О режиссёре
Александр Гришин — известный московский актёр театра и кино, педагог ГИТИСа. В настоящее время служит в РАМТе, играет в Театре Наций. Будучи актёром, поставил четыре спектакля, сейчас осваивает профессию режиссёра в институте, где сам же преподаёт, в ГИТИСе на курсе Голомазова. О профессии говорит так:
— Я давно занимаюсь режиссурой — это ещё одна возможность для меня узнать профессию артиста, только с другой стороны. Совершенно разные вещи, но и очень похожие. Как калейдоскоп смотришь — с одной стороны видишь, из чего состоит мозаика, с другой — уже саму красивую картинку.
В Саров Александр Гришин приехал по предложению театра, а порекомендовала его в качестве режиссера наша актриса, которая учится у него на курсе.
Работа над спектаклем шла параллельно со сьёмками в новом фильме, поэтому лето-2021 для Александра Гришина выдалось горячим и в прямом, и в переносном смысле.
— Дорогу от Сарова до Великого Новгорода, где мы снимали кино, я запомню на всю жизнь, — улыбается режиссёр. — Столько было всяких приключений. В этом году у меня не было отпуска, с супругой и детьми провёл три дня в Анапе, на этом отдых закончился.
Почему Шукшин
— Когда мы связались с руководством театра, обсуждали несколько вариантов, — рассказывает Александр Валерьевич, — Я понимаю, что такое театр. У него есть свои нужды. Я хотел бы поставить «Бег» Михаила Булгакова, «Калину красную» того же Шукшина. У меня есть много интересных задумок. Мы сравнили всё, что я хочу, и всё, что нужно Саровскому драмтеатру. Пришли к мнению, что сейчас нужен Шукшин.
Режиссёр признаётся, что изначально планировал ставить одни рассказы, а когда ближе познакомился с труппой театра, из запланированных остались лишь два. Всего зрители увидят шесть шукшинских историй: «Артист Фёдор Грай», «Хозяин бани и огорода», «Одни», «Вянет-пропадает», «Сапожки», «Охота жить».
— Я ничего не менял в рассказах, — отмечает Александр Валерьевич, — где-то просто сместил акценты. В каждой истории сходятся два мира. И каждый из них хочет жить, но жить по-своему. Например, в «Вянет-пропадает» сталкивается мир ребёнка, которому просто нужна мама, и мир взрослых людей, которым хочется любви и нежности. Квинтэссенция — в рассказе «Охота жить», где сталкиваются два совершенно противоположных мира. Какая сейчас молодёжь приходит взамен уходящего поколения? На смену большим добрым белым великанам приходят маленькие тщедушные люди, которые просто хотят жить. Хотят классной, весёлой, сладкой жизни…
Особенности постановки
То, что спектакль будет необычным, зритель поймёт уже по программке. В ней мы не увидим привычного «роль персонажа исполняет артист такой-то». Почему?
— Главное моё желание в этом спектакле было — не надевать маски и снимать их, не изображать никаких чудиков. Для меня нет главных ролей. Здесь есть люди, которые рассказывают историю. О своей боли, о своих чаяниях. Мне показалось это верным в той системе координат, в которой мы живём. В подобные ситуации могли попасть те люди, которые выходят на сцену, и те, что сидят в зрительном зале. Просто сейчас наш проводник — это Шукшин.
Мы не случайно в начале статьи написали, что спектакль заговорит, запоёт, закружит. Поэтика Шукшина насквозь пронизана народным творчеством. И спектакль «Охота жить» — особенный, музыкально-песенно-хороводный. Откроем небольшой секрет — для того, чтобы воплотить в жизнь задумки режиссёра, наши актёры с нуля осваивали музыкальные инструменты. Шутка ли! И не только — кое-кому пришлось вспомнить навыки чечётки, а другие совершенствовались в пении, а капелла… Но всех секретов раскрывать не велено. Молчим. Всё увидите на премьере!
Вырванные с корнем
Художник премьерного спектакля Наталья Войнова уже в афише передаёт будущему зрителю сигнал, о чём эта постановка. Парящее в воздухе вырванное с корнем дерево — это, увы, о состоянии современного общества. И только зелёные листочки на нескольких ветках дают нам какую-то надежду на то, что не всё потеряно.
— В спектакле много моих личных жизненных моментов, — признаётся Александр Валерьевич. — Я жил с мамой в двухэтажном кирпичном доме. Моя комната выходила на фонарь, под которым весь двор собирался за столом. Всегда выносились пельмени, раки, пиво. Раньше выносили телевизор, первые приставки. Играли в «кирпичи», разыгрывали первые спектакли. Сейчас — пустота. Мы как те деревья, что вырвали с корнем, не знаем, не помним своего родства. Когда впервые прочитал рассказ «Охота жить», я рыдал, никак не мог поверить, что он так закончился. Но в любом мраке есть свет.
Будет ли финал спектакля трагическим? Мы не знаем, потому что на момент разговора с режиссёром над постановкой ещё работали. Но даже если и так. В «Обыкновенном чуде» волшебник говорит: «Друзья мои, и в трагических концах есть своё величие. Они заставляют задуматься оставшихся в живых». У нас нет оснований не доверять этому мнению.
Для кого спектакль
На какой возраст рассчитывает режиссёр? Кому будет понятен этот спектакль? Например, молодым стоит смотреть? Поймут ли они Шукшина?
— А доброта понятна, если она есть? — парирует режиссёр. — А любовь? Я прихожу на некоторые спектакли, а мне уже 47 лет, и не вижу ни любви, ни доброты. Ничего, кроме желания проявить себя, злобу и некую ненависть к миру. Мне бы хотелось, чтобы спектакль смотрели и молодые люди, и пожилые. Я очень надеюсь, что зрители придут на этот спектакль не один раз, потому что в нём много слоёв. Каждый раз даже я, режиссёр, подмечаю что-то новое.
Мы желаем творческому коллективу успешной работы. До премьеры осталось меньше 10 дней. А с вами, дорогие театралы, встречаемся 17, 18, 19 сентября в Саровском драмтеатре на открытии 73-го театрального сезона! Билеты уже в продаже, поторопитесь!
Анна Шиченкова
г. «Голос Сарова». 2021 г., № 17 от 8 сентября