантливых режиссёров сейчас работает в#nbsp;этом жанре. Очень важно создать для детей новый театральный язык!

«Интуитивная режиссура»
—#nbsp;У#nbsp;меня свой способ репетиции, ваш главный режиссёр Антон Морозов называет это «интуитивная режиссура». Он#nbsp;не#nbsp;как в#nbsp;учебниках, когда режиссёр сначала должен разобрать материал дома, написать экспликацию (разработка замысла будущего спектакля) и#nbsp;уже с#nbsp;этим идти к#nbsp;артисту. У#nbsp;меня так не#nbsp;получается. Часть я, конечно, делаю дома, но#nbsp;я#nbsp;не могу один придумать спектакль, мне неинтересно. Я#nbsp;встречаюсь с#nbsp;художником, и#nbsp;мы#nbsp;вместе начинаем сочинять, потом с#nbsp;композитором, артистами#nbsp;— так рождается спектакль. Артисты воспринимают такой подход по-разному, кому-то нравится, кому-то#nbsp;— нет. Это зависит от#nbsp;театра и#nbsp;самих актёров. Мне так больше нравится, в#nbsp;этом больше жизни.

Премьерный показ «Золотого петушка» состоится 15 и#nbsp;16#nbsp;июня. Билеты можно приобрести на#nbsp;сайте саровтеатр. рф#nbsp;или в#nbsp;кассе театра. Не#nbsp;пропустите яркое завершение сезона!
Мария Киселёва

г. «Городской курьер», 2024, № 24 от#nbsp;13 июня
2024-06-13 15:41 Золотой петушок