Немцы, с примесью ужаса, называли их «ночными ведьмами», а наши воины ласково — «Дунькиным полком», «ласточками Победы». Зайдя на цель, они глушили двигатели своих фанерных У-2 и планировали с характерным шелестом. И только отбомбившись, заводили мотор и скрывались в непроглядной ночной тьме…
11 мая я побывала в горячо любимом мной театральном подвальчике на сдаче очередной премьеры Саровского драматического театра — театрального урока мужества «Ласточки Победы» Режиссёром постановки выступила Оксана Илларионова, драматургом — Ольга Логинова, художником-постановщиком Владимир Ширин.
Постановка получилась полноценная и чрезвычайно населённая — в ней задействованы 17 человек! На сцене театрального подвальчика ещё никогда не было так многолюдно. Спектакль очень динамичен — действие не отпускает зрителя до самого окончания. Некогда даже вздохнуть, не то что зевнуть или глянуть в телефон — куда там! Поразительные судьбы героинь — пяти девушек-студенток мехмата МГУ, как будто взяты из остросюжетного романа. А ведь это реальные люди и судьбы, по которым катком прошлась война. Они живут на сцене прямо перед нами — зубрят физику, переживают, что их не взяли на фронт, сияют ослепительными улыбками, когда становится ясно, что они всё-таки туда попадут. Обливаются потом на физподготовке — и впервые взлетают! Несколько вылетов за ночь, в полной темноте, на никак незащищённых фанерных самолётах, которые может прошить любая пуля… Вот женщины-техники, выбиваясь из сил, вручную тащат огромный снаряд — им надо подвесить под брюхо самолёта несколько бомб по 25, 50 или 100 килограммов… Итак каждую ночь — по полторы тонны на сестру. Тяжёлые времена рождают сильных людей — эти слова можно с полным правом отнести ко всем героиням спектакля. А ведь они ещё находят в себе силы петь и танцевать, прихорашиваться, подшучивать друг над другом. Характеры обрисованы ярко и так, что сразу не веришь — это они, девушки военных лет!
Несмотря на трагическую гибель одной из главных героинь Жени Рудневой, в целом постановка очень оптимистичная — эти хрупкие девушки не только пережили войну, всеми силами приближая Победу, но и смогли найти себя в мирное время, став успешными учёными, вузовскими преподавателями и создав семьи.
Спектакль сделан талантливо и серьёзно. Горячо и настоятельно рекомендую посмотреть его не только подросткам, для которых он предназначен, но и взрослым.
НЕ ПАФОСНАЯ ИСТОРИЯ
Режиссёр-постановщик и драматург спектакля Оксана Илларионова и Ольга Логинова рассказали, как возникла идея театрального урока мужества «Ласточки Победы».
Оксана Илларионова: «Наткнулась на послевоенное фото, на нём — пять шикарных женщин, три из них со звездами Героев Советского Союза. Так я и раскопала историю, как пять студенток мехмата МГУ ушли добровольцами на фронт в 1941-м. Они служили в 588-м женском авиаполке, с 1943 года переименованном в 46 гвардейский Таманский авиаполк ночных бомбардировщиков. Всего из МГУ в авиацию попали 17 студенток исторического, географического, филологического и других факультетов. Четыре из наших пяти героинь стали Героями Советского Союза (одна посмертно), почти все вернулись в МГУ на третий курс, окончили его, став профессорами, кандидатами физ-мат. наук, сделали карьеру в науке и стали вузовскими преподавателями.
Сила воли этих двадцатилетних девушек просто потрясает. Через их судьбы мне хочется сказать современной молодёжи, что для человека нет ничего невозможного. Как говорила создательница авиаполков Марина Раскова, женщина может всё. Воевать на протяжении всех девяти месяцев беременности. Сломав позвоночник и полгода пролежав в госпитале, вернуться и бомбить врага. Каждую ночь по 13 раз ходить на смерть, и так четыре года подряд — у всех наших героинь по 700 и более вылетов. А после всего этого ещё и состояться как женщина: нарожать детей, сделать карьеру, прожив долгую и удивительную жизнь".
Отметим, что не все героини спектакля прожили долгую жизнь. Штурман Евгения Руднева погибла во время боевого вылета над Керченским проливом, и через её судьбу нам рассказали о кровопролитных боях авиаполка в Булганаке, Аджимушкае, и Эльтигене. Антонина Зубкова вернулась, но покончила с собой в 30-летнем возрасте — была слишком бескомпромиссной, не смогла вынести житейскую подлость…
Ольга Логинова: «Оксана Юрьевна набрала огромный массив информации, которую мне под её неусыпным руководством необходимо было сократить и придать документальной истории художественную форму».
В тексте нет ничего выдуманного, кроме диалогов (которые тоже писались на основе дневниковых записей, интервью и мемуаров) и нескольких частушек, сочинённых Ольгой Логиновой. Всё остальное — строго документально и аутентично. Так, клятва гвардейцев образца 1943 года звучит в подлиннике. Лётные шлемы и очки добыты с военных складов. Одежда сшита по лекалам штурманской формы 1941 года. А поскольку форма и знаки отличия за время войны менялись несколько раз — чтобы сделать костюмы героинь аутентичными, художник Владимир Николаевич Ширин провёл большую сложную работу.
В спектакле присутствует и современный план — студентки МГУ военных лет пересекаются с нынешними студентками. Современные девочки постоянно страдают от стресса, не понимая, что такое настоящий стресс, ужас, горе. «В нас заложены такие скрытые резервы, что человек может буквально всё, — убеждены авторы спектакля — Не надо раскисать по любому поводу!»
По словам Оксаны Илларионовой, тема спектакля и его герои, как и современные воины, требуют к себе уважения, поэтому постановку делали «по-честному», «по-взрослому», без упрощений. «У нас не скорбная, не пафосная история, а оптимистичная. Ведь наши героини ушли на фронт, но почти все вернулись» — подытожила она.
Валерия Александрова
г. «Новый город», 2023 г., № 19 от 17 мая
11 мая я побывала в горячо любимом мной театральном подвальчике на сдаче очередной премьеры Саровского драматического театра — театрального урока мужества «Ласточки Победы» Режиссёром постановки выступила Оксана Илларионова, драматургом — Ольга Логинова, художником-постановщиком Владимир Ширин.
Постановка получилась полноценная и чрезвычайно населённая — в ней задействованы 17 человек! На сцене театрального подвальчика ещё никогда не было так многолюдно. Спектакль очень динамичен — действие не отпускает зрителя до самого окончания. Некогда даже вздохнуть, не то что зевнуть или глянуть в телефон — куда там! Поразительные судьбы героинь — пяти девушек-студенток мехмата МГУ, как будто взяты из остросюжетного романа. А ведь это реальные люди и судьбы, по которым катком прошлась война. Они живут на сцене прямо перед нами — зубрят физику, переживают, что их не взяли на фронт, сияют ослепительными улыбками, когда становится ясно, что они всё-таки туда попадут. Обливаются потом на физподготовке — и впервые взлетают! Несколько вылетов за ночь, в полной темноте, на никак незащищённых фанерных самолётах, которые может прошить любая пуля… Вот женщины-техники, выбиваясь из сил, вручную тащат огромный снаряд — им надо подвесить под брюхо самолёта несколько бомб по 25, 50 или 100 килограммов… Итак каждую ночь — по полторы тонны на сестру. Тяжёлые времена рождают сильных людей — эти слова можно с полным правом отнести ко всем героиням спектакля. А ведь они ещё находят в себе силы петь и танцевать, прихорашиваться, подшучивать друг над другом. Характеры обрисованы ярко и так, что сразу не веришь — это они, девушки военных лет!
Несмотря на трагическую гибель одной из главных героинь Жени Рудневой, в целом постановка очень оптимистичная — эти хрупкие девушки не только пережили войну, всеми силами приближая Победу, но и смогли найти себя в мирное время, став успешными учёными, вузовскими преподавателями и создав семьи.
Спектакль сделан талантливо и серьёзно. Горячо и настоятельно рекомендую посмотреть его не только подросткам, для которых он предназначен, но и взрослым.
НЕ ПАФОСНАЯ ИСТОРИЯ
Режиссёр-постановщик и драматург спектакля Оксана Илларионова и Ольга Логинова рассказали, как возникла идея театрального урока мужества «Ласточки Победы».
Оксана Илларионова: «Наткнулась на послевоенное фото, на нём — пять шикарных женщин, три из них со звездами Героев Советского Союза. Так я и раскопала историю, как пять студенток мехмата МГУ ушли добровольцами на фронт в 1941-м. Они служили в 588-м женском авиаполке, с 1943 года переименованном в 46 гвардейский Таманский авиаполк ночных бомбардировщиков. Всего из МГУ в авиацию попали 17 студенток исторического, географического, филологического и других факультетов. Четыре из наших пяти героинь стали Героями Советского Союза (одна посмертно), почти все вернулись в МГУ на третий курс, окончили его, став профессорами, кандидатами физ-мат. наук, сделали карьеру в науке и стали вузовскими преподавателями.
Сила воли этих двадцатилетних девушек просто потрясает. Через их судьбы мне хочется сказать современной молодёжи, что для человека нет ничего невозможного. Как говорила создательница авиаполков Марина Раскова, женщина может всё. Воевать на протяжении всех девяти месяцев беременности. Сломав позвоночник и полгода пролежав в госпитале, вернуться и бомбить врага. Каждую ночь по 13 раз ходить на смерть, и так четыре года подряд — у всех наших героинь по 700 и более вылетов. А после всего этого ещё и состояться как женщина: нарожать детей, сделать карьеру, прожив долгую и удивительную жизнь".
Отметим, что не все героини спектакля прожили долгую жизнь. Штурман Евгения Руднева погибла во время боевого вылета над Керченским проливом, и через её судьбу нам рассказали о кровопролитных боях авиаполка в Булганаке, Аджимушкае, и Эльтигене. Антонина Зубкова вернулась, но покончила с собой в 30-летнем возрасте — была слишком бескомпромиссной, не смогла вынести житейскую подлость…
Ольга Логинова: «Оксана Юрьевна набрала огромный массив информации, которую мне под её неусыпным руководством необходимо было сократить и придать документальной истории художественную форму».
В тексте нет ничего выдуманного, кроме диалогов (которые тоже писались на основе дневниковых записей, интервью и мемуаров) и нескольких частушек, сочинённых Ольгой Логиновой. Всё остальное — строго документально и аутентично. Так, клятва гвардейцев образца 1943 года звучит в подлиннике. Лётные шлемы и очки добыты с военных складов. Одежда сшита по лекалам штурманской формы 1941 года. А поскольку форма и знаки отличия за время войны менялись несколько раз — чтобы сделать костюмы героинь аутентичными, художник Владимир Николаевич Ширин провёл большую сложную работу.
В спектакле присутствует и современный план — студентки МГУ военных лет пересекаются с нынешними студентками. Современные девочки постоянно страдают от стресса, не понимая, что такое настоящий стресс, ужас, горе. «В нас заложены такие скрытые резервы, что человек может буквально всё, — убеждены авторы спектакля — Не надо раскисать по любому поводу!»
По словам Оксаны Илларионовой, тема спектакля и его герои, как и современные воины, требуют к себе уважения, поэтому постановку делали «по-честному», «по-взрослому», без упрощений. «У нас не скорбная, не пафосная история, а оптимистичная. Ведь наши героини ушли на фронт, но почти все вернулись» — подытожила она.
Валерия Александрова
г. «Новый город», 2023 г., № 19 от 17 мая