«Эти люди не понимают игры. В игре нет лицеприятия. Игра не смотрит ни на что. Пусть отец сядет со мною в карты — я обыграю отца. Не садись! Здесь все равны», — говорит Утешительный, один из героев комедии Гоголя «Игроки». Постановкой именно этой пьесы осчастливил своих зрителей в дни мартовских праздников Саровский драматический театр. Спектакль поставил режиссер из Екатеринбурга Сергей Оханов.
Карточный шулер Ихарев (Максим Солнцев) сталкивается в провинциальном трактире с шайкой своих «коллег» — Утешительный (Руслан Шегуров), Швохнев (Евгений Цапаев) и Кругель (Юрий Николаев). Садятся, конечно, перекинуться в картишки, тут и опознают «товарищей по цеху». Поняв, что в карты Ихарева не переиграть, Утешительный с компанией решают ему открыться и предлагают шулерский союз. Ихарев соглашается, и, уже все вместе, они судорожно ищут жертву. В том же трактире живет богатый помещик Глов (Андрей Опалихин, Константин Алексеев), но, вот беда, к картам не притрагивается. Шанс у мошенников появляется, когда Глов-отец отбывает на родину, оставив сына (Артем Жуков) дожидаться из приказа денег за заложенное имение. Глов-младший попадается на удочку шулерской компании и проигрывается в пух и прах…
Среди прочего впечатлили рассуждения мошенников о сути игры и шулерства. «В игре нет лицеприятия», «ведь это тонкость ума, развитие», «благородное рвенье, труды». Эти люди служат ее величеству Игре, поклоняются ей, как идолу. Недаром крапленую колоду карт Ихарев зовет женским именем — Аделаида Ивановна. Шулеры считают себя избранными, постигшими тайное знание, а всех остальных — профанами, предназначенными для того, чтобы их надувать. Они играют не столько картами, сколько людскими страстями — алчностью, сребролюбием, тщеславием. Искушая своих жертв, плуты раздевают их донага. Однако не чужды страстей и сами мошенники. Так, главная страсть гоголевского плута Ихарева — гордыня. На нее он в конце концов он и попадается.
Чисто мужской состав спектакля радует женские сердца. Максим Солнцев и Руслан Шегуров очень органично вживаются в роли шулеров. Проигравшийся Глов-младший у Артема Жукова превращается в глубокого персонажа с высоким трагическим накалом. Чиновник из приказа Замухрышкин (Анатолий Наумов) приковывает к себе внимание зрителей не только своими комичными выходками, но и напряжением страстей.
Порадовала зрительский глаз и художник Светлана Шевцова. Действие спектакля происходит в одной комнате, на фоне одних декораций, при этом не создается ощущение однообразия. Декорации сделаны со вкусом, соответствуют эпохе, разнообразие привносят свет и интересное решение окон комнаты — они превращаются в экраны с проекциями, на которых мелькают то игральные карты, то городские пейзажи.
Добавлю еще, что сюжет пьесы почти детективный, а финал весьма неожиданный. Какой — рассказывать не буду, лучше посмотрите сами!
Режиссер Сергей Оханов: «Будьте бдительны, господа!»
Режиссер Сергей Оханов родом из Свердловска (Екатеринбурга), прошел большую школу: выступал в народном театре «Факел», учился в Свердловском театральном училище, работал актером и режиссером в Кирове и там же ставил сказки. Затем окончил факультет режиссуры Свердловского театрального института, учился у заслуженного деятеля культуры Вячеслава Анисимова. Поработав актером на характерных ролях в нескольких театрах Екатеринбурга, он взялся за профессиональную режиссуру. Среди его режиссерских работ — «Любовь и голуби» (его он поставил еще до выхода на экраны знаменитого фильма Меньшова), «Игроки» в театре Первоуральска.
— Какое у Вас впечатление о саровском театре?
Сергей Оханов: «Чем мне еще понравился саровский театр, помимо современного здания с хорошей акустикой и прекрасных цехов? Переиграли всего Гоголя! Его можно было бы назвать театром имени Гоголя».
— Почему выбрали «Игроков»?
Сергей Оханов: «Игроки», без всяких пафосных слов, актуальны. Сколько сейчас всяких схем обдуривания населения! И постоянно появляются новые. Поэтому «Игроки» история не столько про карты, сколько про плутовство вообще. Отчего мы никак не можем победить мошенничество в мировом масштабе? Гоголь давно ответил на этот вопрос. Потому, что плутовством можно заработать за день столько, сколько за несколько лет честного труда не заработаешь. При этом, к сожалению, большинство мошенников не сидит".
— А сами Вы играете в карты?
Сергей Оханов: «Играл бы, да денег нет (смеется). Сам я рыбак с большим стажем круглогодичной рыбалки. Я знаю, что такое азарт, что такое перебирать блесны, мормышки и готовиться к ловле рыбы. Важен ведь не столько процесс рыбалки, сколько подготовка к ней, предощущение. То же — и в пьесе Гоголя. Эта его „честная компания“ — не просто шулеры, а готовая актерская труппа, сыгранная даже по амплуа».
— В каком жанре Ваш спектакль? Есть ли у Вас в постановке положительные герои?
Сергей Оханов: «У меня сатирико-бытовая комедия. Я вообще комедиограф. В спектакле показана череда мерзавцев, и единственный положительный персонаж — смех».
— Как работаете с актерами?
Сергей Оханов: «Актер, по формуле Георгия Товстоногова, — это чувство жизненной правды, умение импровизировать плюс интеллект. Умение импровизировать очень важно для актера! Я не должен придумывать актеру роль, ведь если я все придумаю, спектакль будет рожден не актером, а мной, а артисты будут исполнять чужую волю — кому это надо? Тот же Товстоногов говорил: «Актеру надо, прежде всего, избавиться от диктата режиссера».
— Какую основную мысль должны вынести зрители?
Сергей Оханов: «Будьте бдительны, господа! Мошенников развелось столько, что спасаться от них все труднее. Даже если вы не играете в карты, вам это не поможет. На каждую хитрую замочную скважину найдется отмычка».
— Как Вы думаете, можно ли победить мошенничество в мировом масштабе?
Сергей Оханов: «Конечно, нет, и об этом ясно говорит Гоголь. Поэтому у меня в постановке появляется герой — мальчик, который с младых ногтей научился одному — карты передергивать! Именно он в финале подбирает брошенную Ихаревым Аделаиду Ивановну. Это преемственность! Мошенничество неистребимо. По крайней мере, до тех пор, пока есть возможность заработать 200 тысяч в одно мгновение. А наказать плута может только другой плут — да Господь Бог».
Валерия КОРОЛЕВА
г. «Новый город», 2020 г., № 10 от 11 марта