В прошлом номере мы пообещали нашим читателям интервью с молодыми актёрами Саровской драмы, весьма успешно дебютировавшими в роли режиссёров спектакля «Кое-что о том самом». Исполняем обещание.
Честно признаемся, беседовать с Артёмом Жуковым и Павлом Козловым было очень интересно — они очень искренние, яркие, ищущие люди. Настоящий творческий тандем. Индивидуальные ответы мы будем подписывать, а если спикер не указан, значит, режиссёры отвечали, дополняя друг друга.
— Как появилась идея поставить эту пьесу, где вы нашли материал?
Павел Козлов: — Во время учёбы в ГИТИСе мы с сокурсниками пошли в один очень маленький частный театр на Ленинском проспекте в Москве — «Новый Арт театр». В нём играют как профессиональные артисты, так и участники театральной студии. Автор пьесы Дмитрий Калинин — худрук этого театра. Именно там я впервые увидел «Кое-что о том самом». Спектакль не был идеальным, но всё это прощается, когда что ты видишь, какая колоссальная работа проведена с актёрами, в том числе, непрофессиональными. Мне очень приглянулась эта история, и я подумал, почему бы её не сделать у нас?
Артём Жуков: — В нашей «Театралке» мы с ребятами делали спектакль целый год. Так как студийцев довольно много, сформировали два состава. Проблема была только с поиском Бабы Любы. Но в конце концов нашлась актриса и для этого персонажа. В пьесу были внесены довольно значительные изменения. При всём уважении к Дмитрию Калинину, в исходном варианте есть не до конца проработанные сцены. Мы специально не садились и не дописывали пьесу: брали за основу имеющиеся «четыре предложения» и дорабатывали их этюдами. В итоге получилось очень много своего, наверное, 50/50. Кроме того, мы давали ребятам проявить себя в импровизации, оставив для этого несколько точек.
— Значит ли, что вы с этой пьесой уже сроднились?
Артём Жуков: — Да, можно так сказать. Эта тема у нас идёт уже третий год. Сначала мы год ставили пьесу с ребятами, потом год показывали спектакль на разных площадках, и сейчас — третий год, когда мы работаем с пьесой уже в рамках большой сцены с профессиональными актёрами Саровского театра. Постепенно у спектакля появились новые смыслы и подтексты, тем более сейчас, когда к нашей работе подключился Антон Морозов, главный режиссёр театра.
— Вы работаете вдвоём — насколько сложно работать в тандеме? И сложно ли было переформатироваться из актёров в режиссёры?
— Вместе работается нам легко — помогает имеющийся опыт в «Театралке». А вот профессия режиссёра оказалась очень сложной. Мы привыкли к тому, что есть сцена — для себя мы точно определяем исходные события, как эта сцена меняет персонажа, можем придумать внутри себя по-актёрски 50 вариантов этой сцены. Но важно, чтобы через все сцены проходила сквозная линия. Чтобы спектакль был единым, он не должен быть набором сцен. Генеральная линия ведёт к какому-то финалу, общему итогу. И вот с этим было очень сложно. Есть какие-то вещи, которые нам безумно нравились. Мы их так весело придумывали, нам казалось, что это отличные находки. Но Антон Юрьевич немного «отрезвлял»: «Ребята, это не работает. Вам нравится, и мне тоже, но от этого нужно отказаться». Приходилось серьёзно над собой работать, чтобы принять критику, понять, что главный режиссёр прав.
Все репетиции мы строили так, что, поставив какую-то сцену с коллегами, вечером оставались после репетиции и всё проходили «ногами» снова, от начала до конца. Пробовали, придумывали что-то ещё, а на следующий день давали актёрам рекомендации. Так как мы сами актёры, понимали, как реализовать задумки и подсказывали ребятам.
— Ваш спектакль, поставленный в рамках театральной студии, посмотрели и высоко оценили коллеги и администрация театра. Насколько это было важно для вас? И каково это — быть режиссёрами в постановке, где играют ваши товарищи по сцене?
— Мнение коллег — всегда самое строгое. Зрители многих вещей не замечают, а свои не пропустят. Когда мы видим в работе недостатки и достоинства, общаемся друг с другом, искренне подсказываем и помогаем советом. Предложение поставить спектакль на большой сцене поступило от Антона Морозова. Его поддержала директор театра Марина Першина. Это очень ответственно и тяжело, если честно, быть режиссёрами, тем более, работать с коллегами. Разница работы со студийцами и профессиональной труппой — колоссальная. Прежде всего, мы от каждого актёра нашего театра получили согласие на участие в постановке. Обычно о распределении мы все узнаём из приказа. В этот раз мы понимали, что работа будет рискованной и сложной. Конечно, верили в то, что справимся и результат не разочарует ни нас, ни коллег, ни зрителей, и тем не менее. Спасибо всем, кто нам поверил и прошёл этот путь до конца. Когда ты работаешь, как актёр, у тебя есть набор инструментов для собственной «кухни». Актёрский набор, но не режиссёрский. Мы явно ощутили этот недостаток и набирались опыта уже по ходу дела. Особенно явно ощущали это, когда к постановке присоединился Антон Юрьевич, наш главный режиссёр. С его советами и подсказками дело шло гораздо быстрее, становилось всё более логичным и понятным. Ко всему прочему приходилось ещё и с цехами взаимодействовать, с художниками. Всё держать под контролем.
— Кто из вас больше за креатив и технические моменты?
Павел Козлов: — Креативили, наверное, вместе. А переговорщик у нас, скорее, Артём. Он ещё не курит, поэтому ему сложно выплеснуть и переварить все эмоции внутри себя. Поэтому в особо напряжённые моменты, бывало, он вставал и уходил решать производственные моменты. Получалось очень эффективно.
— Как вы сами воспринимаете персонажей пьесы? Главный герой, взрослый мужчина — он кто? И вообще, о чём ваш спектакль?
— Наш главный герой — состоявшийся взрослый человек, который живёт в большом городе. В свой двор он приезжает спустя много-много лет. И видит, что тут время как будто замерло. В этот момент его настигают яркие воспоминания из детства. У главного героя появляется возможность получить ответы на какие-то глубинные вопросы. Он задумывается, и воспоминания начинают оживать. Вдруг появляются знакомые образы детей. Часто люди думают, что в детстве мы переживаем из-за какой-то ерунды. Наш герой, вернувшись в прошлое, понимает: нет, всё, что происходило с ним — не ерунда. И обесценивать чувства, которые мы испытывали в детстве, ни в коем случае нельзя. Это были какие-то отправные точки, которые сформировали нас настоящих. В спектакле почти в каждой сцене с героями случается что-то впервые: первая любовь, первая драка, первое предательство, первая порванная рубашка… Всё происходит впервые, и это всё очень важно. Референс для спектакля предложил Антон Морозов: у Рея Бредбери в его романе «Вино из одуванчиков» есть момент, когда мальчишка получает по лицу, у него течёт кровь. И он впервые понимает, что он — живой. Раньше он об этом не задумывался. И это чувство, что он живой, останется с ним теперь до конца жизни. Наверное, наш спектакль — о мечте, о чувствах, о взрослении и о верности самим себе.
Наша беседа состоялась ещё до премьеры спектакля «Кое-что о том самом». Было заметно, что Артём и Павел переживали и в то же время испытывали огромное счастье, работая над постановкой. Теперь можно совершенно определённо сказать, что работа удалась. И зритель полюбил спектакль, нашёл в нём что-то то самое важное и ценное для себя. Будут ли новые спектакли у режиссёров Жукова и Козлова? Вероятно, да. Во всяком случае, в студии «Театралка». Мы будем пристально следить за их творчеством. И вам расскажем обязательно!
Беседовала Анна Шиченкова г. «Гравитация С», 2024 г., № 8 от 18 декабря