Ярким финальным аккордом в юбилейном театральном сезоне Саровского драматического театра станет хулиганская фантазия по мотивам сказки Александра Сергеевича Пушкина «Золотой петушок».
Спектакль будет поставлен в честь 225-летия со дня рождения поэта, ставшего национальным достоянием. Из года в год 6 июня мои преподаватели современного русского языка (предмет, известный среди филологов ласковым сокращением «СРЯ») повторяли: «Александр Сергеевич был не только замечательным писателем, но и талантливым лингвистом — с него начался современный русский язык». Университет давно остался в прошлом, но эта фраза отпечаталась в моей памяти на всю жизнь.
О СКАЗКЕ «Золотой петушок» — сказка нетривиальная. Пожалуй, она одна из самых сложных и загадочных в творчестве Александра Сергеевича. Можно долго рассуждать о тайных знаках и скрытых смыслах, тонко вплетённых мастером слова в полотно повествования, но сегодня — не об этом.
Александр Пушкин взял за основу «Легенду об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга, добавил в неё щепотку сатиры, пригоршню юмора и оформил в понятный для взрослых и детей формат. Так родилась последняя сказка, вышедшая из-под пера Александра Сергеевича.
БЕСЕДА С РЕЖИССЁРОМ Мы поговорили с Фамилом Джавадовым, режиссёром-постановщиком «Золотого петушка» о его творческом пути, методе и будущем спектакле.
Особенности постановки — Жанр спектакля не зря называется «хулиганская фантазия». В целом весь спектакль — фантазия шестилетнего мальчика Шурика на тему сказки Пушкина. Он (Шурик) сам немного хулиган. В прологе мальчик ложится спать, к нему приходит мама и начинает читать сказку. Во время чтения он задаёт маме вопросы и вставляет отдельные реплики, благодаря которым мы можем лучше понять Шурика. Так мы узнаем, что в детском саду он подрался с одногруппником Сашей, отказавшимся делиться конфетами и что конфеты ребёнку вообще нельзя из-за болезни. Шурик не хочет обещать маме, что исправится, а когда всё же обещает — скрещивает пальцы. Он всё время хитрит, юлит и делает всё по-своему. У него богатая фантазия, которую он отпускает в процессе прослушивания сказки, представляя себя в роли царя Дадона. Я работаю над тем, чтобы переход из образа злого, самовлюблённого царя-тирана в обычного мальчика был логичным и естественным. Чтобы Шурик сам понял, что ему не нравится таким быть. И, я надеюсь, что юные зрители не столько поймут, сколько интуитивно почувствуют, что им тоже так не нравится.
— Зачем в спектакле нужны дополнительные персонажи?
— «Золотой петушок» — сказка не из простых. Чтобы детям помладше было проще её воспринимать, мы ввели новых персонажей — маму и Шурика. Так мы приблизим сказку к ребёнку, покажем, как он может применить полученный опыт. Не просто запомнить сюжет: «ага, был какой-то царь, что-то где-то случилось», а попробовать проанализировать увиденное. Здесь, мне кажется, очень важна беседа ребёнка со взрослым после спектакля. Родители могут обсудить со своими детьми произошедшее на сцене, помочь им отрефлексировать это и сделать правильные выводы. Поэтому в спектакле не будет дидактического момента с фразами типа: «нужно держать своё слово».
Творческий путь Фамил Джавадов — ученик Андрея Могучего. Он ставил спектакли в БДТ, Театре имени Моссовета, Молодёжном театральном центре «Космос», Хабаровском ТЮЗе; участвовал в проекте РАМТа «ВСЛУХ» и режиссёрских лабораториях. Интересуемся, как начался его творческий путь.
— Я решил стать режиссёром в 5 классе. Мне подарили телефон с видеокамерой, и мы с друзьями начали снимать сюжетные видео. В процессе того, как я монтировал в простой программе кино, которое мы сочинили на ходу, я понял, что мне это интересно и пошёл в театральное отделение школы искусств. И там меня уже «затянул» театр, к 18-ти годам я и забыл про кино. Поступал в театральный институт в Санкт-Петербурге, но поступил не сразу. И даже когда поступил к Андрею Могучему, был вольным слушателем — меня перевели только через год, когда я, наверное, что-то им доказал, более явно проявился.
Я, в большей степени, работаю в театре для детей. Мне кажется, сейчас это важно. Детям ещё можно что-то привить, как-то их изменить, заложить в них зерно, которое ещё прорастёт. Моя «миссия» в глобальном смысле — формировать их мировосприятие. Мой дипломный спектакль был как раз для детей в БДТ, назывался «Чёрная скрипочка». Могучий предложил мне это сделать, я попробовал, и мне понравилось. Потом поставил новогоднюю сказку для детей в «Пятом театре» в Омске, пообщался с режиссёром Иваном Пачиным, который для себя решил создавать спектакли исключительно для детей и подростков. Вообще я увидел, как много молодых талантливых режиссёров сейчас работает в этом жанре. Очень важно создать для детей новый театральный язык!
«Интуитивная режиссура» — У меня свой способ репетиции, ваш главный режиссёр Антон Морозов называет это «интуитивная режиссура». Он не как в учебниках, когда режиссёр сначала должен разобрать материал дома, написать экспликацию (разработка замысла будущего спектакля) и уже с этим идти к артисту. У меня так не получается. Часть я, конечно, делаю дома, но я не могу один придумать спектакль, мне неинтересно. Я встречаюсь с художником, и мы вместе начинаем сочинять, потом с композитором, артистами — так рождается спектакль. Артисты воспринимают такой подход по-разному, кому-то нравится, кому-то — нет. Это зависит от театра и самих актёров. Мне так больше нравится, в этом больше жизни.
Премьерный показ «Золотого петушка» состоится 15 и 16 июня. Билеты можно приобрести на сайте саровтеатр. рф или в кассе театра. Не пропустите яркое завершение сезона! Мария Киселёва