Статьи

Персонажи вымышлены, совпадения случайны

В#nbsp;Саровском театре драмы прошла премьера спектакля к#nbsp;75-летию театра

В#nbsp;последние вечера марта в#nbsp;Саровском драматическом театре был, как всегда, аншлаг. Эти дни ознаменовались выходом весьма необычной премьеры#nbsp;— юбилейного спектакля под названием «Берегите головы!», посвященного 75-летию нашего театра.

Ранее юбилеи театра всегда отмечались концертами#nbsp;— торжественными одноразовыми мероприятиями. На#nbsp;этот раз в#nbsp;театре поступили иначе: главным мероприятием для зрителей стал не#nbsp;театральный капустник, а#nbsp;полноценный юбилейный спектакль, который войдет в#nbsp;театральный репертуар.

Над драматургической основой трудились главный режиссер театра Антон Морозов, завлит Ольга Логинова и#nbsp;хореограф Оксана Илларионова. Дата выпуска спектакля#nbsp;— 29#nbsp;марта#nbsp;— неслучайна: сразу после Всемирного дня театра (27#nbsp;марта) и#nbsp;в#nbsp;преддверии дня рождения Саровского театра#nbsp;— 30#nbsp;апреля.

Новый спектакль увиделся мне настоящей красочной феерией. Актеры одеты в#nbsp;яркие разношерстные костюмы всех стран и#nbsp;эпох#nbsp;— для постановки явно пришлось перетряхнуть театральные костюмерные закрома, заполнявшиеся на#nbsp;протяжении 75 лет. Завзятые театралы, полагаю, узнают реквизит и#nbsp;декорации из#nbsp;постановок прошлого и#nbsp;нынешнего века. В#nbsp;спектакле задействованы 30 артистов всех возрастов#nbsp;— практически вся саровская труппа! Получается, это один из#nbsp;самых густонаселенных спектаклей в#nbsp;репертуаре.

Новая постановка#nbsp;— водевиль, капустник, производственная комедия «в#nbsp;одном флаконе». Действие происходит в#nbsp;театре, но#nbsp;вот в#nbsp;каком именно#nbsp;— загадка. Ведь «все персонажи и#nbsp;события спектакля являются вымышленными, а#nbsp;любые совпадения#nbsp;— случайны».

В#nbsp;нем много действия, музыки, танцев, шуток#nbsp;— чисто театральных, но#nbsp;понятных и#nbsp;зрителю. Пронзительных и#nbsp;порой душераздирающих стихов, прочитанных любимыми актерами Ольгой Берзиной и#nbsp;Анатолием Наумовым. Стихотворный монолог Ольги Берзиной о#nbsp;любимом зрителе, который во#nbsp;время спектакля то#nbsp;болтает по#nbsp;телефону, то#nbsp;закусывает, то#nbsp;несется сломя голову занять очередь в#nbsp;гардероб, не#nbsp;только вызвал дружный смех, но и, надеюсь, заставил задуматься…

Почему «Берегите головы!»? Тут явно заложено сразу несколько смыслов. Самый простой, тот, что на#nbsp;поверхности#nbsp;— именно так монтировщики предупреждают, что над сценой опускается штанкет.

Беречь свои головы от#nbsp;неуемных фантазий следует также и#nbsp;молодым актерам. В#nbsp;спектакле есть комичные по#nbsp;форме, но#nbsp;трагичные по#nbsp;сути диалоги между «примадонной» театра (Ирина Аввакумова) и#nbsp;молодыми актерами. «Хочешь сыграть Катарину? Да#nbsp;куда тебе, вот лучше разучи роль горничной#nbsp;— ты#nbsp;словно для нее родилась»… «Простоев? —#nbsp;непорядок, надо сменить фамилию». Отдать молодой актрисе роль, которую сама играла лет… дцать назад, вместе с#nbsp;платьем к#nbsp;этой роли?! Да#nbsp;ни#nbsp;за что, лучше разорвать платье в#nbsp;клочья, а#nbsp;девчонку поставить на#nbsp;место.

Или излияния театрального специалиста по#nbsp;постановке сказок (Максим Солнцев): «Шекспир? Фу, какая пошлость! Да#nbsp;кто#nbsp;же нынче ставит Шекспира?! Вот „Жила-была Сыроежка“#nbsp;— это да, это настоящее искусство! Не#nbsp;хотите играть Сыроежку? Да#nbsp;что вы, вон у#nbsp;меня народный артист гусеницу играет#nbsp;— и#nbsp;не#nbsp;пищит!»

«Не#nbsp;бывает маленьких ролей»,#nbsp;— утешает молодую актрису пожилой мэтр, выглядывающий из#nbsp;этой самой гусеницы (Анатолий Наумов). И#nbsp;он#nbsp;прав#nbsp;— даже в#nbsp;эпизод можно вложить столько души, что зритель тебя в#nbsp;этой роли никогда не#nbsp;забудет. Я#nbsp;вот, например, вспоминаю самого заслуженного артиста#nbsp;РФ в#nbsp;эпизодической роли мужа-рогоносца в#nbsp;спектакле «Лекарь поневоле». Там он#nbsp;комично появляется из-под юбки неверной жены. Но#nbsp;герой, изображенный им, по#nbsp;сути#nbsp;— глубоко трагический персонаж, заставляющий задуматься, а#nbsp;так#nbsp;ли безобидна супружеская измена… Сам спектакль особых впечатлений не#nbsp;оставил, а#nbsp;вот персонаж А. Наумова запомнился на#nbsp;всю жизнь!

В#nbsp;комедийной форме, со#nbsp;смешными прибаутками и#nbsp;гэгами, нам рассказывают истории не#nbsp;только актеров, но#nbsp;и#nbsp;руководства и#nbsp;сотрудников театральных цехов: гримеров, реквизиторов, костюмеров, монтировщиков и#nbsp;др. Комично и#nbsp;в#nbsp;то#nbsp;же время реалистично изображена директор театра#nbsp;— «эффективный менеджер» в#nbsp;розовом костюме. Вот тиристорщик Михалыч (Константин Алексеев), чей рубильник может поставить крест на#nbsp;любом спектакле… А#nbsp;вот деловитый завпост (Андрей Опалихин), только и#nbsp;мечтающий списать какой-нибудь спектакль, чтобы разгрузить склады… А#nbsp;вот завлит (Мария Раздобарина), рысцой бегающая с#nbsp;огромной стопкой книг Шекспира за#nbsp;приезжим режиссером (Руслан Шегуров). Вокруг самого этого Шекспира, а#nbsp;точнее, постановки одной из#nbsp;его пьес, и#nbsp;разворачивается основная интрига сюжета. Что именно поставить, каких актеров задействовать?

«Вот#nbsp;бы попасть в#nbsp;спектакль, хоть в#nbsp;самой захудалой роли!»#nbsp;— молят артисты и#nbsp;бросаются к#nbsp;доске с#nbsp;распределением. Простой для артиста#nbsp;— тяжкое испытание, сравнимое с#nbsp;потерей смысла жизни. Ведь он#nbsp;пришел в#nbsp;театр СЛУЖИТЬ, а#nbsp;не#nbsp;«тянуть лямку» или «исполнять обязанности».

Финал спектакля эпичен, Анатолий Наумов декламирует стихотворение Н. Гумилева «Театр»: «Все мы#nbsp;— смешные актеры в#nbsp;театре Господа Бога».

На#nbsp;мой взгляд, постановка очень гармонична#nbsp;— комедийные эпизоды перемежаются драматическими, но#nbsp;с#nbsp;нотками трагикомедии, сказки и#nbsp;легкого сюра. Декорации аскетичны, но#nbsp;при этом выразительны#nbsp;— как всегда у#nbsp;художника-постановщика Владимира Ширина. Музыка приятна и#nbsp;разнообразна, актеры прекрасно поют вживую. Свет#nbsp;— полноценный участник действа, помогает выделить персонажа, подчеркнуть комизм или трагизм ситуации.

А#nbsp;нашему театру, молодому и#nbsp;прогрессивному, несмотря на#nbsp;свои 75, желаем роста, развития и#nbsp;неизменно любящих зрителей!
Валерия Александрова
г. «Новый город», 2024#nbsp;г., № 13 от#nbsp;3 апреля
2024-04-03 10:30 Берегите головы!