Знаю, что «Фантазии Фарятьева» — пьеса, которая очень многим нравится. Более того, читала отзывы такого рода: «Жизнь после просмотра «Фантазий» разделилась на «до» и «после». Ничуть не удивляюсь, тут уж у кого какой жизненный опыт имеется. В кого-то попадает тема, а кому-то она чужда.
Фантазёр Павел Фарятьев (Павел Козлов) в своей теории утверждает: все мы прилетели с других планет. На мой взгляд, в этом спектакле каждый герой находится на своей планете. И так уж сложились жизненные обстоятельства, что планетам этим приходится существовать в одной системе. Все сосредоточены только на своей собственной жизни. Каждый эгоистичен в своих воззрениях, желаниях, принимаемых решениях и планах.
Фарятьев придумал себе образ Шуры (Елизавета Цапаева) и после 10 дней знакомства делает предложение руки и сердца. Почему? Ему показалось, что Александра — та женщина, которая воспримет или хотя бы будет терпеть его фантазии. Какова на самом деле женщина, чем она живёт, что любит — это Павлу совершенно не интересно. Он называет её Александра и продолжает это делать даже после того, как Шура говорит, что ей это не нравится. Потому что придуманную девушку Фарятьева зовут Александрой, не иначе! Будет ли счастье в этой паре при таком раскладе? Конечно, нет. Когда-то реальность выйдет на первый план. И воздушные замки разрушатся. Шура это прекрасно понимает.
Тётя Павлуши Фарятьева (Ольга Берзина) без согласования с племянником приглашает родственницу жить с ними. И даже не спросив о её желании, уже строит планы по обмену квартир.
Шура с матерью решают, что им лучше будет — в Горьком или Ленинграде (постоянно путаясь в городах). Они воодушевлённо сообщают об этом Любе. Разве нужно у Любы спрашивать о её желаниях? Нет, конечно. Люба — бесплатное приложение в этой семье. Никому не интересны её планы, друзья, мечты и прочие незначительные мелочи. А ведь есть ещё и папа, который, выполняя служебные обязанности в далёких морях, даже не подозревает, что возвращаться из командировки, возможно, придётся уже в другой город. Он — вообще лицо малозначительное и временное. К нему и относятся соответствующим образом.
Эгоизм Любы, девушки-подростка, легко объясняется не только возрастными особенностями. В этой семье можно привлечь внимание к себе только бунтом… Дебютантка Мария Раздобарина с первых минут появления на сцене буквально влюбила в себя. Так она органична, естественна и убедительна, что кажется, играет в театре уже много лет. А скорее всего, человек правильно выбрал свой жизненный путь, и профессия актёра — её верная стезя. Ко всему прочему, Мария обладает красивым сильным голосом и прекрасно поёт.
Вернёмся к героям спектакля: все действующие лица, по сути, положительные. Каждый по-своему хочет добра и любит. Но все они, выражаясь современным языком, состоят в токсичных отношениях.
Мать не желает признавать, что её дочери — взрослые люди, и пора их уже отпустить от себя. Излишней опекой она подавляет волю детей, но делает это, безусловно, из лучших побуждений. Ещё один блестяще реализованный Ириной Аввакумовой образ в галерее героинь-матерей.
Если бы можно было просматривать отдельные эпизоды, я бы снова и снова включала сцену знакомства матери Любы и Шуры с тётей Павла. Настолько это правдоподобно, мило, трогательно, смешно и очаровательно! Для меня это — один из самых удачных эпизодов спектакля. Мать «невесты» точно знает, кто доставит счастье любимой Шуре. Понимая, что великий и ужасный Бетхудов (этот персонаж, как Гудвин, незримо присутствует на сцене и в умах героев пьесы) — заведомо неподходящая партия для дочки, их союз обречён на провал, цепляется за лёгкую добычу — Фарятьева. Его надо всего лишь немного «улучшить», избавить от иллюзий и фантазий. Потому что стоматолог в семье (и тут мы с ней согласимся) — это безусловное счастье, благополучие и стабильность. Только не надо вот этих его фантазий и теорий, ни к чему это!
Жанр «Фантазий Фарятьева» — трагикомедия. Самый трагичный, на мой взгляд, персонаж — Шура. Она имела несчастье влюбиться в Бетхудова, человека, которого обожает, кажется, весь город. Он настолько великолепен, что его превосходство, так или иначе, признают все герои (кроме Любы, что даёт нам надежду на её лучшее будущее). Шуре 27. В советское время — это приговор. Не замужем, без детей и перспектив на работе: какие перспективы у преподавателя музыкальной школы? Роковая любовь заставляет забыть о данных обещаниях, планах переезда и, главное, о самой себе. Видя спешный побег Шуры к поманившему её Бетхудову, мы понимаем, что скоро она вернётся домой. Синяя папка, которая никак не хотела находиться, якорем притянет женщину домой. Елизавете Цапаевой удалось в полной мере отразить внутренний мир героини. «Да куда ты, глупая!» — так и хотелось крикнуть Шуре вслед, когда та, сверкая пятками, убегала к своим обречённым на крушение надеждам.
Из того, что ещё хочется отметить: в шурочкином сне по воле режиссёра Морозова Фарятьев предстаёт элегантным мужчиной и поёт заглавную песню из «Семнадцати мгновений весны». Вот такого бы Штирлица в мужья! Безусловно, Павел Козлов в образе то ли русского разведчика, то ли Джеймса Бонда — хорош. Но мир иллюзий гаснет, когда любимая мамочка будит заспавшуюся Александру. Вставай, дочь! Реальность тебя ждёт…
Мне понравилась работа московского режиссёра и саровских актёров. Полюбила ли я «Фантазии Фарятьева»? Нет, и не полюблю, наверное, никогда. Хотелось бы мне ещё раз посмотреть спектакль? Пожалуй, отдельные его эпизоды я бы пересматривала время от времени много раз. В любом случае, я советую посмотреть эту трагикомедию. Знаю, что некоторые мои коллеги плакали, находя себя в этой простой и в то же время сложной истории.
Анна Шиченкова
г. «Голос Сарова», 2022 г., № 18 от 28 сентября