Статьи

С юбилеем, любимый театр!

Общеизвестно, что на юбилей принято дарить подарки. Саровский драмтеатр так и сделал — на своё 75-летие преподнёс любимым зрителям шикарный подарок — производственную комедию «Берегите головы!»

Ни одна экскурсия по театральному закулисью не способна рассказать о жизни творческого коллектива, как-то, что представили на сцене создатели производственной комедии. Этот искромётный, яркий, остроумный, немного сумасшедший, но, в то же время, ой, какой непростой спектакль мы бы сравнили с многослойным пирогом. Нет, наверное, даже с тортом «Наполеон». Для большинства он — восхитительно вкусный, но всегда найдётся человек, сидящий на диете, который тихо проворчит: «Слишком сладко и жирно…» Что ж, это его дело.

А мы так считаем, что «раз в жизни» можно забыть про все диеты, границы, жанровые рамки. И — гулять, так гулять: любя, нарисовать шаржи на театральное руководство, вспомнить все знаменитые фразочки, жесты, причёски, костюмы… Показать неукротимую жажду получения роли, ненавязчиво рассказать о «наставничестве» мастеров сцены, взрослении и даже о всеобщем поиске невесты для одного талантливого актёра.

Премьера спектакля состоялась 29 марта. И это был настоящий праздник! Хочется от души поблагодарить творческий коллектив за то, что они избавили зрителей от лицезрения торжественной, но всё-таки немного скучной церемонии вручения благодарностей и грамот. Истинные ценители и любители театра прочитали информацию в официальных источниках учреждения культуры и искренне порадовались за служителей Мельпомены.

Как мы уже ранее сказали, в спектакле «Берегите головы!» много слоёв, и поэтому каждый зритель увидел в нём что-то своё. А кто-то получил уникальный шанс почерпнуть для себя новую информацию.

Внимательные горожане начали открывать «секретики» ещё до начала спектакля: программка, когда её раскрываешь, на деле оказывается Приказом № 13 от 14.02.2024, в котором директор театра Марина Першина отдаёт распоряжение приступить к работе над спектаклем «Берегите головы!». Возможно, это лишь имитация настоящего приказа? Разве так может быть, чтобы после приказа, отданного 14 февраля, уже к 25 февраля были придуманы концепция, эскизы и оформление спектакля? Возможно ли, чтобы «ответственный — В. Ширин» уложился в столь сжатые сроки? Хотя… Если взять за чистую монету то, что мы увидели в спектакле, можно поверить во всё, что угодно!

Вернёмся к представленной слойке… Ой, слоистости… Ну, вы поняли, в общем…

Знатоки литературы в урагане событий, наверняка, расшифровали скрытую от других информацию. Подтвердим их предположения с помощью автора сценария, завлита театра Ольги Логиновой:

* Фамилия режиссёра — Кочкарев (персонаж комедии), потому что разговор персонажей спектакля, которых исполняют Максим Солнцев и Светлана Киверская — это переделанный диалог Агафьи Тихоновны и Кочкарева из пьесы «Женитьбы».

* Режиссёр Москвичёв (Руслан Шегуров) говорит словами Треплева (Чехов «Чайка»): «Пусто, пусто, пусто… Нам нужны новые формы… Люди, львы, орлы и куропатки…».

* Диалог Королёвой и Эльвиры (Ирина Аввакумова и Дарья Усачёва) — это переработанный монолог из «Укрощения строптивой», Вильяма нашего Шекспира.

* Слова Павла Козлова в конце спектакля — осовремененный и сокращенный знаменитый текст Белинского о театре.

Ну, и в конце не случайно на сцене появляются маленькая планета и роза. Эти атрибуты «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери не узнать невозможно.

Что увидели и узнали в спектакле завзятые театралы и люди, знакомые с Саровским драмтеатром чуть больше остальных зрителей?

* У входа на сцену театра реально висит портрет Станиславского.

* Михалыч — единственный персонаж, который действительно служит в Саровском драмтеатре и зовётся этим же именем. Он работает тиристорщиком (человек, отвечающий за ремонт и эксплуатацию силовой части).

* Диалоги уборщицы (снегу завалят — песку насыпят) и Михалыча (есть спектакль-нет спектакля) взяты из жизни.

В зрительном зале на премьере спектакля было много «своих» — людей, которые отдали театру много лет жизни. И они увидели в постановке что-то своё, родное, милое душе, забавное и грустное, то, что они никому никогда не расскажут. И это — тоже волшебство и загадка, магия театра, которая остаётся с человеком навсегда.

Вот сейчас, когда пишутся эти строки, мы пытаемся вспомнить сюжет и хронологию спектакля. И это не получается сделать. Хотя в памяти всплывают яркие отрезки, вокальные партии, танцевальные номера, бесконечное блуждание в каком-то своём пространстве приезжего режиссёра и семенящая за ним крошечная завлит с горой книг. Наверное, это и есть театр. Осознать, охватить взглядом, описать одним предложением его невозможно.

И если целью создателей спектакля «Берегите головы!» было подарить зрителям невероятные эмоции, позволить восхититься талантами юных артистов и мастеров сцены, в какой-то момент задуматься и снова улыбнуться — то цель достигнута. Спектакль точно попал в самое сердце саровчан, что подтвердили бурные аплодисменты зала.

О чём ещё стоит обязательно рассказать — перед самым антрактом на авансцену вышла Ольга Берзина и столь мощно продекламировала стихотворение, посвящённое зрителю, что от него побежали мурашки. Некоторые саровчане увидели в этом не вполне лицеприятном «зеркале» себя. Стихотворение было прочитано настолько «от души», что, казалось, боль всех артистов в тот момент сконцентрировалась в этом выступлении. Тем не менее, даже в этих наболевших строках мы увидели любовь и снисхождение артистов к своему зрителю.

Описывая юбилейную премьеру, мы не ставили целью как-то её оценить или пересказать содержание. Эта публикация, скорее, — объяснение в любви и признательности за невероятно сложный труд всего творческого коллектива. Мы знаем, что при всей монументальности здания, огромной воли и целеустремлённости руководства, безмерного таланта труппы, просто адского трудолюбия цехов, это всё — хрупкое, нежное, тонкое. И театр, как бесценное богатство, надо беречь. Потому что: «Есть спектакль — нет спектакля! Есть спектакль — нет спектакля!» Мы желаем, чтобы спектакли были, много, разных, всегда!

И, вторя множеству голосов, мы говорим: «С юбилеем, любимый театр!»

Анна Шиченкова
г. «Голос Сарова», 2024 г., № 7 от 10 апреля
2024-04-10 16:26 Берегите головы!