В Саровском театре драмы прошла творческая лаборатория в рамках программы «Территория культуры Росатома»
С 23 по 29 сентября в Саровском театре драмы прошла третья по счету творческая лаборатория Театра Наций и программы «Территория культуры Росатома». Целую неделю не только саровские артисты, но и сотрудники театральных цехов плотно занимались с профильными специалистами из театров других городов. Так, состоялись мастер-классы «Голос в пространстве» (педагог Ася Литвинова) и «Тело в пространстве» (хореограф Валентина Луценко), а в рамках технической программы — целый ряд рабочих встреч специалистов Андрея Зимарина, Евгения Черных, Татьяны Бородиной с сотрудниками художественно-постановочной части нашего театра.
В последний день работы творческой лаборатории, 29 сентября, прошли открытые мероприятия — лекция театроведа Анастасии Паукер о современном театре и показы эскизов спектаклей для детей «Фуня» и для взрослых «Девять дней одного года» с последующим их обсуждением со зрителями.
Мне довелось посетить лекцию «Театр сегодня: новый язык, тенденции, имена» и показ эскиза спектакля для взрослых, который произвел сильное впечатление.
Современный театр: «новая искренность»
Театровед, театральный критик Анастасия Паукер рассказала о некоторых популярных постановках и режиссерах и на их примерах — о новых театральных тенденциях.
«Сейчас мы переживаем волну „новой искренности“, метамодерна, — отметила она. — Если постмодернизм был саркастичным, злым, насмехался над романтическими иллюзиями, то метамодерн возвращается к искренности, хотя и через иронию».
На первый план выходит так называемый социальный театр, и в его рамках развивается «театр горожан» — когда профессиональные режиссеры работают с непрофессиональными актерами-энтузиастами. При этом зачастую ставятся сюжеты и рассказываются истории, которыми поделились сами артисты-любители. Один из ярких примеров такой постановки — «Сочинение будущего» Бориса Павловича, показанная в Выксе. Спектакль занял целое здание местной школы, а актеры — в основном подростки — несколько дней общались со зрителями, рассуждая о космосе и будущем человечества.
Продолжает развиваться подростковый театр, где тексты основаны на проблемах, которые обозначают сами подростки. На первом месте здесь, как правило, буллинг в школе.
Появилось и направление «театр в селе» — так, театральная компания «Эскизы в пространстве» купила деревенский дом в селе Фомиха под Суздалем, где и ставит свои спектакли. Туда приезжают зрители, хотя добраться в село непросто — сначала ехать по грунтовке, а затем переплывать через реку на плоту. Артисты встречают зрителей с самоваром и баранками, приглашают в свою избу и показывают спектакль. Это тоже важная тенденция современного театра — он перебирается из больших городов в небольшие местечки, локализуется, поднимая тему «маленького человека» и помогая решать проблемы локальных сообществ.
Про ученых-ядерщиков
Вечером 29 сентября зрители собрались в большом зале посмотреть эскиз постановки «Девять дней одного года» режиссера из Краснодара Александра Чеботарева по киносценарию Михаила Ромма и Даниила Храбровицкого, написанного для одноименного фильма 1960-х годов.
Более актуальной для Сарова темы и найти было нельзя — ученые-ядерщики проводят испытания ядерного реактора, но что-то идет не так, и они получают большую дозу радиоактивного облучения. Как выясняется в ходе спектакля, эта доза у главного героя Мити Гусева была уже не первой…
В пьесе есть и любовь, и дружба, и соперничество друзей за внимание девушки. Бескорыстный научный фанатизм, желание помочь всему человечеству противопоставляется благоразумию, стремлению делать карьеру — «жить для себя», как сказали бы сейчас.
Полноценными участниками действа стали сценические осветительные приборы, расположенные так, что героям приходится пробираться через них, как сквозь лес колб и реторт средневековой лаборатории. А также свет и звук — тревожный красный отблеск обозначает атомный реактор, потусторонние звуки издает ядерная лаборатория.
Эскиз, созданный режиссером и актерами всего за несколько дней, представляет собой часть пьесы — всего четыре дня из жизни героев, то есть меньше половины сценического материала. Режиссер во время обсуждения эскиза поделился со зрителями, что несколько раз менял концепцию спектакля, а текст дописал только к четвергу. Это фантастика — за три дня артисты смогли выучить реплики и вжиться в материал так, что впечатления от увиденного оказались незабываемыми! И хотя среди зрителей нашлись не только ценители, но и критики, по итогам обсуждения большинство в зале посредством аплодисментов высказалось за продолжение работы над этим спектаклем.
Серьезный технический блок
Завлит Саровского театра драмы Ольга Логинова подвела итоги работы лаборатории. Она отметила, что эта лаборатория, третья по счету, примечательна серьезным техническим блоком. «К нам приехали технический директор Александр Соломин и трое специалистов — звукорежиссер московского театра „Центр драматургии и режиссуры“ Андрей Зимарин, начальник электросветотехнической службы Малого театра Евгений Черных и театральный бутафор Татьяна Бородина. Они в течение трех дней проводили рабочие встречи с сотрудниками наших цехов, обсудили множество важных вопросов, даже мимоходом обновили и починили кое-какое оборудование. Очень крутыми получились мастер-классы бутафора, на которые собрались не только бутафоры и декораторы, но и сотрудники пошивочного и костюмерного цехов, и художники-постановщики. Все смогли попробовать в деле новые материалы и технологии, которые помогут сократить время изготовления реквизита и прочей бутафории, сделать работу более простой и эффективной», — отметила завлит.
Ольга Логинова рассказала, что на занятиях лаборатории присутствовали только те артисты, которые сами изъявили желание. При этом участие приняла бОльшая часть труппы, и режиссерам пришлось по ходу репетиций менять свои планы. Так, в эскиз «Фуня» планировали набрать семь крокодилов, но пришлось взять… пятнадцать! Так много оказалось желающих.
Ольга Логинова: «Зрители увидели не полноценные истории, а лишь их часть — эскизные отрывки минут на 40. Но это не набросок „на коленке“, а почти полноценный спектакль — со светом, звуком, костюмами. Выученным текстом! Это большая нагрузка дл артистов, но и хороший тренаж. Ведь обычно мы делаем спектакль в течение полутора месяцев, а тут было всего несколько дней».
Завлит рассказала, что при подготовке спектакля про физиков актеры и режиссер посетили музей ядерного оружия, а также попросили пригласить на репетицию работника ВНИИЭФ. Вместе с инженером-конструктором Ириной Платуновой создатели эскиза поднимали серьезные вопросы — о моральной ответственности, о том, кто сегодня идет в эту профессию, чем движимы эти люди, как они относятся к своему делу. Говорили и о мотивации главных героев одноименного фильма, порассуждали, как бы вели себя люди в таких обстоятельствах сегодня.
По итогам обсуждений эскизов со зрителями руководство театра примет решение, продолжить ли работу над этими спектаклями.
Валерия АЛЕКСАНДРОВА
г. «Новый город», 2024 г., № 39 от 2 октября
С 23 по 29 сентября в Саровском театре драмы прошла третья по счету творческая лаборатория Театра Наций и программы «Территория культуры Росатома». Целую неделю не только саровские артисты, но и сотрудники театральных цехов плотно занимались с профильными специалистами из театров других городов. Так, состоялись мастер-классы «Голос в пространстве» (педагог Ася Литвинова) и «Тело в пространстве» (хореограф Валентина Луценко), а в рамках технической программы — целый ряд рабочих встреч специалистов Андрея Зимарина, Евгения Черных, Татьяны Бородиной с сотрудниками художественно-постановочной части нашего театра.
В последний день работы творческой лаборатории, 29 сентября, прошли открытые мероприятия — лекция театроведа Анастасии Паукер о современном театре и показы эскизов спектаклей для детей «Фуня» и для взрослых «Девять дней одного года» с последующим их обсуждением со зрителями.
Мне довелось посетить лекцию «Театр сегодня: новый язык, тенденции, имена» и показ эскиза спектакля для взрослых, который произвел сильное впечатление.
Современный театр: «новая искренность»
Театровед, театральный критик Анастасия Паукер рассказала о некоторых популярных постановках и режиссерах и на их примерах — о новых театральных тенденциях.
«Сейчас мы переживаем волну „новой искренности“, метамодерна, — отметила она. — Если постмодернизм был саркастичным, злым, насмехался над романтическими иллюзиями, то метамодерн возвращается к искренности, хотя и через иронию».
На первый план выходит так называемый социальный театр, и в его рамках развивается «театр горожан» — когда профессиональные режиссеры работают с непрофессиональными актерами-энтузиастами. При этом зачастую ставятся сюжеты и рассказываются истории, которыми поделились сами артисты-любители. Один из ярких примеров такой постановки — «Сочинение будущего» Бориса Павловича, показанная в Выксе. Спектакль занял целое здание местной школы, а актеры — в основном подростки — несколько дней общались со зрителями, рассуждая о космосе и будущем человечества.
Продолжает развиваться подростковый театр, где тексты основаны на проблемах, которые обозначают сами подростки. На первом месте здесь, как правило, буллинг в школе.
Появилось и направление «театр в селе» — так, театральная компания «Эскизы в пространстве» купила деревенский дом в селе Фомиха под Суздалем, где и ставит свои спектакли. Туда приезжают зрители, хотя добраться в село непросто — сначала ехать по грунтовке, а затем переплывать через реку на плоту. Артисты встречают зрителей с самоваром и баранками, приглашают в свою избу и показывают спектакль. Это тоже важная тенденция современного театра — он перебирается из больших городов в небольшие местечки, локализуется, поднимая тему «маленького человека» и помогая решать проблемы локальных сообществ.
Про ученых-ядерщиков
Вечером 29 сентября зрители собрались в большом зале посмотреть эскиз постановки «Девять дней одного года» режиссера из Краснодара Александра Чеботарева по киносценарию Михаила Ромма и Даниила Храбровицкого, написанного для одноименного фильма 1960-х годов.
Более актуальной для Сарова темы и найти было нельзя — ученые-ядерщики проводят испытания ядерного реактора, но что-то идет не так, и они получают большую дозу радиоактивного облучения. Как выясняется в ходе спектакля, эта доза у главного героя Мити Гусева была уже не первой…
В пьесе есть и любовь, и дружба, и соперничество друзей за внимание девушки. Бескорыстный научный фанатизм, желание помочь всему человечеству противопоставляется благоразумию, стремлению делать карьеру — «жить для себя», как сказали бы сейчас.
Полноценными участниками действа стали сценические осветительные приборы, расположенные так, что героям приходится пробираться через них, как сквозь лес колб и реторт средневековой лаборатории. А также свет и звук — тревожный красный отблеск обозначает атомный реактор, потусторонние звуки издает ядерная лаборатория.
Эскиз, созданный режиссером и актерами всего за несколько дней, представляет собой часть пьесы — всего четыре дня из жизни героев, то есть меньше половины сценического материала. Режиссер во время обсуждения эскиза поделился со зрителями, что несколько раз менял концепцию спектакля, а текст дописал только к четвергу. Это фантастика — за три дня артисты смогли выучить реплики и вжиться в материал так, что впечатления от увиденного оказались незабываемыми! И хотя среди зрителей нашлись не только ценители, но и критики, по итогам обсуждения большинство в зале посредством аплодисментов высказалось за продолжение работы над этим спектаклем.
Серьезный технический блок
Завлит Саровского театра драмы Ольга Логинова подвела итоги работы лаборатории. Она отметила, что эта лаборатория, третья по счету, примечательна серьезным техническим блоком. «К нам приехали технический директор Александр Соломин и трое специалистов — звукорежиссер московского театра „Центр драматургии и режиссуры“ Андрей Зимарин, начальник электросветотехнической службы Малого театра Евгений Черных и театральный бутафор Татьяна Бородина. Они в течение трех дней проводили рабочие встречи с сотрудниками наших цехов, обсудили множество важных вопросов, даже мимоходом обновили и починили кое-какое оборудование. Очень крутыми получились мастер-классы бутафора, на которые собрались не только бутафоры и декораторы, но и сотрудники пошивочного и костюмерного цехов, и художники-постановщики. Все смогли попробовать в деле новые материалы и технологии, которые помогут сократить время изготовления реквизита и прочей бутафории, сделать работу более простой и эффективной», — отметила завлит.
Ольга Логинова рассказала, что на занятиях лаборатории присутствовали только те артисты, которые сами изъявили желание. При этом участие приняла бОльшая часть труппы, и режиссерам пришлось по ходу репетиций менять свои планы. Так, в эскиз «Фуня» планировали набрать семь крокодилов, но пришлось взять… пятнадцать! Так много оказалось желающих.
Ольга Логинова: «Зрители увидели не полноценные истории, а лишь их часть — эскизные отрывки минут на 40. Но это не набросок „на коленке“, а почти полноценный спектакль — со светом, звуком, костюмами. Выученным текстом! Это большая нагрузка дл артистов, но и хороший тренаж. Ведь обычно мы делаем спектакль в течение полутора месяцев, а тут было всего несколько дней».
Завлит рассказала, что при подготовке спектакля про физиков актеры и режиссер посетили музей ядерного оружия, а также попросили пригласить на репетицию работника ВНИИЭФ. Вместе с инженером-конструктором Ириной Платуновой создатели эскиза поднимали серьезные вопросы — о моральной ответственности, о том, кто сегодня идет в эту профессию, чем движимы эти люди, как они относятся к своему делу. Говорили и о мотивации главных героев одноименного фильма, порассуждали, как бы вели себя люди в таких обстоятельствах сегодня.
По итогам обсуждений эскизов со зрителями руководство театра примет решение, продолжить ли работу над этими спектаклями.
Валерия АЛЕКСАНДРОВА
г. «Новый город», 2024 г., № 39 от 2 октября