Премьера спектакля «Охота жить» прошла в нашем театре в минувшие выходные.
«Это лучшее, что мы видели в своей жизни!» — да-да, и такие отзывы на новый спектакль звучали от саровчан сразу после сдачи спектакля… Лично мне после просмотра спектакля стало радостно от внезапного осознания: чудесные у нас артисты!
Режиссер Александр Гришин (Москва) также считает — актеры в Сарове прекрасны, особенно представители старшего поколения (а герои Шукшина, как ни крути, люди зрелые, жизнь повидавшие). Немного притчевый двухактовый спектакль состоит из нескольких рассказов Шукшина, эмоциональный накал действия (как энергия откровенного разговора) нарастает к концу. После милейшего балалаечника-Антипа (заслуженный артист Р Ф Анатолий Наумов) и его верной Марфы (Светлана Злобина) и ироничного «Хозяина бани и огорода» (Игорь Головин) нам открываются на сцене более сложные по мысли и сюжету «Вянет-пропадает», «Сапожки», «Охота жить»… Мне — особенно «Сапожки». Они выбиваются из общего ряда шукшинских рассказов, в которых порой слишком зияет пустотой та самая «некоммуникабельность чувств», которую превозносили классики мирового кинематографа и мировой же литературы середины прошлого века. Константин Алексеев блестяще показал своего Сергея Духанина — неловкого и немолодого, но цельного человека. Хороша и его жена Клавдия (Наталья Опалихина). В версии режиссера Гришина Духанины — люди уже немолодые (у Шукшина им всего по 45). И потому красные сапожки, так яростно охраняемые продавщицей-цербером (Светлана Киверская не пожалела красок для этой роли) — это последний кленовый листок уходящей жизни, ее яркий закат и праздник!
Смотришь и понимаешь, насколько тонко изображает в рассказах Шукшин (а Гришин — в спектакле) проявления чужой зависти, высокомерия, небрежности… Выискивая в море дефектов человеческого характера жемчуга настоящей любви, понимания, оберегающей чуткости. Правда, отчаявшийся Сергей уже думает бросить свой «аленький цветочек» в колодец в случае недовольства жены (колодец — прямо библейский символ). Но, к счастью, Клавдия оказывается на высоте понимания — деревенская женщина достойна царского подарка (вспомним гоголевские черевички!). Пусть они и не подошли — это уже не важно, достанутся новому поколению Духаниных, дочке Груше… И «Охота жить»… Рассказ, от каждого прочтения которого хочется снова и снова упрекать простодушного Никитича в излишней доверчивости, в обворовавшей его же самого вере в чистоту молодой души, скрываемой красивой оболочкой («девки таких любят!»). У Андрея Опалихина Никитич получился не щупленьким охотником, как у Шукшина, а полнокровным хозяином тайги. И тем удивительнее, как этот богатырь оказался обманут столь мелкой натурой, как Коля-зэк (Юрий Николаев). Видимо, эту загадку предстоит разгадывать еще многим грядущим поколениям… Спектакль вдохновенно решен в художественном плане. Художник Наталья Войнова (Москва) не поскупилась на смысловые находки. Спектакль почти монохромен, только редкие красные акценты дают пищу уму и воображению зрителя. Красная рубаха балалаечника Антипа (ах, эта лебединая песня, последний вызов судьбе), кроваво-красное платье яростной продавщицы-«цербера», красные, как вызов серым и недалеким работягам — сапожки Клавдии, красная кровь Никитича (которую мы не увидим). И вырванные с корнем деревья, висящие в воздухе — «обескорненные» и обескровленные горожане, забывшие родство Иваны, мыслящие в категориях «вкусно поесть и попить» и готовые на все ради мерцающих огней сладкой жизни… Не мы ли есть они? Что ж, спектакль удался. Радостно, что во всех театральных рассказах-характерах Шукшина задействовано не только старшее, но и молодое поколение театра. Режиссер Александр Гришин, видимо, переживает за свое детище, отмечая, что спектакли в маленьких городах живут не очень долго. Прослойка любителей театра не очень большая и все, кто хочет, посмотрит спектакль в первые же месяцы… Хочется пожелать долгой жизни его работе и выразить уверенность, что саровчане-театрофилы не раз и не два сходят на этот спектакль (лично я с удовольствием схожу снова…). Не пожалейте времени, соберитесь посмотреть на героев давно ушедшего певца… нет, даже не русской деревни, но русской совести. Ее не слабеющего со временем голоса… Ирма Крекнина г. «Городской курьер», 2021 г., № 38 от 22 сентября