Статьи

Снежная королева

Каков он, спектакль Саровского драмтеатра «Снежная королева»? Хороший и#nbsp;очень большой, такой большой, что цельная картина сразу после его просмотра сложилась не#nbsp;сразу.

Теперь понятно, почему, по#nbsp;словам директора театра Марины Першиной, развёрнутые отзывы на#nbsp;эту работу от#nbsp;взрослых зрителей стали появляться только спустя несколько дней после премьеры. Нужно время, чтобы мозг «переварил» увиденное и, сопоставив с#nbsp;имеющимся культурным багажом, каким-то образом оформил впечатления. Мне для того, чтобы начать разговор о#nbsp;«Снежной королеве» Антона Морозова (режиссёр), Алины Корытовой (художник), Бориса Андреева (звукорежиссёр) и#nbsp;Анны Шалиной (художник по#nbsp;свету) и, конечно, замечательных актёров Саровского драмтеатра, понадобились сутки.

В#nbsp;этой публикации мне захотелось назвать всех авторов постановки, потому что очевидно#nbsp;— цвет, форма, звук и#nbsp;свет играют в#nbsp;«Снежной королеве» на#nbsp;равных с#nbsp;актёрами. А#nbsp;где-то даже исполняют ведущие партии.

Начинается спектакль с#nbsp;приветственного слова Сказочника (Дмитрий Шестаков), отвечающего в#nbsp;постановке за#nbsp;сторону добра. Его антагонистом выступает Советник (Максим Солнцев). Сказочник, как и#nbsp;положено персонажу со#nbsp;знаком «плюс»,#nbsp;— симпатичный, отважный, иногда неловкий, нуждающийся в#nbsp;защите странный человек. Советник#nbsp;же — подчёркнуто элегантный, одетый от#nbsp;кутюр делец, поставщик льда. Оба персонажа#nbsp;— убедительные, вполне симпатичные «пособники» добра и#nbsp;зла.

Когда открылся занавес, я#nbsp;никак не#nbsp;могла вспомнить, что#nbsp;же мне напоминает увиденное. А#nbsp;потом поняла#nbsp;— книжную страницу, иллюстрацию. И#nbsp;дальше весь спектакль для меня стал книжкой-панорамкой#nbsp;— помните, ещё в#nbsp;советские времена были такие издания с#nbsp;объёмными картонными иллюстрациями? Каждая новая локация, в#nbsp;которую попадала Герда,#nbsp;— это очередная ожившая иллюстрация прекрасно изданной книжки.

Страничка «Тётушкин дом»

Очень приятные тёплые краски аскетичного интерьера и#nbsp;костюмов главных героев. Но#nbsp;на#nbsp;заднем плане#nbsp;— не#nbsp;белая чистая зима, а#nbsp;тревожный синий фон и#nbsp;то#nbsp;ли блик солнца, то#nbsp;ли#nbsp;голубая луна… Что-то будет, что-то будет…

Беззаботную болтовню и#nbsp;игры (на#nbsp;мой взгляд, их#nbsp;можно было#nbsp;бы чуть сократить) прерывает визит подчёркнуто-элегантного господина. Ещё раз хочется отметить то, как чудесно «костюмчик сидел» на#nbsp;Максиме Солнцеве, глаз не#nbsp;оторвать. Замечательной находкой создателей спектакля также стал забавный автомобиль дельца с#nbsp;надписью «ЛЁД» и#nbsp;всеми фишками, которые происходили с#nbsp;этой машинкой. Во#nbsp;время попытки заключить выгодную сделку (купить розы) домой возвращается милая, но#nbsp;принципиальная тётушка (Светлана Киверская), которая даёт достойный отпор навязчивому покупателю.

Начало сказки было живым и, в#nbsp;принципе, предсказуемым… до#nbsp;появления Снежной королевы (Юлия Французова). Не#nbsp;знаю, как дети восприняли этот эпизод#nbsp;— у#nbsp;меня побежали мурашки. Невероятно, может, тут применён какой-то специальный приём, но#nbsp;показалось, что со#nbsp;сцены повеяло холодом. Сама#nbsp;же ледяная женщина была похожа на#nbsp;голограмму. Под сверкающей мантией#nbsp;— серебряное платье, похожее на#nbsp;змеиную кожу. И#nbsp;самое главное#nbsp;— холодные белые злые глаза. Актрисе удалось даже двигаться словно голографическое изображение. Как тут устоять Каю (Даниил Комаров) перед такой холодной, властной красотой? И#nbsp;какая#nbsp;же сила дружбы и#nbsp;любви должна жить в#nbsp;сердце хрупкой Герды (Анфиса Карманова)! Кая умчала на#nbsp;своих чудо-санях Снежная королева, после чего всё на#nbsp;сцене говорит о#nbsp;тоске, потере, пустоте и#nbsp;отважной решимости маленькой девочки отыскать друга.

Страничка «У#nbsp;Чародейки»

Очень понравилось ощущение движения Герды, преодоления ею#nbsp;длительного расстояния и#nbsp;такая органичная смена декораций. Графичные монохромные силуэты деревьев, клумб и#nbsp;дома медленно опускаются на#nbsp;сцену и#nbsp;вдруг наполняются светом и#nbsp;цветом. В#nbsp;этой локации всё очаровательно, стильно и#nbsp;смешно. Умопомрачительные цветы с#nbsp;пестиками и#nbsp;тычинками на#nbsp;голове, какие-то ботанически-безумные и#nbsp;энергичные (Дарья Усачёва, Виктория Вавилова и#nbsp;Алина Порхачёва). Их#nbsp;предводительница, Чародейка (Ирина Аввакумова) не#nbsp;вызывает ни#nbsp;одного дурного чувства, хотя и#nbsp;пытается удержать главную героиню в#nbsp;своём доме. Чудаковатая волшебница, командирша цветов, не#nbsp;может остановить Герду и#nbsp;скоро прощается с#nbsp;ней.

Страничка «Во#nbsp;дворце у#nbsp;Клауса, Эльзы и#nbsp;короля»

Этот эпизод#nbsp;— словно сказка в#nbsp;сказке. Тут свои сюжеты, интриги и#nbsp;герои. Начинается страничка со#nbsp;встречи с#nbsp;великолепными воронами (Руслан Шегуров и#nbsp;Ирина Аввакумова). Вот честное слово, если#nbsp;бы не#nbsp;программка, я#nbsp;бы#nbsp;этих актёров не#nbsp;узнала. Так им#nbsp;идут эти образы: подтянутые, стильные, синхронные! Почему-то я#nbsp;их#nbsp;представила фигуристами в#nbsp;танцах на#nbsp;льду. И#nbsp;так забавно оба каррртавят#nbsp;— наблюдать за#nbsp;ними было сплошное удовольствие! Вообще, весь этот эпизод доставил максимально позитивные чувства. И#nbsp;смешные дуболомы-стражники (Артём Жуков, Андрей Кочетков, Павел Козлов), и#nbsp;коварный Король (Константин Алексеев), и#nbsp;чудесные Клаус и#nbsp;Эльза (Лев Арустамов и#nbsp;Анастасия Андриевская) сыграли блестяще и#nbsp;весело.

Страничка «Разбойники»

В#nbsp;этом эпизоде особо хочется отметить рыжих «бестий»#nbsp;— Атаманшу (Ольга Берзина) и#nbsp;Маленькую разбойницу (Мария Раздобарина). Ни#nbsp;малейшего сомнения в#nbsp;том, что это мама с#nbsp;дочей, ведущие разбойный образ жизни. Атаманша#nbsp;— просто великолепная, харизматичная и#nbsp;сильная деловая женщина. К#nbsp;тому#nbsp;же — любящая мать (или просто боящаяся свою дочку). А#nbsp;Маленькая разбойница при всём её#nbsp;боевом характере#nbsp;— добрая и#nbsp;хорошая девчонка, только очень одинокая. Конечно, она мечтает быть обычной девочкой (муфточку-то себе оставляет), но#nbsp;среди разбойников в#nbsp;лесу надо знать себе цену и#nbsp;уверенно считать: «Ррраз, двааа, три!» А#nbsp;после#nbsp;— стрелять… Иначе не#nbsp;выжить.

Северный олень

Этот персонаж (Дмитрий Зонов)#nbsp;— ещё одна находка создателей спектакля. Он#nbsp;итак выглядит как-то фантастически-необычно. Максимально сильные впечатления получаешь от#nbsp;диалога Герды и#nbsp;Северного оленя в#nbsp;белом тумане, на#nbsp;ветру, когда развеваются ленты на#nbsp;его костюме.

Страничка финальная

Погружение в#nbsp;атмосферу ледяной пустоты, пронзающего холода продолжается и#nbsp;усиливается, когда Герда слышит голос Кая и#nbsp;видит его силуэт в#nbsp;опустившемся на#nbsp;землю холодном диске северного солнца. Любопытно, что в#nbsp;версии Антона Морозова Герда вступает в#nbsp;единоборство со#nbsp;Снежной королевой. Своим горячим сердцем она освобождает друга.

Что происходит дальше с#nbsp;Королевой, для меня осталось загадкой. Похоже, она отпустила пленника и#nbsp;поднялась над сценой, позволяя Каю и#nbsp;Герде покинуть её#nbsp;холодное царство. Но#nbsp;окончательно её#nbsp;победить не#nbsp;удалось. Так что, мальчики и#nbsp;девочки, дяденьки и#nbsp;тётеньки, будьте внимательны#nbsp;— не#nbsp;пускайте ледяной холод в#nbsp;свои глаза и#nbsp;сердца.

В#nbsp;целом, спектакль производит, конечно, сильное впечатление. И#nbsp;если#nbsp;бы я#nbsp;даже не#nbsp;знала, кто режиссёр «Снежной королевы», я#nbsp;бы, не#nbsp;сомневаясь, назвала фамилию «Морозов». В#nbsp;постановке я#nbsp;увидела много мотивов из#nbsp;первого, ещё эскизного «Свободного Тибета». Хорошо это или плохо, судить не#nbsp;берусь, но#nbsp;определённо это говорит об#nbsp;узнаваемом стиле режиссёра.
Анна Шиченкова
г. «Голос Сарова», 2024#nbsp;г., № 2 от#nbsp;31 января
2024-01-31 10:58 Снежная королева